Урок «Общая характеристика грибов»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование и средства обучения: муляжи шляпочных грибов, плесень мукор на хлебе, зеленая плесень на лимоне, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы нового поколения, мультимедийная презентация, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», инструктивные карточки, учебник.
Цели урока.
1.Образовательные цели:
– выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства.
– изучить особенности строения, питания и размножения грибов.
– показать многообразие грибов в природе.
– определить роль грибов в природе и жизни человека.
2. Развивающие цели:
– развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.
– привитие навыков творческой и исследовательской деятельности, работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения и сетью Интернета.
3. Воспитательные цели:
– воспитывать интерес к живой природе.
– воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении познавательных задач.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте! – говорю я вам , желая здоровья и успеха. Давайте улыбнемся друг другу, говорят улыбка-это поцелуй души. Поделимся с гостями улыбкой и скажем «Добрый день!»
Звучит песня улыбка
Звучит 1 куплет песенки «От улыбки хмурый день светлей».
Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок прошёл у нас с улыбкой и поставленные задания выполнялись бы вами легко.
Надпись на доске: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рыленков) Ребята, как вы понимаете это высказывание? (надо быть внимательнее к природе)
Пытливый ум человека всё глубже проникает в тайны живой природы, пытаясь дать объяснение самому сложному и удивительному явлению природы, которое называется жизнью.
Опрос:
Какие царства живой природы Вы знаете?
Какие царства мы изучили?
Перед вами признаки растений и животных разделите их по царствам:
1.Неподвижны;
2. Являются гетеротрофами, питаются готовыми органическими веществами;
3. Имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы;
4. Синтезируют органические вещества, идёт процесс фотосинтеза - автотрофы
5. Растут в течении всей жизни
6. Активно передвигаются
7. В клетке есть хлоропласты и вакуоль с клеточным соком
8. Растворённые вещества получают путём всасывания
9. Запасным веществом является гликоген ;
10.Продуктом выделения является мочевина
11.Наличие в клетках хитина
животных | растений |
Активно передвигаются Наличие в клетках хитина , в клеточных оболочках 3.Являются гетеротрофами, питаются готовыми органическими веществами; 4.Запасным веществом является гликоген 5. Продуктом выделения является мочевина | Неподвижны; Растут в течении всей жизни Имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы ; Синтезируют органические вещества, идёт процесс фотосинтеза - автотрофы Растворённые вещества получают путём всасывания В клетке есть хлоропласты и вакуоль с клеточным соком |
Учащиеся по вариантам разносят их проверяют ответы на доске
Оценивают себя в оценочных листах
Какие группы животных вы знаете
Называют, названные группы появляются на экране
Простейшие или Многоклеточные
Одноклеточные 1.Кишечнополостные
2.Черви a) Ракообразные
3. Членистоногие b) Паукообразные
c) Насекомые
4. Позвоночные a)Рыбы
b)Земноводные
c)Пресмыкающиеся
d)Птицы
e) Млекопитающие
Представители: Амёба, эвглена зелёная, инфузория- туфелька, речной рак, лягушка болотная, тритон гребенчатый, дождевой червь, комнатная муха, паук крестовик, воробей домовый, заяц беляк, бурый медведь, голубь сизый, ящерица прыткая, черепаха болотная, тигровая акула, щука обыкновенная.
Признаки:
1.
2.Тело образовано двумя слоями клеток, пища переваривается в кишечной полости
3. Тело удлинённое, без конечностей, состоящее из колец.
4. Хитиновый покров защищает тело животных от повреждений, тело и конечности состоят из члеников.
5.Есть внутренний скелет, основу которого образует позвоночник.
6. Первые наземные позвоночные, дышат лёгкими и кожей.
7. Настоящие наземные животные, живут и размножаются на суше, сухая и ороговевшая кожа.
8. Обтекаемая форма тела, наличие перьевого покрова и крыльев.
9. Обитают на суше, в воде, воздухе и в почве, тело покрыто шерстью, рождают живых детёнышей, которых выкармливают молоком
10. Скелет или хрящевой или костный, обтекаемая форма тела, плавники, как органы передвижения, органы дыхания - жабры.
11. Тело состоит из множества клеток, которые образуют ткани и органы.
Признаки к ним разнести в таблице, представителей написать
Проверка в слайде
Оценили в оценочных листах
Изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение животных. Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
У меня с собой корзинка и я собралась в лес
Вдохните глубоко-глубоко чистый лесной воздух.
На экране : Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою Что нам шепчешь на заре. Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи: Чтоб узнали точно мы – как в лесу растут…..
„Грибы”.
-Итак, как звучит тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
Целеполагание. Постановка учебной задачи. Теперь давайте сформулируем цель нашего урока На экране написаны слова в помощь. Закончите предложение, вставив нужные слова.
«Познакомиться с многообразием видов _______________» (царства грибов). Выяснить особенности______________________ (строения грибов). Изучить правила________________ (сбора) шляпочных грибов. Узнать _____________(о значении) грибов в природе и жизни человека.
Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.
Грибы поражают нас многообразием форм. Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши»
и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики,
которые облюбовали себе жильё на деревьях. Слайд: Многообразие форм грибов(картинки)
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Есть целая биологическая наука, которая изучает грибы.
Задание для учащихся: выделить в сообщении о развитии микологии самое главное и записать в тетрадь.
Сообщение о развитии микологии Слайд: Определение микологии
Микология – наука, изучающая грибы. Название науки произошло от греческого слова «микос» – гриб. Зародилась микология на Балканском полуострове. Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к 5 веку до н.э. Древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами
А один из его учеников, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Известный итальянский ботаник Микелли своими опытами доказал, что грибы размножаются спорами. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным, или к растениям
Слайд: Признаки грибов сходные с животными и растениями:
С животными | С растениями |
Наличие в клетках хитина , в клеточных оболочках Являются гетеротрофами, питаются готовыми органическими веществами; Запасным веществом является гликоген Продуктом выделения является мочевина | Неподвижны; Растут в течении всей жизни Растворённые вещества получают путём всасывания |
Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его представляете
Просматривает рисунки учащихся.
- Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба. Хотите узнать, как выглядит гриб?
Открывайте учебники на стр.73 и прочитайте абзац о строении шляпочных грибов, рассмотрите рисунок на стр. 74 и дополните свой рисунок, правильно обозначив все части гриба.
Слайд Строение гриба
Микориза — симбиотический союз грибного мицелия и корней растений. Гифы грибов являются как бы корневыми волосками деревьев, обеспечивая доставку воды и минеральных солей. В обмен деревья питают грибы органическими веществами.
Слайд Микориза
Ребята, сейчас мы более подробно познакомимся со строением и способом питания шляпочных грибов
Физкультминутка. (По тропинке леший)
Читается стихотворение
Работа в малых творческих группах
Текст для первой группы :
Все шляпочные грибы наделены шляпками и ножками. Все да не все. У отдельных видов тело плода образовано только одной шляпкой в виде нароста неправильной формы. Привычными и популярными для человека являются такие шляпочные грибы, как белые грибы, лисички, грузди и другие. У них шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя — верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний, состоящий или из пластинок или из трубочек, поэтому все шляпочные грибы делятся на пластинчатые и трубчатые , в них развиваются споры, специальные очень мелкие шарики . Шарики высыпаются разносятся ветром и так происходит размножение грибов, а еще они размножаются кусочками грибницы или мицелия.
Пластинчатые грибы
Нижняя часть гриба, несущая споры — у пластинчатых грибов сформирован в виде множества тонких пластинок, расходящихся веером от ножки. Среди большого количества видов пластинчатых есть съедобные и ядовитые грибы. К съедобным относятся: сыроежки, грузди, рыжики, волнушки, опята и шампиньоны, которые растут на перегное, навозе, других субстратах, образуя так называемые «ведьмины кольца» — круговые структуры, которые люди издавна наделяли мистическими свойствами.
Трубчатые грибы
Нижняя часть трубчатых грибов похож на губку, весь он пронизан микротрубочками. Большинство видов съедобны, так называемые благородные грибы (белый, подберезовик и другие) вкусны и полезны. Шляпка у трубчатых округлая, упругая, трубчатый слой отслаивается без усилий.
К ним относятся: белый гриб, моховик, подосиновик, подберезовик, трутовики. Широко распространены, растут на стволах деревьев не только в лесах, но и в городских парках, нередко достигая значительных размеров. Их шляпки плотно, часто ярусами, прилегают к стволам, мицелий разрушает древесину. Питаются гниющими остатками дерева.
Шляпочные грибы чаще всего растут под деревьями. Грибницы грибов при этом соединяются с корневой системой дерева , взаимно полезный или симбиотический союз, который получил название микориза,
По способу питания такие грибы называются грибами – симбионтами. Они получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Симбионты сожительствуют с определёнными породами деревьев. Так, подосиновики растут, как правило, под осинами, подберёзовики под березами, дубовики по соседству с дубами и т.д. Однако большое количество микоризных грибов могут жить не с одной, а со многими древесными породами. Например, подосиновик образует микоризу не только с осиной, но и с березой, а белый гриб сожительствует почти с пятьюдесятью деревьями. (Слайд)
Задания для 1 группы:
1. познакомьтесь с текстом о строении шляпочных грибов .
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
3.Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками?
4). Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован пластинками?
5. Что такое микориза, как называют такую группу грибов по способу питания?
6.Рассмотрите муляжи плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками.
Слайд для 1 группы
Текст для второй группы :
Грибы–паразиты питаются за счет живых организмов. Многие из них вызывают тяжелые заболевания человека, домашних животных и культурных растений.
На стволах деревьев или на пнях можно заметить выпуклые сверху и плоские снизу наросты. Это плодовые тела грибов–трутовиков. Вначале они мясистые, но со временем могут одревесневать. Трубчатый спороносный слой находится снизу; споры разносятся ветром или насекомыми. Попадая в трещины коры, изломы веток, спора прорастает нитями грибницы внутрь растения. Грибница разрастается, высасывая из него питательные вещества, но снаружи паразит остается незаметным. Со временем на поверхности пораженного побега появляются плодовые тела. Разрушая ткани дерева, трутовые грибы вызывают его преждевременную гибель.
Часто можно увидеть, как листья картофеля и помидоров покрываются бурыми пятнами, а затем вянут и засыхают. Клубни пораженного картофеля вначале темнеют, а со временем загнивают; плоды помидоров становятся пятнистыми и непригодными для употребления. Это заболевание вызывает гриб фитофтора. Грибница паразита зимует в клубнях и семенах растений, а весной распространяется по вегетативным органам хозяина. В спорангиях образуются споры со жгутиками, которые, попав на новое растение, проникают через устьичные щели внутрь листьев, где и прорастают.
Мучнеросые грибы вызывают заболевания винограда, крыжовника, огурцов, злаковых и других культур. Общий признак заболеваний, вызываемых этими грибами, – появление на зеленых стеблях, листьях и плодах белых или бурых пятен, напоминающих рассыпанную муку. Во время созревания спор грибница выделяет сахаристые капли (откуда и название «роса»), привлекающие насекомых, которые и переносят споры гриба на другие растения. Пораженные органы желтеют, вянут и отмирают.
Паразитические грибы приносят вред не только растениям, животным, но и человеку. Еще в X–XII веках было открыто заболевание, которое в Западной Европе называли «огонь святого Антония». В нашей стране этот недуг известен под названием «злые корчи», что связано с поведением больного.
Признаки данного недуга: потеря аппетита, слабость, рвота, резкие боли в желудке и кишечнике. А в запущенных случаях искривляются и отмирают конечности, а плоть отделяется от костей.
На протяжении длительного времени не могли выяснить причину такого недуга. Но ученые узнали, что причиной является спорынья. Это хищный гриб, развивающийся в колосьях. У зараженной пшенице образуются черные рожки, в которых находится токсин — эрготин. Современные ученые назвали заболевание – эрготизм. Употреблять хлеб из зараженной муки опасно, поскольку яд не погибает даже при высокой температуре.
Задание для 2 группы:
1.Найдите информацию о грибах-паразитах.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Что такое грибы-паразиты?
2). Приведите примеры грибов-паразитов.
3). Какой вред приносят грибы-паразиты?
Текст для третьей группы
Плесневые грибы . На продуктах питания, почве, богатой органическими веществами, навозе можно увидеть характерные пленки, состоящие из сильно разветвленных нитей грибницы. Это разные виды грибов, которых называют плесневыми. Они питаются органическими веществами остатков организмов или продуктами их жизнедеятельности.
Мукор образует беловатые или серые пленки на продуктах питания, поверхности почвы. Его грибница – единая разветвленная многоядерная клетка. Пушистый налет со временем чернеет, так как на грибнице появляются округлые спорангии, в которых образуется большое количество спор черного цвета.
Пеницилл состоит из разветвленных нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим он отличается от одноклеточной грибницы мукора. Пеницилловые грибы в виде голубых или зеленых пленок развиваются на пищевых продуктах. Споры формируются на верхушках особых образований в виде кистей.
Дрожжи – одноклеточные микроскопические грибы. Они, как вам известно, не образуют настоящей грибницы и обитают на поверхности растений и животных или в разнообразных растворах, содержащих сахара. Многие виды дрожжей живут в почве. Размножаясь почкованием, они образуют колонии в виде разветвленных или неразветвленных цепочек.
Грибы, питающиеся органическими соединениями, которые образуются в результате процесса разложения растительных и животных останков и экскрементов животных называются - Сапротрофы. Они, в отличие от грибов-паразитов, не живут в живых организмах и обычно не приносят вред организму человека.
Задания для 3 группы:
1. Познакомьтесь с материалом текста.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Как называется плесневый гриб, который образует на продуктах питания белый налет?
2). Какое строение имеет мицелий мукора?
3). Из какого плесневого гриба получают антибиотик пенициллин?
Рассмотрите на хлебе невооруженным глазом белую плесень (мукор), а на лимоне – зеленую плесень (пеницилл)
Текст для четвёртой группы группы
Эти грибы охотятся на живых существ – микроскопических организмов. Поселяются они во мхах или среди корней растений, но также они могут жить в водоемах, особенно со стоячей водой. А некоторые грибы-убийцы живут в телах насекомых, съедая их изнутри.
Грибы-охотники способны стрелять спорами в своих жертв. Длина выстрела может достигать нескольких метров. Спора попадает на тело жертвы, прорастает внутрь, и начинает постепенно уничтожать хозяина.
Хищные грибы раскидывает в почве свои липкие ловушки- гифы и дожидаются, когда в них попадутся мелкие черви – нематоды. Из большого количества липких колец получаются настоящие сети. Когда червь дотрагивается до краешка сети, он моментально прилипает. Вокруг тела пойманной добычи начинает сжиматься кольцо, из такой ловушки выбраться практически невозможно. Весь процесс происходит очень быстро – он занимает несколько долей секунд.
В тело пойманной добычи проникают гифы и разрастаются внутри. Даже если нематода вырвется, она все равно погибнет. Гифы разрастаются с такой стремительной скоростью, что спустя сутки от червя не остается ничего кроме оболочки. Вместе с погибающим червем грибница попадает в новое место и прорастает. Примером гриба хищника является: Артроботрис малоспоровый
Хищные грибы могут жить в воде, в этом случае они охотятся на амеб, коловраток, циклопов и прочих водных обитателей. В данном случае принцип охоты такой же – гиф попадает на жертву и прорастает внутри ее тела.
Задание для 4 группы:
1. Познакомьтесь с материалом текста.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1).Назовите места обитания и способы охоты хищных грибов
2). Примеры грибов хищников?
1. Познакомьтесь с материалом текста.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Как называется плесневый гриб, который образует на продуктах питания белый налет?
2). Какое строение имеет мицелий мукора?
Слайд для 4 группы
Отличительные признаки грибов (Слайд)
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Тело гриба состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (мицелий)
Размножаются грибы спорами
Слайд (способы питания)
Рассмотрите на хлебе невооруженным глазом белую плесень (мукор), а на лимоне – зеленую плесень (пеницилл)
Ребята, давайте выделим отличительные признаки грибов и запишем их
Мы с вами набрали грибов. Показывает, дети называют все ли их можно употреблять в пищу
Необходимо запомнить какие грибы надо собирать и употреблять в пищу и как правильно производить их сбор. Работаем с материалом учебника на странице 75 и отвечаем на вопросы:
Какие грибы являются ядовитыми и как отличить их от съедобных?
Назовите правила сбора съедобных грибов.
Слайд Ядовитые и съедобные; Слайд правила сбора
Теперь, на основе изученного материала, давайте сделаем вывод какое, ещё значение грибы имеют в природе и жизни человека.
Слайд Значение грибов
Вывод учащихся: грибы имеют большое, как положительное, так и отрицательное значение, в природе и жизни человека.
Закрепление новых знаний. Слайд с тестом
Я предлагаю вам выполнить тест: Грибы
Выберите один правильный ответ
1. Раздел биологии, изучающий грибы это:
А). Дендрология Б). Микология В). Альгология
2. Грибы представляют собой:
А). Отдельную группу растений Б). Отдельную группу животных В). Царство живых организмов
3. Грибы отличаются от животных тем, что они:
А). Имеют клеточное строение Б). Всасывают из почвы воду и минеральные соли В). Питаются готовыми органическими веществами
4. С растениями грибы объединяет:
А). Неподвижность и наличие клеточной стенки Б). Неподвижность и верхушечный рост В). Неподвижность, наличие клеточной стенки, верхушечный рост
5. Мицелий гриба образован:
А). Гифами Б). Спорами В). Ризоидами
(учащиеся выполняют тест , затем осуществляют самопроверку, используя ключ с ответами )
Рефлексия
Вопросы учителя:
1). Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?
2). Что нового и важного вы узнали для себя?
3). Чему научились сегодня на уроке?
4). Что на уроке было интересным? .
5). Оцените сами себя.
Слайд домашнее задание:
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание
Параграф 10