СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями"»

Урок русского языка в 5 классе на тему

«Обращение и его роль в речи. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Дата: ________________

Класс: 5

Тема урока: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»


Тип урока Урок «открытия» нового знания


Цель урока Формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении


Задачи урока

Обучающие: формирование умения работать с текстом

Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность

Воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в парах, группах


Планируемые результаты


Предметные: находят обращение в тексте, определяют признаки, роль обращения в предложении, расставляют знаки препинания, моделируют свои предложения, работают с текстами

Личностные: мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Метапредметные:

1. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность

2. Познавательные: формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы

3. Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли


Образовательные ресурсы: Учебник «Русский язык, 5 класс» (автор Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА:


1.Орг. Момент:

Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Меня зовут Марина Викторовна, урок русского языка сегодня проведу у вас я.

Вот на уроке дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И всем знакомый кот ученый,

Решил присутствовать на нем.

Язык наш русский, знают люди,

Велик, могуч… Ведь спору нет!

Сегодня нужно постараться,

На все вопросы дать ответ.


Выполнять задания мы будем в маршрутных листах. В правой колонке, за каждое выполненное задание, вы выставляете себе балл. По итогу урока мы подсчитаем баллы и получим оценку за урок. (Демонстрация листа)

Итак, начнем.

Подпишите маршрутные листы, запишите сегодняшнее число и классная работа. Слайд 1

Повторим тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Ключевое слово кроссворда поможет нам определить тему урока.

1. Лингвистическая разминка. Кроссворд. Слайд 2
Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка

1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? каким образом? зачем? почему? в какой мере? в какой степени? при каком условии? (Обстоятельство)

3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

4. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и зависит только от него (Сказуемое)

5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)

7. Эти члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. (Однородные)

8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

9. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (Определение)

Получилось слово обращение.   По ходу урока мы будем заполнять кластер и сейчас я размещаю ключевое слово сегодняшнего урока. С каждым этапом мы будем добавлять в него новую информацию.

(повесить в середину кластера слово)


Учитель: Запишите тему урока, а именно –

«Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением». Слайд 3


Учитель: Ребята, оцените себя в маршрутном листе за выполнение задания № 1


Учитель: Попробуем познакомимся поближе с этим понятием.

  1. Словарная работа Слайд 4

В слове «Обращение» есть непроверяемая гласная буква –а-, поэтому оно является словарным словом. Перед вами словарная статья из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова. Как видите, это слово многозначное. Найдите то лексическое значение, которое связано с темой нашего сегодняшнего урока.

ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср.

1. см. обратить, -ся и обращаться.


2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. с ребенком. Небрежное о. с вещами.

3. Призыв, речь или просьба, обращенные к кому-н. О.к народу. Выступить с обращением.

4. Процесс обмена, оборота, участие в употреблении. О. товаров. Вошло в о. новое слово.

5. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь

2.Введение в тему урока. Слайд 5

Учитель: Обозначьте, пожалуйста, цели нашего урока, что мы должны сегодня узнать и чему научиться?

Молодцы , ребята. Вы все правильно сказали, позвольте только внести небольшие дополнения.

Узнать:

    • что такое обращение

    • способ выражения

    • как при обращении ставятся знаки препинания

Научиться:

    • опознавать его в предложении

    • отличать от подлежащего

    • пунктуационно оформлять на письме


II. Основной этап


  1. Задание: Просмотр отрывка мультфильма Слайд 6,7

Учитель: Просмотрите небольшой отрывок из произведения А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». К кому обращается королевич Елисей? Какие слова он использует, чтобы обратиться к силам природы?


В маршрутном листе в задании № 2 запишите это обращение и назовите его.


(Ответ:  К ветру. Обращения: "Ветер, ветер!".

Учитель: Проверь себя и оцени свой ответ в маршрутном листе, задание № 2 Слайд 8


- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её. 

Елисей использовал обращения и произнес их с особой звательной интонацией.

2. Задание:

Наблюдение

Учитель: Итак, мы нашли обращение. Это слово «Ветер»

  1. Обращение графически обозначается буквой О. Поставьте над обращением знак О.

  2. Составьте схему, соответствующую этому предложению. ⌠О,О!....⌡

Проверьте себя, сравните с образцом. Исправьте, если есть ошибки.

  1. Сформулируйте правило, что такое обращение, дополнив определение в маршрутном листе в задании № 3.

  2. Обращение – это _______________ или сочетание ______________, называющее того (лицо или предмет), к кому _____________________ речь.

Учитель: Кто готов прочитать формулировку правила?

Учитель: Проверь себя и оцени свой ответ в маршрутном листе, задание № 3

(Добавляем новую составляющую кластера) №1

  1. Определите, какой частью речи выражено обращение и в каком падеже?

( кластер, выражено существительным в именительном падеже)


( Размещаем новый элемент в наш кластер) № 2

  1. Интерактивное задание (слайд 9)

-УЧИТЕЛЬ: Вам предложены отрывки из сказок. Кто является их автором?

-Вставьте нужное обращение в своих маршрутных листах, задание №4

1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

2. Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу.

3.Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

4.Здравствуй, князь ты мой прекрасный.

Учитель: Проверим полученный результат. ………. У всех верно?

Оцените себя в маршрутных листах в задании 4

УЧИТЕЛЬ: Продолжаем урок. Теперь работаем в парах. У вас на парте три схемы. Какая схема соответствует первому предложению?

  1. Поднимите руки в паре, кто готов.

Поместите ее на магнитной доске, рядом с кластером.

  1. Следующая пара, кто готов? Добавьте новую схему под первой.

  2. Третья пара готова? Подходим и прикрепляем под третьей схемой.

  3. Осталась последняя схема. Прикрепляем и её.

Все согласны с соотношением схем с предложениями?



Сделайте вывод, глядя на схемы, в каком месте предложения может находиться обращение?

(кластер, обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения)

( Добавим новую информаию в наш кластер) № 3

  1. Обратите внимание, чем отделяются обращения от других слов?

Верно, они обособляются запятыми, а если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

(Еще одна составляющая кластера) №4


  1. Из скольких слов состоят обращения?

Если обращение состоит из одного слова – оно нераспространенное, из двух и более слов – распространенное.

(кластер, обращения бывают распространенными и нераспространенными)

( Размещаем новый элемент в наш кластер) № 5



  1. Какой предмет (одушевленный или неодушевленный) обозначает обращение?

  1. Учитель: Ребята, запишите предложение в своих маршрутных листах, задание 5

Ты гоняешь стаи туч.

Определите, есть ли в этом предложении обращение?

Если да, то назовите его.

Подчеркните грамматическую основу и надпишите, какими частями речи она выражена.

Оцените себя за выполнение этого задания.

Обращаю ваше внимание на то, что личные местоимения Ты и Вы никогда не являются обращениями и не обособляются запятыми.



- Обратимся к учебнику, сравним, дополним. Чтение вслух учеником.

(С. 198-199)

Физминутка


III. Первичное закрепление новой темы (индивидуальная работа)

Учитель:

Предлагаю закрепить наши новые знания, выполнив упражнение № 898 в маршрутном листе, в задании под цифрой 6

Ученик: Прочитать задание

Прочитайте отрывки из сказок А.С.Пушкина. Назовите эти сказки. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких-подлежащими?

(Сказка о царе Салтане)

Учитель: Подчеркните подлежащее и графически обозначьте обращение.

Выполним первое и второе задание.

  1. Пристают к заставе гости….

Чем вы, гости, торг ведете?

  1. «Вот что, князь, тебя смущает?»

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Проверьте выполнение. Сделайте вывод, каким членом предложения является обращение.

( Размещаем последний элемент в наш кластер) № 6

Сравним наш вывод с верхним правилом учебника на странице 199

Оцените себя в правой колонке маршрутного листа


Учитель: Закрепим изученную тему, выполнив тест «Оцени соседа».

Задание 7 в маршрутном листе. На выполнение 2 минуты.

Тест «Оцени соседа». Слайд

Выполните взаимопроверку. Поменяйтесь карточкой с соседом. Оцените его ответ.

Ответы:

1. 2

2. 1

3. 1


Ребята, возьмите свои маршрутные листы. Посмотрите результат проверки. Поднимите руку, кто справился с тестом?


IV. Рефлексия.

Кластер на доске. Он заполнен.

Такие же кластеры я подготовила каждому из вас. Можете забрать их домой.

А сейчас, опираясь на содержание кластера, расскажите все, что мы узнали об обращении на сегодняшнем уроке.

Обращения - это слова, которые  называют того, к кому обращаются с речью.

Обращения могут стоять в начале, в  середине и  в конце предложения.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными, одушевленными и неодушевленными

На письме обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Обращения произносятся с особой звательной интонацией.

Обращения не являются членами предложения.

Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили урок.


V.  Оценивание.

Подсчитайте пожалуйста свои полученные баллы. Поднимите руки, кто получил 5, а кто 4. Ну а остальным необходимо дополнительно позаниматься.

VI. Задание на дом: Слайд

Домашнее задание у вас на оборотной стороне кластера.

Посмотрите.

Из двух предложенных вариантов выберите тот, с которым вы справитесь.

Выполните задание по выбору:

  1. Напишите обращение к однокласснику с советом читать произведения А.С.Пушкина. Составьте его схему.


  1. Найдите в сказках А.С.Пушкина предложения с обращениями (3 предложения). Составьте их схемы.

VII. Итог урока:

Сегодня на уроке мы работали с произведениями великого русского поэта А .С. Пушкина. Это гордость нашей страны. Это наше ВСЕ.

Читайте Пушкина, друзья.
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.


На дуб волшебный вы взгляните,

Кота еще раз удивите.

Возьмите дружно «Знаний плод»…

Его в ветвях вы разместите,

Себя достойно оцените.


«Плоды знаний»

Коричневый – все сделал правильно

Желтый- встретились трудности

Зеленый – допустил много ошибок


Сегодня очень мы старались.
К концу подходит наш урок.
Мы изучали, закрепляли.
И знанья получили впрок!

На этом позвольте закончить. Все были молодцы.
Спасибо за сотрудничество.