Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК «Школа России» Учебник « Русский языка», 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Цель: - освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.
Задачи: - Совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи; - Формировать умение выделять существенные признаки и свойства; - развивать умение работать в группах и парах; - формировать положительную мотивацию к обучению; - формировать умение работать в коллективе.
Формируемые УУД:
Личностные:
- проявление интереса к поставленной проблеме.
-осознание значимости новой роли «Исследователя».
- формирование познавательной потребности.
Регулятивные:
-умение высказывать своё предположение, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
-умение высказывать своё предположение, оценивать свои действия.
-формулировать вопрос (проблему, затруднения) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившую учебную ситуацию
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
-оформлять свою мысль в устной речи.
-уметь оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
- выслушивать мнения других;
Познавательные: прорабатывать полученную информацию.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена?
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.
- О какой птице говорится в данном тексте? ( о дятле)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова дятел)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова дятел другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово дятел? ( Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл он в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя птица съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.
- Какой частью речи является слово дятел? ( именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово он? ( вместо имени существительного).
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
- Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)
4. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).
- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя)
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы)
Все названные местоимения выставляются на доску
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой високий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:
« Какой замечательный лен!»
( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)
Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.
С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)
5.Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
6. Первичное закрепление.
Дифференцированная работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах.
- Вспомним правила работы в группах
на слайде
Вы –команда!
Будьте активны!
Слушайте друг друга!
Спорьте честно, искренне!
Сделайте работу интересной!
1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.
3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.
Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.
4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.
5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.
6 группа: Подчеркни местоимения
И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
После выполнения всех заданий, все задания читают вслух
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.
Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.
- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.
Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
9. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».
10. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.