Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ.
Цели урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен
прилагательных по падежам.
Выявить особенности склонения этой части речи
- Отработка навыков правописания падежных окончаний имен
прилагательных.
- Повторить значение, грамматические признаки и роли в
предложении имен прилагательных.
- Привитие интереса и любви к родному языку.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
Ход урока:
Мотивация.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК ВЕСЕЛЫЙ,
МЫ НАЧАТЬ УРОК ГОТОВЫ.
БУДЕМ СЛУШАТЬ, РАССУЖДАТЬ
И ДРУГ ДРУГУ ПОМОГАТЬ.
Организационный момент.
- Приветствие гостям.
Объявление темы и целей урока.
Урок начнем с проверки домашнего задания
- Какие прилагательные выписали?
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
Повторение:
Как изменяются имена существительные.?
(по числам и падежам)
В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?
( по родам, числам).
- Чем отличаются эти словосочетания?
ЛЕСН____ РУЧЕЙ ЛЕСН____ РУЧЬЮ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
А склоняются ли имена прилагательные?
ИССЛЕДОВАНИЕ:
Страница 35, упражнение 210
Работа по вариантам и у доски:
1 вариант: 2 вариант:
И.п. хорошая погода И.п. зимнее утро
Р.п. Р.п.
Д.п. Д.п.
В.п. В.п.
Т.п. Т.п.
П.п. П.п.
- Прочитать вывод в учебнике. Какие слова вставите7
- Проверьте себя на стр. 124.
- Как вы думаете, то, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже,- это закон языка или правило письма? А может то и другое7
ЭКСПЕРИМЕНТ:
Работа по карточкам разного цвета.(Вставь окончания прилагательных)
Белая карточка:
Святой источник. Святые источники. ( )
Желтая карточка:
Золотое сердце. Золотые сердца. ( )
Зеленая карточка:
Родная дочь. Родные дочери.
В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ:
Имя прилагательное стоит в той же падежной форме, что и имя существительное, от которого оно зависит.
ФИЗМИНУТКА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
Индивидуальное задание: Прочитать выразительно стихотворение И.А.Бунина
«Листопад»
- багряный ( в словаре)
- вдова ( в словаре)
- Сколько в этом стихотворении прилагательных? ( 12 )
- Какую смысловую роль играют в нем прилагательные?
- Какое настроение они создают?
Работа по группам:
1 группа:
Выпиши из текста 5 словосочетаний сущ. + прил., укажи род, число, падеж.
2 группа
Спиши предложения, вставь окончания имен прилагательных, определи род, число падеж имен прилагательных.
Вся земля покрыта мягк_____ снегом.
Зимн___ небо покрыто облаками.
Только проглядывает полоска голуб____ неба.
Деревья украшены прихотлив______ узорами.
Ели и сосны в зелён____ убранстве.
Ранн_____ утром друзья отправились в лес.
Проверка: Самопроверка по образцу. Поставь себе оценку:
Нет ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки - 3
3 группа
Вставь окончания имен прилагательных, пользуясь алгоритмом. Определи падеж.
О тёпл___ погоде ( погоде как ой? тёпл ой) П.п.
К спел____ яблоку
О пшеничн____ каравае
Печальн___ новость
Ранн_____ весной
Про хрустальн_____ туфельку
За соседн____ домом
Самопроверка по образцу:
К спелому яблоку (Д.п.)
Печальная новость (И.п.)
Ранней весной (Т.п.)
Про хрустальную туфельку (В.п.)
За соседним домом (Т.п.)
Итог урока:
- Что нового узнали о словоизменении имен прилагательных?
- Как изменяются имена прилагательные? ( По родам, числам, падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного?
Домашнее задание:
Упр. 4, стр. 49.
Рефлексия:
Каждый по- своему воспринял сегодняшний урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо поработать над собой.
Оцените свою работу цветом
Выбери свой цвет: Красный – отлично
Синий – хорошо
Желтый - удовлетворительно