Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Долдыканская основная общеобразовательная школа
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ».
Подготовила: Зверева Надежда Александровна
2023 г.
Тема: Изменение глаголов по числам.
Цель: создать условия для формирования умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.
Планируемые результаты: развивать умение находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки; находить в тексте глаголы, наблюдать роль глаголов в тексте.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;
2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;
3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные УУД:
1). Извлекать информацию из схем и текстов;
2). Выявлять сущность особенности объектов;
3). На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);
3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1). Слушать и понимать других;
2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
3). Оформлять свои мысли в устной форме;
4). Работать в коллективе
ЛИЧНОСТНЫЕ
1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.
Оборудование: учебник по русскому языку, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, дидактический и раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин.)
Мотивация к учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Ребята, давайте прочитаем девиз нашего урока. Слайд 1.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний. (7-8 мин.)
1. Словарная работа.
- Наш урок мы начнем со словарного диктанта. ( 3 мин.)
- Посмотрите на слайд 2 и разгадайте ребус. (Берёза).
- Запишите слово в тетрадь, подчеркните опасное место.
- Рассмотрите картинки. Слайд 3.
Запишите слова в тетрадь через запятую.
Проверим их написание. Слайд 4. Оцените себя. 1-2 «4», 3 «3».
- Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе? (1 мин.)
- Глагол – это…
- Глагол обозначает ……
- Глагол отвечает на вопросы…
2. Повторение изученного материала.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? что сделать?) (3 мин.) –А на что оканчиваются глаголы в неопред. форме?
Задание: У вас на столах карточка. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.
Слайд 5. Проверка. Оценивание.
3. Самоопределение к деятельности. Слайд 6.
– Посмотрите, кто изображен в левой части слайда? (Птица.) Щелкнуть слайд
(Верно. А можно сказать, что голубь- это птица)
– Кто изображен в правой части слайда? (Птицы.)
– Что изменилось в записи слов? (Окончание.)
– Почему? Посмотрите, сколько птиц изображено в левой части? (В левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; в правой части две птицы – значит, множественное число.)
- Составьте нераспространённое предложение к левой части слайда. (Птица летит.)
- Составьте нераспространённое предложение к правой части слайда. (Птицы летят.)
Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание.)
– Почему изменилось окончание? (Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.)
- Давайте подведем итог:
1) Значит, глаголы изменяются по числам, т.е. один и тот же глагол может быть в ед.ч., и во мн.ч.
Молодцы!
2) Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета)
4) Что обозначают глаголы во множественном числе? (Действие двух предметов)
5) На какие вопросы отвечают глаголы в ед. числе? (что делает?). Давайте зададим вопрос к слову летит. Щелкнуть
Во мн. числе? (что делают?) Щелкнуть
- Сформулируйте тему урока…. Слайд 7
- Какую цель поставим? (Определять число глаголов, изменять глаголы по числам).
-Давайте обратимся к учебнику, правильно ли мы сделали выводы?
Стр. 109 чтение правило хором.
5. Физкультминутка. (2 мин.)
В понедельник я купался…
- Я буду называть глагол в ед.ч., а вы должны его изменить и назвать во мн. ч.
(Думает, шумит, бежит, играет, плывет, зеленеет, наступает, живёт, журчит).
6. Изучение нового материала.
Прочитайте текст, определите его тему (7 мин.).
Прочитайте про себя. А теперь читаем текст по цепочке.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
- Назовите тему текста.
- О каких признаках весны говорится в тексте?
- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять исходя из нашей темы? (ответы детей)
Выпишите глаголы, определите их число. (Вика, повтори, какое задание текста ты будешь выполнять?)
- Спишите 1 предложение, подчеркните основу предложения.
- Дать характеристику предложению (по цели высказывания: повеств., по интонации: невоскл., распрастр.)
Задание (работа в парах) (4 мин.): Распределите глаголы в 2 столбика. *Устно, если не хватит времени.
1 столбик ед.ч. Во 2 столбик глаголы мн.ч.
(Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит).
Проверка. Оценивание.
* Стр. 109 упр.190.
7. Подведение итогов урока:
Тест. (3 мин.)
- А теперь посмотрим, все ли из вас успешно усвоили новый материал, в этом нам поможет тест (выдается каждому ученику по вариантам).
1 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Сияет, смешной, светят, дружба.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Дружит, берут, спешит, убирали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Сияет, пишут, посмотрят.
2 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Смотрит, сильный, служба, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Читает, уберут, рисую
Проверка. Слайд 8.
8. Рефлексия.
- Что необходимо сделать, чтобы определить число глаголов? (Задать вопрос).
- В ходе урока вы заполняли лист самооценки. Оцените свою работу на уроке.
Желаю удачи, бодрости и хорошего настроения на весь день.
Слайд 9. Д/з Стр. 109 выучить правило, стр. 110 упр. 191.
Тест.
1 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Сияет, смешной, светят, дружба.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Дружит, берут, спешит, убирали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Сияет, пишут, посмотрят.
Тест.
2 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Смотрит, сильный, служба, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Читает, уберут, рисую
Тест.
1 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Сияет, смешной, светят, дружба.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Дружит, берут, спешит, убирали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Сияет, пишут, посмотрят.
Тест.
2 вариант.
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Смотрит, сильный, служба, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Читает, уберут, рисую
- Прочитайте текст, определите его тему.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
Проверим!
Греет, тают, звенит, бегут, скачут.
- Прочитайте текст, определите его тему.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
Проверим!
Греет, тают, звенит, бегут, скачут.
- Прочитайте текст, определите его тему.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
Проверим!
Греет, тают, звенит, бегут, скачут.
- Прочитайте текст, определите его тему.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
Проверим!
Греет, тают, звенит, бегут, скачут.
- Распределите глаголы в 2 столбика.
1 столбик ед.ч. Во 2 столбик глаголы мн.ч.
(Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит).
- Распределите глаголы в 2 столбика.
1 столбик ед.ч. Во 2 столбик глаголы мн.ч.
(Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит).
- Распределите глаголы в 2 столбика.
1 столбик ед.ч. Во 2 столбик глаголы мн.ч.
(Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит).
- Распределите глаголы в 2 столбика.
1 столбик ед.ч. Во 2 столбик глаголы мн.ч.
(Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит).
Исправь ошибки:
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
Исправь ошибки:
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
Исправь ошибки:
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
Исправь ошибки:
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
Стоят, идёт, катают, прыгает, пишут, моет, блестят, летят, работает, учит
Проверь:
Ед.ч. Мн. ч.
идёт строят
прыгает катают
моет пишут
работает блестят
учит летят
Проверь:
Ед.ч. Мн. ч.
идёт строят
прыгает катают
моет пишут
работает блестят
учит летят
Проверь:
Ед.ч. Мн. ч.
идёт строят
прыгает катают
моет пишут
работает блестят
учит летят
Проверь:
Ед.ч. Мн. ч.
идёт строят
прыгает катают
моет пишут
работает блестят
учит летят