СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме "Роль антонимов прилагательных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Роль антонимов прилагательных в речи"(программа "Школа 2100")

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме "Роль антонимов прилагательных в речи"»

Конспект урока русского языка


Автор: Жиренко Светлана Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №24»

Предмет: русский язык

Класс: 4-б

УМК: «Школа 2100»

Тема: роль прилагательных-антонимов в речи.

Цель: определение роли прилагательных - антонимов в речи

Задачи: 1. Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи.

Продолжить работу над правильным и обоснованным употреблением антонимов.

Формировать умения находить имена прилагательные в тексте.

Работать над развитием устной и письменной речи.

2. Развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный.

Технология: проблемно- диалогическая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник В.Е. Бунеев «Русский язык 4 класс»; М.Р.Львов «Словарь антонимов русского языка»,карточки

Планируемые результаты

Предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

  1. Организация

начала урока

- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся гостям, а теперь своим одноклассникам.Пожелаем успехов друг другу.

-Я рада видеть ваши улыбки.

-Давайте повторим вместе:

Я уже много знаю.

Вокруг ещё много неизвестного.

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!

Приветствуют гостей и одноклассников.

Дети берутся за руки в группах.

Проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

Хором повторяют за учителем.

Личностные результаты:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

потребность в чтении;

интерес к письму, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


2.Актуализация знаний




























3.Постановка цели и учебных задач









4.Чистописание



1) - Прочитайте стихотворение. Слайд 1.

Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались?

- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном? Слайд 2.


- Прочитайте предложение: Слайд 3.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Что это за предложение?

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

Прилагательные-антонимы Слайд 4.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

- Что для этого вы должны узнать? Чему научиться?

- Используя опорные слова, составьте предложения.

Узнать, … роль…

Учиться … в речи Слайд 5.

(Фиксирую на доске роль)


большой – маленький Слайд 6

старый – (молодой)

сухой – (мокрый)

твёрдый – (мягкий)

глубокий – (мелкий)

- Прочитайте слова первого столбика.

- По какому признаку их объединили в одну группу?

( Прилаг., ед. ч., м. р., начинаются с тв. согл. звуков)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать в М.ч..

(К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м)

- Назовите составленные пары слов.

- Какую букву мы будем писать?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Этой буквой обозначаются звуки [м], [м,])

- Дайте характеристику этим звукам.

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

мб мв мг мд мж …

(Строчная буква м чередуется с согласными буквами, идущими в алфавитном порядке)

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности и допишите следующие три сочетания.

(мз мй мк)

- С какими буквами вы написали сочетания.

Проверка. Слайд 7.





Это имя прилагательное

Имя прил. описывает предметы, делает нашу речь более точной, красивой и выразительной.

Рассказ о прилагательном




Находят орфограммы, объясняют их.

Записывают дату и название работы.

Записывают пословицу, подчеркивают орфограммы.

Осуществляют взаимопроверку, оценивают работы знаком


(Пословица)

(Речь должна быть четкой, правильной, понятной, лаконичной).







Формулируют тему урока

«Прилагательные-антонимы»


Узнать, какова роль прилагательных-антонимов в речи.

Учиться правильно употреблять прилагательные - антонимы в речи.





5. Словарно-орфографическая работа































- Угадайте новое словарное слово. Слайд 8

- Оно согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.


морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас


- Какое это слово?

(простор)

- Как вы догадались?

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

- Как вы понимаете выражение «дать простор фантазии»?

- Значит, слово «простор» имеет и другое значение.

Простор – свобода, раздолье.

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге)

- Запишите это слово. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложения, словосочетания с данным словом.

(безграничные просторы Вселенной,

бескрайний простор полей, выйти на морской простор, повеселиться на просторе, широкий простор для творчества



6. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.




















Проверка







Физпауза

2)- А теперь внимание на экран. Слайд 9

- Мы сейчас говорили о многозначности имени существительного. А есть ли многозначные имена прилагательные? Проведём исследование.

Побудьте исследователями. Подберите антоним к данному прилагательному.

Свежий хлеб –

свежий ветер –

свежая газета –


- Прочитайте словосочетания.

- Замените прилагательные антонимами.

- Какие словосочетания составили?

(чёрствый, сухой хлеб

тёплый ветер

старая газета)

- Запишите словосочетания парами.

- Почему к одному и тому же прилагательному мы подобрали разные антонимы?

(Прилагательные употреблены в разных значениях)

- Назовите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении.

- А в каких в переносном?

- Что интересного вы узнали о многозначных именах прилагательных?

- Сделайте вывод.

Многозначные имена прилагательные могут иметь разные антонимы


- Пора отдохнуть.










Фронтальная работа


К этому прилагательному надо подбирать несколько антонимов.

Прилагательное многозначное.

Многозначные имена прилагательные могут иметь разные антонимы

Под музыку дети выполняют активные танцевальные движения


7. Формирование умений и навыков.

1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов.













Проверка



8. Наблюдение

за ролью прилагательных – антонимов в речи.

Самостоятельная работа(карточки)





















Самопроверка












Прием противопоставления-антитеза



























9. Работа по развитию речи. Редактирование текста

1) Работа по учебнику-упр. 205.

- Прочитайте задание.

- На какие группы можно разбить слова, данные в этом упражнении?

- Какова цель этого задания?

- Давайте составим образец работы:

честный –лживый человек

узкий- широкий переулок, ручей

близкий- далекий берег

прекрасный-уродливый,безобразный герой

устный (уста) – письменный ответ



прелестный – отвратительный,некрасивый вид

-Дальше работаем самостоятельно, а 2 человека у доски

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Если вы выполнили все задание правильно, написали аккуратно – поставьте +.




- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

Н. Выберите из данных пословиц только те, в которых есть прилагательные-антонимы. Запишите пословицы в тетради.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Азбуку учат — во всю избу кричат.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

П. Вставьте в пословицы нужные по смыслу слова, спиши.

… дело лучше… безделья.

… сторона – мать, а … - мачеха.

Слова для справок: большой, маленький, родная, чужая.

М. Вспомни пословицы, в которых есть следующие антонимы и запиши их.

старый- новый горький- сладкий добрый – злой

(Старый друг лучше новых двух.

Лучше горькая правда.чем сладкая ложь.


- Выполните задание в тетради. Не забываем о том, что работа должна быть выполнена не только правильно, но и красиво. Для этого и сесть надо красиво.

- Проверьте свою работу.

- Какие пословицы вы составили?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

Вывод.Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли

Обозначьте орфограммы.

Проверка.

- Какие орфограммы встретились?


Приём противопоставления образов, картин называется антитезой. Фиксирую на доске.

2)- Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества.

1)Упр.204

- Алина нам приготовила сюрприз.

Ребята, кто вспомнил , как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная).

- Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).

Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта)

Автор использует прилагательные-антонимы молодой и старый для создания комического эффекта.

Фиксирую на доске роль…

- Какую роль прилагательные – антонимы выполняют в нашей речи?

-Этот прием используют авторы и в названиях своих произведениях,в своих высказываниях Слайд 10,11


Работа по учебнику-упр. 207,стр. 33Слайд 12

-Исследователями были, а теперь поработаем редакторами.

Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Выполните эту часть задания.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний

солнечный

светло-синее

чистое

ясное

лёгкие

тёплый

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?(приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось?(Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний

дождливый

темно-синее

облачное

хмурое

тяжёлые

холодный

- Вставьте новые слова в текст.

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно.

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать?

- Какую часть текста мы должны отредактировать?

- В чём особенность этого предложения?

(предложение с прямой речью)

- С каким настроением говорят деревья?

(грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!»

«Дождь… Сыро, мокро!»)

- Запишите отредактированный текст.

Пасмурный день

Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)

Самопроверка.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи.

- Если вы выполнили все задание правильно, написали аккуратно – поставьте +.

Слова с непроизносимыми согласными, слова с парными согласными в корне.

Развитие умения подбирать прилагательные-антонимы к словам.

«Словарь антонимов» М.Р. Львова.

Обсуждение в группах.

Запись в тетрадях самостоятельно.

Выполняют работу в тетрадях

Проверка по образцу.










От каждой группы выходит представитель с выбранным ответом.

Оценивают работы знаком.

Каждая группа, по очереди, читает слово, объясняет орфограмму, называет подобранные антонимы.

Другие группы соглашаются с ответом или вносят свои исправления или дополнения. Оценивают работы знаком.

























Ученица читает стихотворение наизусть.

Дети рассказывают о своих чувствах.


Приём противопоставления образов, картин называется антитезой.










Автор использует прилагательные-антонимы для создания комического эффекта.



































Осенний, пасмурный день.

Надо заменить прилагательные антонимами.

Обсуждение в группах.

Одна группа зачитывает текст.
















Дети делают вывод.




















Записывают отредактированные тексты.

Оценивают работы знаком.

10. Итог урока

- Используя ключевые слова и выводы, которые мы делали на уроке, расскажите о роли прилагательных-антонимов в нашей речи.

(Они имеются в загадках, пословицах, поговорках,некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

- Подходит к концу наш урок. Посчитайте, сколько плюсов вы поставили себе. У кого 5-6 плюсов, могут поставить оценку 5, они успешно справились с поставленными в начале урока задачами.

Подводят итог урока














Подсчитывают плюсы и выставляют отметки


11. Домашнее задание

1. упр. 2 стр. 48

2. Найдите и запишите 5 пословиц, в которых используются прилагательные-антонимы.


12. Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня мы узнали …

Мы испытывали затруднения…

Нам понравилось…

У нас получилось…