Урок русского языка в 5 классе на тему
«Обращение и его роль в речи. Знаки препинания в предложениях с обращением»
Дата: ________________
Класс: 5
Тема урока: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цель урока Формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении
Задачи урока
Обучающие: формирование умения работать с текстом
Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность
Воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в парах, группах
Планируемые результаты
Предметные: находят обращение в тексте, определяют признаки, роль обращения в предложении, расставляют знаки препинания, моделируют свои предложения, работают с текстами
Личностные: мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося
Метапредметные:
1. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность
2. Познавательные: формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы
3. Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли
Образовательные ресурсы: Учебник «Русский язык, 5 класс» (автор Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
ХОД УРОКА:
1.Орг. Момент:
Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Меня зовут Марина Викторовна, урок русского языка сегодня проведу у вас я.
Вот на уроке дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И всем знакомый кот ученый,
Решил присутствовать на нем.
Язык наш русский, знают люди,
Велик, могуч… Ведь спору нет!
Сегодня нужно постараться,
На все вопросы дать ответ.
Выполнять задания мы будем в маршрутных листах. В правой колонке, за каждое выполненное задание, вы выставляете себе балл. По итогу урока мы подсчитаем баллы и получим оценку за урок. (Демонстрация листа)
Итак, начнем.
Подпишите маршрутные листы, запишите сегодняшнее число и классная работа. Слайд 1
Повторим тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Ключевое слово кроссворда поможет нам определить тему урока.
1. Лингвистическая разминка. Кроссворд. Слайд 2
Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка
1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? каким образом? зачем? почему? в какой мере? в какой степени? при каком условии? (Обстоятельство)
3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
4. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и зависит только от него (Сказуемое)
5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)
7. Эти члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. (Однородные)
8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
9. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (Определение)
Получилось слово обращение. По ходу урока мы будем заполнять кластер и сейчас я размещаю ключевое слово сегодняшнего урока. С каждым этапом мы будем добавлять в него новую информацию.
(повесить в середину кластера слово)
Учитель: Запишите тему урока, а именно –
«Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением». Слайд 3
Учитель: Ребята, оцените себя в маршрутном листе за выполнение задания № 1
Учитель: Попробуем познакомимся поближе с этим понятием.
Словарная работа Слайд 4
В слове «Обращение» есть непроверяемая гласная буква –а-, поэтому оно является словарным словом. Перед вами словарная статья из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова. Как видите, это слово многозначное. Найдите то лексическое значение, которое связано с темой нашего сегодняшнего урока.
ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср.
1. см. обратить, -ся и обращаться.
2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. с ребенком. Небрежное о. с вещами.
3. Призыв, речь или просьба, обращенные к кому-н. О.к народу. Выступить с обращением.
4. Процесс обмена, оборота, участие в употреблении. О. товаров. Вошло в о. новое слово.
5. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь
2.Введение в тему урока. Слайд 5
Учитель: Обозначьте, пожалуйста, цели нашего урока, что мы должны сегодня узнать и чему научиться?
Молодцы , ребята. Вы все правильно сказали, позвольте только внести небольшие дополнения.
Узнать:
Научиться:
II. Основной этап
Задание: Просмотр отрывка мультфильма Слайд 6,7
Учитель: Просмотрите небольшой отрывок из произведения А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». К кому обращается королевич Елисей? Какие слова он использует, чтобы обратиться к силам природы?
В маршрутном листе в задании № 2 запишите это обращение и назовите его.
(Ответ: К ветру. Обращения: "Ветер, ветер!".
Учитель: Проверь себя и оцени свой ответ в маршрутном листе, задание № 2 Слайд 8
- Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её.
Елисей использовал обращения и произнес их с особой звательной интонацией.
2. Задание:
Наблюдение
Учитель: Итак, мы нашли обращение. Это слово «Ветер»
Обращение графически обозначается буквой О. Поставьте над обращением знак О.
Составьте схему, соответствующую этому предложению. ⌠О,О!....⌡
Проверьте себя, сравните с образцом. Исправьте, если есть ошибки.
Сформулируйте правило, что такое обращение, дополнив определение в маршрутном листе в задании № 3.
Обращение – это _______________ или сочетание ______________, называющее того (лицо или предмет), к кому _____________________ речь.
Учитель: Кто готов прочитать формулировку правила?
Учитель: Проверь себя и оцени свой ответ в маршрутном листе, задание № 3
(Добавляем новую составляющую кластера) №1
Определите, какой частью речи выражено обращение и в каком падеже?
( кластер, выражено существительным в именительном падеже)
( Размещаем новый элемент в наш кластер) № 2
Интерактивное задание (слайд 9)
-УЧИТЕЛЬ: Вам предложены отрывки из сказок. Кто является их автором?
-Вставьте нужное обращение в своих маршрутных листах, задание №4
1. Друзья мои, прекрасен наш союз!
2. Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу.
3.Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
4.Здравствуй, князь ты мой прекрасный.
Учитель: Проверим полученный результат. ………. У всех верно?
Оцените себя в маршрутных листах в задании 4
УЧИТЕЛЬ: Продолжаем урок. Теперь работаем в парах. У вас на парте три схемы. Какая схема соответствует первому предложению?
Поднимите руки в паре, кто готов.
Поместите ее на магнитной доске, рядом с кластером.
Следующая пара, кто готов? Добавьте новую схему под первой.
Третья пара готова? Подходим и прикрепляем под третьей схемой.
Осталась последняя схема. Прикрепляем и её.
Все согласны с соотношением схем с предложениями?
Сделайте вывод, глядя на схемы, в каком месте предложения может находиться обращение?
(кластер, обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения)
( Добавим новую информаию в наш кластер) № 3
Обратите внимание, чем отделяются обращения от других слов?
Верно, они обособляются запятыми, а если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
(Еще одна составляющая кластера) №4
Из скольких слов состоят обращения?
Если обращение состоит из одного слова – оно нераспространенное, из двух и более слов – распространенное.
(кластер, обращения бывают распространенными и нераспространенными)
( Размещаем новый элемент в наш кластер) № 5
Какой предмет (одушевленный или неодушевленный) обозначает обращение?
Учитель: Ребята, запишите предложение в своих маршрутных листах, задание 5
Ты гоняешь стаи туч.
Определите, есть ли в этом предложении обращение?
Если да, то назовите его.
Подчеркните грамматическую основу и надпишите, какими частями речи она выражена.
Оцените себя за выполнение этого задания.
Обращаю ваше внимание на то, что личные местоимения Ты и Вы никогда не являются обращениями и не обособляются запятыми.
- Обратимся к учебнику, сравним, дополним. Чтение вслух учеником.
(С. 198-199)
Физминутка
III. Первичное закрепление новой темы (индивидуальная работа)
Учитель:
Предлагаю закрепить наши новые знания, выполнив упражнение № 898 в маршрутном листе, в задании под цифрой 6
Ученик: Прочитать задание
Прочитайте отрывки из сказок А.С.Пушкина. Назовите эти сказки. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких-подлежащими?
(Сказка о царе Салтане)
Учитель: Подчеркните подлежащее и графически обозначьте обращение.
Выполним первое и второе задание.
Пристают к заставе гости….
Чем вы, гости, торг ведете?
«Вот что, князь, тебя смущает?»
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Проверьте выполнение. Сделайте вывод, каким членом предложения является обращение.
( Размещаем последний элемент в наш кластер) № 6
Сравним наш вывод с верхним правилом учебника на странице 199
Оцените себя в правой колонке маршрутного листа
Учитель: Закрепим изученную тему, выполнив тест «Оцени соседа».
Задание 7 в маршрутном листе. На выполнение 2 минуты.
Тест «Оцени соседа». Слайд
Выполните взаимопроверку. Поменяйтесь карточкой с соседом. Оцените его ответ.
Ответы:
1. 2
2. 1
3. 1
Ребята, возьмите свои маршрутные листы. Посмотрите результат проверки. Поднимите руку, кто справился с тестом?
IV. Рефлексия.
Кластер на доске. Он заполнен.
Такие же кластеры я подготовила каждому из вас. Можете забрать их домой.
А сейчас, опираясь на содержание кластера, расскажите все, что мы узнали об обращении на сегодняшнем уроке.
Обращения - это слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.
Обращения могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращения могут быть распространенными и нераспространенными, одушевленными и неодушевленными
На письме обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком.
Обращения произносятся с особой звательной интонацией.
Обращения не являются членами предложения.
Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили урок.
V. Оценивание.
Подсчитайте пожалуйста свои полученные баллы. Поднимите руки, кто получил 5, а кто 4. Ну а остальным необходимо дополнительно позаниматься.
VI. Задание на дом: Слайд
Домашнее задание у вас на оборотной стороне кластера.
Посмотрите.
Из двух предложенных вариантов выберите тот, с которым вы справитесь.
Выполните задание по выбору:
Напишите обращение к однокласснику с советом читать произведения А.С.Пушкина. Составьте его схему.
Найдите в сказках А.С.Пушкина предложения с обращениями (3 предложения). Составьте их схемы.
VII. Итог урока:
Сегодня на уроке мы работали с произведениями великого русского поэта А .С. Пушкина. Это гордость нашей страны. Это наше ВСЕ.
Читайте Пушкина, друзья.
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
На дуб волшебный вы взгляните,
Кота еще раз удивите.
Возьмите дружно «Знаний плод»…
Его в ветвях вы разместите,
Себя достойно оцените.
«Плоды знаний»
Коричневый – все сделал правильно
Желтый- встретились трудности
Зеленый – допустил много ошибок
Сегодня очень мы старались.
К концу подходит наш урок.
Мы изучали, закрепляли.
И знанья получили впрок!
На этом позвольте закончить. Все были молодцы.
Спасибо за сотрудничество.