Разработка открытого урока
по дисциплине «Трудовое право»
тема: Трудовой договор
(применение игровых технологий)
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _________ Л.Б. Хаустова «___» ___________ 2014 г. |
Содержание:
1. ВЕДЕНИЕ
2. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
В данной разработке предлагается провести обобщающий урок по теме «Трудовой договор» с применением игровых технологий.
Применение данной разработки урока помогает достичь следующих целей:
1. В учебно-познавательном плане дает возможность выяснить и поправить те вопросы, термины и понятия, которые были недостаточно освоены студентом в ходе изучения темы.
2. Развивающий аспект заключается в том, что на данном занятии студенты учатся самостоятельно мыслить, формулировать вопросы, выделять главное, анализировать и систематизировать термины и показатели
3. В практическом плане студенты осознают необходимость и целесообразность применения трудового договора на практике
4. В воспитательном контексте это занятие создает культуру поведения, в то же время дух соревновательности, что повышает ответственность не только за собственный результат, но и за коллективный, что предполагает сплоченность и взаимопомощь.
К разработке прилагается презентация, которая охватывает основные этапы урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Методическая разработка преподавателя ОАНО ВО «Волжский Университет имени В. Н. Татищева» (Институт) Иващенко Светланы Сергеевны
Дисциплина: Трудовое право
Преподаватель ___С.С. Иващенко__________________________
Тема: «Трудовой договор»
Тип занятий: урок изучения нового материала____________________
Дидактическая цель: Способствовать формированию и развитию знаний и умений по применению трудового законодательства;
Развивающая цель: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
Воспитательная цель: Способствовать формированию и развитию профессиональных качеств личности;
Наглядные и технические средства: Мультимедиа слайды, образец договора
Знания, умения, навыки, приобретенные во время урока
Студент должен:
знать:
- понятие и значение трудового договора;
- содержание трудового договора;
- порядок заключения трудового договора;
уметь:
- заполнять трудовой договор.
Межпредметные связи
Предметы обеспечивающие
Предметы обеспечиваемые
Основы права Основы экономики
Маркетинг Менеджмент
Ход урока:
Этапы урока
Содержание
Тема урока. Определение целей урока.
Цели для преподавателя:
- создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- способствовать повышению мотивации обучения.
Цели для обучающихся:
- включится в учебную деятельность;
- подготовится к восприятию нового учебного материала.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- объявления темы урока и постановки общих целей урока, выделения общих задач по этапам урока;
- разъяснения роли изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности.
Объявление темы урока. План урока.
Вступительное слово преподавателя
Изучение нового материала
Цели для преподавателя:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся
Цели для обучающихся:
- понять объясняемый материал, запомнить определения.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности и наглядности.
Понятие трудового договора
Основные понятия: трудовой договор, гражданско-правовой договор
Содержание Трудового договора.
Работа с группой
Цели для преподавателя:
- стимулировать активность и инициативность обучающихся;
- способствовать развитию навыков работы с интерактивной доской.
Цели для обучающихся:
- актуализировать знания;
- уметь систематизировать полученные знания.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- индивидуальной работы у доски.
Сгруппируйте условия Трудового договора указанные на доске.
2. Изучение нового материала (продолжение)
Цели для преподавателя:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся
Цели для обучающихся:
- понять объясняемый материал, запомнить определения;
- уметь систематизировать полученные знания.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности и наглядности.
3. Заключение Трудового договора.
4. Гарантии и компенсации при приеме на работу.
Основные понятия: резюме, собеседование,
Работа с группой
Цели для преподавателя:
- стимулировать активность и инициативность обучающихся;
- способствовать развитию навыков работы с документами.
Цели для обучающихся:
- актуализировать знания;
- уметь систематизировать полученные знания.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- групповой работы с документом и анализом его положений.
Заполнение образца Трудового договора.
5. Подведение итогов занятия
Выводы по теме урока. Домашнее задание
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами рассмотрим Трудовой договор и научимся отличать его от других видов договоров. Совсем скоро вы непосредственно столкнетесь с необходимостью трудоустройства и заключения договора с вашим будущим работодателем. А знаете ли вы с каким сложностями можно столкнуться в этой, казалось бы, простой ситуации? Какие возможности предоставляет вам действующее законодательство при заключении договора, и какие гарантии есть у вас при расторжении трудового договора?
1. Понятие трудового договора
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Отличия Трудового договора от иных видов договоров в сфере труда
Трудовой договор
Гражданско-правовые договора в сфере труда
Работник получает социально-трудовые гарантии, работая по трудовому договору;
По трудовому договору работник возмездно и лично выполняет в организации определенную трудовую функцию;
Работник занимает подчиненное положение по отношению к работодателю;
При трудовых отношениях работник выполняет трудовую функцию.
Социально-трудовые гарантии отсутствуют;
Согласно гражданскому законодательству возможно перепоручение выполнения работ, оказания услуг;
Действует принцип равенства сторон;
Гражданско-правовой договор направлен на получение конкретного овеществленного результата от выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно трудовому законодательству Трудовые договоры могут заключаться:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Срочный трудовой договор заключается:
на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
с лицами, направляемыми на работу за границу и другими категориями работников.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
2. Содержание Трудового договора.
Содержанием трудового договора являются все его условия. Условия Трудового договора могут быть как существенными (обязательными), так и дополнительными (факультативными).
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция;
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условие об обязательном социальном страховании работника.
Работа с группой: сгруппируйте условия Трудового договора указанные на доске.
3. Заключение Трудового договора.
1этап – собеседование
Сторонами трудового договора являются работник и работодатель.
В качестве работодателя могут выступать физические лица – Индивидуальные предприниматели и юридические лица, как коммерческие так и не коммерческие.
В качестве работника может выступать только физическое вменяемое лица, достигшее 16 лет. Трудовой кодекс допускает сокращение трудового возраста до 15 (14) лет при работе в свободное от учебы время и с письменного согласия родителей и органов опеки и попечительства.
На сегодняшний день при устройстве на работу возможно прохождение устного собеседования или предоставление письменного резюме.
Резюме – это документ отражающий сведения о соискателе работы.
На сегодняшний день нет единой формы Резюме, но на практике, в резюме включаются следующие разделы:
Личные данные кандидата
Пожелания к будущей работе
Предыдущий опыт работы
Полученное образование
Профессиональные навыки
Дополнительные сведения
2 этап – предоставление документов
Документы, предоставляемые при приеме на работу
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
3 этап – оформление трудового договора
При заключении Трудового договора ТК РФ установлены следующие гарантии:
- запрещается необоснованный отказ при приеме на работу;
- запрещается отказывать в приеме на работу работникам, приглашенным в порядке перевода от другого работодателя;
- запрещается отказывать в приеме на работу женщине по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Трудовой договор оформляется в письменной форме, в двух экземплярах, один из которых находится у работодателя, а другой – вручается работнику.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним договор в письменной форме не позднее трех дней с момента допуска к выполнению трудовой функции.
Работа с группой: заполнение образца Трудового договора.
4 этап – подписание трудового договора
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня фактического допущения работника к выполнению трудовых обязанностей.
Подведение итогов занятия
Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что целей, поставленных в начале занятия мы достигли. Мы разобрались что же такое Трудовой договор и чем он отличается от других видов договоров. Научились заполнять трудовой договор и различать его условия. Надеюсь, что полученные знания помогут Вам при будущем трудоустройстве.
Задание на дом: дома вам необходимо самостоятельно рассмотреть основания расторжения Трудового договора и сгруппировать их в таблицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение игровых технологий оправдано, т.к. оно дает возможность нетрадиционной подачи материала и контроля знаний, придает эмоциональную окраску занятиям, оставляют неизгладимое впечатление в памяти студентов и запоминание изученного материала. По применению игровых технологий и конкретно предложенной структуры урока можно сделать следующие выводы:
Конкретно проведенное занятие позволяет:
1.Повторить основные термины с помощью решения кроссворда, при этом участвует вся группа и правильные ответы фиксируются в сознании студентов.
2. С помощью этапа урока «Прессконференция», студенты учатся формулировать вопросы, анализировать ответы, кроме того происходит тройной контроль знаний со стороны преподавателя, также на этом этапе выясняются и устраняются пробелы в терминологии
3. При выполнении практического задания студенты не только производят расчеты, но и советуются приходя к общему мнению, выделяя из своих команд студентов которые будут объяснять решение, и делать выводы по расчетам средних степенных средних структурных величин и применении их на практике.
4. Музыкальная и физкультурная паузы дают возможность отдохнуть и настроиться на следующий этап урока.
5. Занятие формирует коллектив студентов для дальнейшей успешной деятельности
Если говорить об игровых технологиях вообще, то можно сказать , что:
1.Игровые занятия надо применять с определенной периодичностью, чтобы студенты привыкли к их требованиям.
2.К проведению любого игрового занятия требуется подготовка .
3.Не во всех случаях игровые занятия уместны, т.к. полностью не могут заменить традиционную форму проведения занятия.
4.Игровые занятия надолго остаются в памяти студентов и часто дают припоминание изученного материала с помощью ассоциаций
5.Игровые технологии применять можно и нужно, но в меру.
Декан Факультета СПО __________________________ /Моисеева Т.В./
МП