Открытый урок по теме «Царство Грибы» 5 класс
Цель: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Задачи: - изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов, - развивать наблюдательность , умение делать выводы на основе наблюдений , - способность быстро отвечать на вопросы, - использовать при освоении нового материала полученные ранее знания , -воспитывать интерес к биологии, бережное отношение к природе и осторожность при сборе грибов.
Оборудование : мультимедийный проектор, муляжи грибов, микроскопы, микропрепарат плесневого гриба мукора, учебник. Предварительная подготовка: сильным учащимся дать домашнее задание заранее: какие грибы растут в нашей местности, самостоятельно прочитать материал о грибах и сделать небольшое сообщение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока I. Повторение изученного: - На прошлом уроке мы познакомились со строением клетки бактерии. Расскажите о нем и сравните его строением клетки растения. (ответ ученика). - Вы знаете , что бактерии делятся на сапрофиты и паразиты. Охарактеризуйте эти две группы бактерий. Отвечают два ученика, один дает характеристику сапрофитам, другой паразитам. - Давайте вспомним , как размножаются бактерии и что такое споры. ( отвечает ученик) А теперь давайте кратко обобщим все, что мы знаем о роли бактерий в природе и жизни человека. Для этого ответьте на вопросы. 1. Как бактерии способствуют плодородию почвы? 2. Расскажите о симбиозе клубеньковых бактерий и бобовых растений. 3. Какова роль бактерий в пищевой промышленности ? 4. Расскажите все, что вам известно, о болезнетворных бактериях. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы препятствовать их распространению? II. Работа над новым материалом Отгадайте, что мы сегодня будем изучать Летом он в лесу растет, Сам в корзинку не идет. Ему нужно поклониться, Ножку срезать, не лениться, Шляпку снимет он тогда, Из него вкусна еда. Что под шляпкою растет, Сам в корзинку не идет? (Ответ: Гриб) Правильно будем говорить о Грибах . Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Наш сегодняшний урок посвящен еще одному царству живых организмов- царству «Грибы». Вы все знаете, что грибы бывают съедобные и несъедобные. Назовите известные вам грибы? ( Ученики называют) А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете, как эти грибы выглядят? ( Демонстрация муляжей грибов, учащиеся называют их) Собирать следует только те съедобные грибы ,которые ты знаешь. Царство Грибы включает в себя как многоклеточные ,так и одноклеточные организмы. Примером одноклеточного гриба может служить плесневый гриб мукор, который нам сегодня предстоит изучить в ходе лабораторной работы. Какие особенности питания гриба? Читает сообщение первый ученик.( раскрывает способы питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Особенности строен Давайте рассмотрим строение шляпочных грибов ( используем муляжи) .Такие всем известные грибы ,как сыроежка, белые, подберезовики и др., относятся к шляпочным грибам. То, что обычно называют грибом, на самом деле является его плодовым телом. Почти у всех шляпочных грибов, кроме сморчков, строчков и трюфелей , оно состоит из шляпки и ножки. А что у гриба является главным? Ученик второй читает сообщение. Главной частью гриба является грибница , которая растет верхнем слое почвы и состоит из тонких ветвящихся тонких белых нитей. Плодовое тело гриба образовано плотно прилегающими друг к другу нитями грибницы. Внимательно рассмотрите модели грибов и увидите , что шляпка гриба состоит из двух слоев. У одних этот слой образован пластинками, а у других состоит из трубочек. В зависимости от строения шляпки грибы делят на трубчатые и пластинчатые. – Определите, модели каких из них вы держите в руках. (Ученики отвечают) В этих пластинках или трубочках образуются споры, которыми размножаются грибы. Физкультминутка « Грибы и ягоды» Мы с друзьями в лес пойдем(шагаем на месте) В лес пойдем. Грибы ягоды найдем. (наклоны туловища к правой – левой ноге) Их в корзинки соберем ( имитация движений) Покричим в лесу : « Ау- Ау»! ( руки рупором к о рту) Эхо там живет в бору ( правую руку на пояс, левую к уху, наклон туловища влево, вправо)
А теперь вспомните, как называется тесное взаимовыгодное взаимодействие двух организмов? ( Симбиоз) С этим явлением мы уже познакомились на примере бактерий. Грибы так же могут образовывать симбиоз с корнями деревьев, сплетаясь с ними, образуя грибокорень , или микоризу. А теперь давайте познакомимся со строением дрожжей и плесневых грибов. Плесневой гриб мукор хорошо знаком всем. Где он появляется и каковы его особенности? Сообщение третьего ученика о мукоре. Для изучения строения мукора подготовьте микропрепарат этого гриба. Настройте микроскоп и поместите его на предметный столик. (Ученики выполняют задание) Внимательно рассмотрите препарат, найдите грибницу, плодовое тело и споры. Зарисуйте то , что увидели, и подпишите названия основных частей гриба. – Другой разновидностью одноклеточного гриба являются дрожжи. Знаете ли вы, для чего они используются? Сообщение четвертого ученика о дрожжах . Попробуйте сами , основываясь на том, что вы сегодня узнали о грибах, сделать вывод об их значении в природе и жизни человека. Сообщение пятого ученика о пользе и вреде грибов. III. Подведение итогов урока На уроке мы познакомились со строением грибов, научились различать трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы, изучили строение дрожжей и плесневого гриба мукора, а так же сделали вывод о значении грибов в природе и жизни человека. Домашнее задание Повторить пройденный материал параграфа13 и 14, зарисовать различные виды грибов: пластинчатые и трубчатые шляпочные , дрожжи. Ответить на вопросы стр.60 устно.
Литература: 1. Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-griby/#i
2. Учебник Биология 5 класс, под.ред И.Н.Пономаревой и др.