Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.
Цель: продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев; обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение); обучение составлению характеристики главной героини по плану.
Оборудование: учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е. Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со сказкой; эпиграф.
Ход урока: Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
I Слово учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки Пушкина
- Чтение учеником наизусть «Пролога»
Это собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.
- Какие народные и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?
- Ребята, чем литературная сказка отличается от народной?
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна.
II Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка…»
III Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Беседа
а)
- Есть ли в «Сказке» зачин?
- О каких событиях узнаем в начале?
- Какой предстает родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)
- Обратите внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями, прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему? (Подчеркивает одиночество)
б) Сбор материала о мачехе.
- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)
- Как описана Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый, сварливый характер)
- С кем была приветлива?
- Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)
- В чем проявляется жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злою царевну
( «Баба гневная»)
в) Сбор материала о царевне.
- Можно ли их сравнить?
- Почему повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?
- С чем сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?
Вывод: Пушкин показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий, спокойный, кроткий нрав)
- Какие поступки говорят о трудолюбии царевны?
- В чем проявилась ее благовоспитанность, сдержанность?
- В чем выразилось ее чувство верности жениху?
III Составление учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.
Царица | Царевна |
царского происхождения, умны, красивы | |
Злая | добрая |
завистливая | бескорыстная |
гордая | скромная |
своенравная | кроткая |
жестокосердная | добродетельная |
ленивая | трудолюбивая |
грубая | вежливая |
надменная | простая |
IV Рассказ учеников о царевне по плану.
План рассказа о царевне.
Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
Отношение к ней других персонажей сказки:
а) Чернавки;
б) пса Соколки;
в) семи богатырей;
г) королевича Елисея.
Поведение царевны:
а) в тереме богатырей;
б) по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
V Инсценирование учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.
VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3; обращение к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.
VII Словарная работа. Проверка д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:
повторы | эпитеты | простонародные слова |
путь-дорога | месяц ясный | правду молвить |
ждет-пождет | дева красная | издалече |
красавица-девица | красно солнце | тяжелешенько |
нет как нет | молодцы честные | белешенька |
| черная зависть | спознали |
| люди добрые | воротился |
| яблочко наливное | сыскался |
| злая мачеха | снарядился |
| | величать (звать) |
| | перемолвилась |
| | тужит |
VIII Подведение итогов урока
а) Чему учит сказка? (обращение к эпиграфу)
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.
б) Работа в тетрадях. Дополните записанное на доске
- Сказки Пушкина похожи на……….
- Они полны………..
- Сказки Пушкина учат нас………..
В) Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее отметить сердечком).
г) Выставление оценок.
Вывод: Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!
Д/з на выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.
Учителя МКОУ Хрюгская СОШ
Магомедова Ф.А.
с.Хрюг
2018