СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во втором классе по теме "Что такое родственные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во втором классе по теме "Что такое родственные слова"»

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?


Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.


Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.


Задачи:

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

4. Обогащать словарный запас учеников.

5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.


Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной работы, домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы, листочки с родственными словами.


Ход урок

  1. Организационный момент.


Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.


В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.


2.Минутка чистописания.


Запись на экране.


Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИШЕМ ЧИСЛО И КЛАССНАЯ РАБОТА.

12 октября

Классная работа

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.


а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.


Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.


- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:


Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой буквы, через запятую.( Дети делают запись ).


б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- А вот ребята скажите, можно было выписать все слова ?

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.


в) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.


г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали, близки по смыслу.


Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).


д) – Тогда должно быть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)


Родственными называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.


-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Ребята, а что такое корень слова?


- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». Корень - общая часть родственных слов.

Корень обозначается –дугой.



г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. начало, источник чего-либо;

  4. часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные )

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?

( Общая часть родственных слов)

  • Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).


4 . Понятие об однокоренных словах.


- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)


- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.


-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова


-А теперь посмотрим правило в учебнике на с 61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.


5. Физминутка .


Хомка,хомка,хомячок

Полосатенький бочок

Хомка рано встает

Щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз,два,три,четыре,пять

Хомка сильным хочет стать.


- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.


6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .


а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.


Игра называется «Засели домики».


- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.


2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.


- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)


- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.


( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .


б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 90 из учебника на странице 63.


в) Групповая работа.


-А вот и мудрая Сова появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки . Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным .


1 задание

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…..(медведь).


Медведь, медленно, медвежата, медвежий.


2 задание

На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)


Волк, волчий, волокно, волчица.


3задание

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…


Лиса, лисенок, листик, лисий


7. Релаксация.

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.


9.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр. 93 стр.64)

-Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.


10. Итог урока.


-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.


6. Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.


- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.



.