1) Работа по учебнику-упр. 205. - Прочитайте задание. - На какие группы можно разбить слова, данные в этом упражнении? - Какова цель этого задания? - Давайте составим образец работы: честный –лживый человек узкий- широкий переулок, ручей близкий- далекий берег прекрасный-уродливый,безобразный герой устный (уста) – письменный ответ прелестный – отвратительный,некрасивый вид -Дальше работаем самостоятельно, а 2 человека у доски - Проверим, как вы справились с заданием. - Если вы выполнили все задание правильно, написали аккуратно – поставьте +. - В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы. Н. Выберите из данных пословиц только те, в которых есть прилагательные-антонимы. Запишите пословицы в тетради. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Азбуку учат — во всю избу кричат. Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. П. Вставьте в пословицы нужные по смыслу слова, спиши. … дело лучше… безделья. … сторона – мать, а … - мачеха. Слова для справок: большой, маленький, родная, чужая. М. Вспомни пословицы, в которых есть следующие антонимы и запиши их. старый- новый горький- сладкий добрый – злой (Старый друг лучше новых двух. Лучше горькая правда.чем сладкая ложь. - Выполните задание в тетради. Не забываем о том, что работа должна быть выполнена не только правильно, но и красиво. Для этого и сесть надо красиво. - Проверьте свою работу. - Какие пословицы вы составили? - Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи? Вывод.Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли Обозначьте орфограммы. Проверка. - Какие орфограммы встретились? Приём противопоставления образов, картин называется антитезой. Фиксирую на доске. 2)- Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества. 1)Упр.204 - Алина нам приготовила сюрприз. Ребята, кто вспомнил , как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная). - Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная). Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта) Автор использует прилагательные-антонимы молодой и старый для создания комического эффекта. Фиксирую на доске роль… - Какую роль прилагательные – антонимы выполняют в нашей речи? -Этот прием используют авторы и в названиях своих произведениях,в своих высказываниях Слайд 10,11 Работа по учебнику-упр. 207,стр. 33Слайд 12 -Исследователями были, а теперь поработаем редакторами. Прочитайте задание. - Что мы должны сделать? - Выполните эту часть задания. - Назовите прилагательные, которые встретились в тексте. весенний солнечный светло-синее чистое ясное лёгкие тёплый - Какую смысловую роль они играют? (Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном) - Какое настроение создают прилагательные в тексте?(приятное, тёплое, радостное…) - Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним. - Что получилось?(Пасмурный день) - Должен ли измениться смысл текста, его настроение? - Что для этого нужно сделать? (заменить прилагательные антонимами) - Подберите слова антонимы. - Назовите варианты ответов. осенний дождливый темно-синее облачное хмурое тяжёлые холодный - Вставьте новые слова в текст. - Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно. - Прочитайте текст. - Что вы можете о нём сказать? - Какую часть текста мы должны отредактировать? - В чём особенность этого предложения? (предложение с прямой речью) - С каким настроением говорят деревья? (грустно, печально, тоскливо) - Что они говорят? («Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» «Дождь… Сыро, мокро!») - Запишите отредактированный текст. Пасмурный день Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!») Самопроверка. - Какую роль играют прилагательные-антонимы? Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи. - Если вы выполнили все задание правильно, написали аккуратно – поставьте +. | Слова с непроизносимыми согласными, слова с парными согласными в корне. Развитие умения подбирать прилагательные-антонимы к словам. «Словарь антонимов» М.Р. Львова. Обсуждение в группах. Запись в тетрадях самостоятельно. Выполняют работу в тетрадях Проверка по образцу. От каждой группы выходит представитель с выбранным ответом. Оценивают работы знаком. Каждая группа, по очереди, читает слово, объясняет орфограмму, называет подобранные антонимы. Другие группы соглашаются с ответом или вносят свои исправления или дополнения. Оценивают работы знаком. Ученица читает стихотворение наизусть. Дети рассказывают о своих чувствах. Приём противопоставления образов, картин называется антитезой. Автор использует прилагательные-антонимы для создания комического эффекта. Осенний, пасмурный день. Надо заменить прилагательные антонимами. Обсуждение в группах. Одна группа зачитывает текст. Дети делают вывод. Записывают отредактированные тексты. Оценивают работы знаком. |