Тема урока: «Правописание суффиксов существительных –ек- и –ик-
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов -ЕК--ИК- в именах существительных.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик в существительных;
Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
Обогатить словарный запас учащихся;
Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;
2.Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и ответственное отношение к слову, к культуре речи;
2.Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
3.Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
3. Развивающие:
1. Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
2.Развивать творческие способности учащихся;
3.Развивать орфографическую грамотность, самоконтроль;
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016»
2
Чуксина Антонина Яковлевна
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтрол
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016»
2
Чуксина Антонина Яковлевна
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтро4.Создавать условия для развития коммуникативных навыков;
4.Продолжать работу по развитию критического, образного мышления учащихся.
Задачи урока:
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков
конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек,
подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно
писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию
орфографической зоркости;
метапредметные:
регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка
учебных действий;
коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые
выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и
учителем, умения выражать свои мысли;
познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать
выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой
информации, применение практических навыков правила правописания
суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.
Задачи урока:
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков
конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек,
подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно
писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию
орфографической зоркости;
метапредметные:
регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка
учебных действий;
коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые
выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и
учителем, умения выражать свои мысли;
познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать
выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой
информации, применение практических навыков правила правописания
суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.
Задачи урока:
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;
метапредметные:
регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;
коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.
Оборудование:
презентация урока;
фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
раздаточный материал: тесты, тексты для исследования;
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор об имени
существительном, об орфограммах, встречающихся в словах, относящихся к
этой части речи. И начнем с повторения изученного.
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».
Я говорю вам фразу, а вы решаете, верно ли данное утверждение
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном, об орфограммах, встречающихся в словах, относящихся к этой части речи. И начнем с повторения изученного.
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».
Я говорю вам фразу, а вы решаете, верно ли данное утверждение (Ответ даете ДА_НЕТ)
1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
3. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.
4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
5. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода ПУТЬ.
6. Определить падеж у несклоняемых существительных невозможно.
7. Существительные СИРОТА, ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.
8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
2.2.Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, проверили .
2.3.С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке? Правильно . С Правописанием суффиксов -чик—щик-.
Решение теста,проверка.
3.Изучение нового материала .Слайд 3( работа устно)
Действительно, суффиксы –ик–, а когда –ек– вызывают затруднение на письме. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
Этот вопрос у вас вызвал затруднение. Как же мы можем определить тему нашего урока.
(Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.)
3.1.Запись темы урока.
3.2Наблюдение за материалом. Слайды5,6. (работа и выводы устно)
3.3.Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». У героя этой сказки Вити Перестукина тоже возникли подобные проблемы.
Эпизод из сказки.(правописание –ек и –ик)
Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
(Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.
К такому ли выводу пришел Витя Перестукин? Да, мы с вами сделали тот де вывод.
4.Закрепление нового матерниала. Выполнение заданий разного уровня сложности.
4.1
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к. (письменно)
4.2. Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к, мости..к -ек-: сыночек,подарочек,звоночек,дружочек,орешек,пузыречек,василечек, огонечек. -ик-:мячик,самолетик,ключик,карандашик,кирпичик,ларчик, мости..к. 4.3. Фотодиктант 1 в.- бегемотик,котик,жирафик,слоник. 2в.-барашек,львеночек,тигрёночек.
5. Рефлексия.
Итак, поднимите руку
- те, у кого в течение урока не возникло трудностей, все было понятно и просто;
- те, кому все понятно, но остались некоторые вопросы;
- те, кто плохо понял тему, ничего непонятно и сложно.
Молодцы. Все сегодня старались. Особенно хотелось бы отметить работу…
( Выставление оценок учащимся)
6.Домашняя работа.
По выбору учащихся
1. П.50, правило выучить.
2. Упражнение 243– «4»
3.Сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков» – «5»