СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок развития речи в 8 классе. Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок развития речи в 8 классе. Презентация.»

Подготовка к сочинению – рассуждению  по прочитанному тексту.  8 класс Учитель русского языка и литературы Гарплюк Н.И. МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского р-на Пензенской области

Подготовка к сочинению – рассуждению по прочитанному тексту. 8 класс

Учитель русского языка и литературы

Гарплюк Н.И.

МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского р-на Пензенской области

Цели урока Для учителя : создать условия для подготовки к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту   Для учащихся: научиться правильно понимать исходный текст; анализировать его, уметь отбирать материал для написания сочинения.

Цели урока

  • Для учителя : создать условия для подготовки к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту

  • Для учащихся: научиться правильно понимать исходный текст; анализировать его, уметь отбирать материал для написания сочинения.

Познавательные УУД:  Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;  Формировать умение строить речевое высказывание;  Формировать умение текст публицистического стиля;  Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста; Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.

Познавательные УУД:

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
  • Формировать умение строить речевое высказывание;
  • Формировать умение текст публицистического стиля;
  • Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста;
  • Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД:  - формировать навыки работы в группе, уметь слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения.   Регулятивные УУД:  Учить постановке цели работы;   Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;

Коммуникативные УУД: - формировать навыки работы в группе, уметь слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения.

  • Регулятивные УУД: Учить постановке цели работы; Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
Личностные УУД:  Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и  творческие возможности учащихся;  Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту, философское отношение к семейным ценностей; формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к  традициям своего народа;

Личностные УУД:

  • Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
  • Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту, философское отношение к семейным ценностей;
  • формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к традициям своего народа;

Технологии: проблемное обучение; разноуровневый и дифференцированный подход; Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова «О семье», карточки с афоризмами, «Толковые словари»

Технологии: проблемное обучение; разноуровневый и дифференцированный подход;

Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова «О семье», карточки с афоризмами, «Толковые словари»

Тринадцатое апреля.   Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.

Тринадцатое апреля.

Подготовка к написанию

сочинения – рассуждения.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 6 Формулировка одной из проблем исходного текста Комментарии по выбранной проблеме Формулировка позиции автора Аргументы за или против авторской позиции (один - из литературных источников) Заключение

Алгоритм написания

сочинения-рассуждения

6

Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы за или против авторской позиции

(один - из литературных источников)

Заключение

Д О М счастье д е т и Р О Д И Т Е Л И Л Ю Б О В Ь В ЕРА У В А Ж Е Н И Е С Е М Ь Я

Д О М

счастье

д е т и

Р О Д И Т Е Л И

Л Ю Б О В Ь

В ЕРА

У В А Ж Е Н И Е

С Е М Ь Я

С Е М Ь Я 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. 2. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная. Глава и члены семьи….. 3. В УНТ «жена», др.-русск. «сЬми I ца» челядь, домочадцы; муж, жена.

С Е М Ь Я

  • 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
  • 2. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная. Глава и члены семьи…..
  • 3. В УНТ «жена», др.-русск. «сЬми I ца»

челядь, домочадцы; муж, жена.

ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ. Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, - становился МУЖЕМ, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила ЗА-МУЖ. Женщина была богиней семейного очага. К ней относились с уважением. В свою очередь она соответствовала статусу – её дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты, спокойны, а сама она излучала тепло и нежность. Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя.

ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

  • Славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ.
  • Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, - становился МУЖЕМ, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила ЗА-МУЖ.
  • Женщина была богиней семейного очага. К ней относились с уважением. В свою очередь она соответствовала статусу – её дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты, спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.
  • Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя.
  •   1) Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом . 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
  • 3)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 4)Отца дети уважали и слушались. 5) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 8)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна. 10)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 
  • 11)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 14)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома. 15)От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.                                                    (По В. Белову)
  •   Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА АВТОРИТЕТ - власть, влияние, уважение, признание. СВАРЛИВОСТЬ – склонность к ссоре, (конфликтам), недовольство. От слова СВОРА – ссора, ругань.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • АВТОРИТЕТ - власть, влияние, уважение, признание.
  • СВАРЛИВОСТЬ – склонность к ссоре, (конфликтам), недовольство. От слова СВОРА – ссора, ругань.
       Признаки текста:     связность;  цельность;  завершенность;  информативность;  стилевое единство

Признаки текста:

  • связность;
  • цельность;
  • завершенность;
  • информативность;
  • стилевое единство
Любой текст содержит информацию: о каком-либо факте, событии, человеке; цели его создания; об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
  • Любой текст содержит информацию:
  • о каком-либо факте, событии, человеке;
  • цели его создания;
  • об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
  • 1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
1)Иметь семью и детей необходимо и естественно.
  • 1)Иметь семью и детей необходимо и естественно.
2)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3)Отца дети уважали и слушались. 4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 
  • 2)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3)Отца дети уважали и слушались. 4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 
Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери.
  • Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери.
10)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома.14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к  другим.

10)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома.14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь. Надо уметь уступать, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
  • Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь.
  • Надо уметь уступать, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
П Р О Б Л Е М А  - это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения;  - это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него; ГЛАВНОЙ  будет ТА проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы

П Р О Б Л Е М А

  • - это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения;
  • - это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него;
  • ГЛАВНОЙ будет ТА проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы

Вспомним теорию…

1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : -Что формирует личность человека: при- : Проблема (кого? чего?) войны, роли родные данные, окружение или самовоспи- искусства в жизни человека, тание? современного образования, -Когда традиции являются злом? отношения к труду, ! ПРОБЛЕМА (какая?) С ложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д.

Н

Н

Сформулируйте проблему,

используя следующие речевые обороты:

«…Именно над этим вопросом размышляет в своей статье ( произведении ) …»

«Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) , такова: … ».

«Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда».

«Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...».

«В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) выдвигает

на всеобщее обсуждение…»

  • 1) Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
  • 3)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 4)Отца дети уважали и слушались. 5) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 8)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна. 10)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 
  • 11)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 14)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома. 15)От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.                                                                        
1. В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это то самое необходимое и ценное для каждого человека. 2. В чем секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по- настоящему счастливым? Именно эти вопросы волнуют В. Белова.
  • 1. В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это то самое необходимое и ценное для каждого человека.
  • 2. В чем секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по- настоящему счастливым?
  • Именно эти вопросы волнуют В. Белова.
     КОММЕНТАРИЙ – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.   КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С ОПОРОЙ НА ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТ!

КОММЕНТАРИЙ – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С ОПОРОЙ НА ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТ!

ПОЗИЦИЯ АВТОРА –  это его отношение к обсуждаемой проблеме. ЗАДАЧИ: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод , к которому приходит    НАЙДИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это его отношение к обсуждаемой проблеме.

  • ЗАДАЧИ:
  • понять мнение автора о выделенной проблеме
  • четко сформулировать вывод , к которому приходит

НАЙДИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

  • Что хотел сказать автор?
  • Какова была цель его высказывания?
  • Ради чего он это всё написал?
  • Как он сам относится к поставленной проблеме?
  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
  • Чему учит текст?
10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.
  • 10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.
Аргументация собственной позиции   ЦЕЛЬ: согласиться с (опровергнуть) позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. АРГУМЕНТ  - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли

Аргументация собственной позиции

  • ЦЕЛЬ: согласиться с (опровергнуть) позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
  • АРГУМЕНТ - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
  • АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли

А Ф О Р И З М Ы Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.  Сьюзан Кинг - американская писательница. Автор издала более 20 исторических романов .

А Ф О Р И З М Ы

  • Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.

Сьюзан Кинг - американская писательница. Автор издала более 20 исторических романов .

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.  Сухомлинский В. А. – советский педагог
  • Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Сухомлинский В. А. – советский педагог

Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
  • Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
Аргументы из литературных произведений?  Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»   Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Аргументы из литературных произведений?

  • Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

  • Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
День семьи, любви и верности.  (8 июля)

День семьи, любви и верности. (8 июля)

Семья Семья — источник радости и счастья,  Любви неиссякаемый родник.  И в ясную погоду, и в ненастье  Хранит семья и ценит жизни миг. Семья — оплот и сила государства,  Хранящая традиции веков.  В семье ребёнок — главное богатство,  Луч света, как маяк для моряков. Лучи растут, становятся всё ярче  И люди жадно тянутся на свет.  Душа семьи становится богаче,  Когда царят любовь в ней да совет. Когда царит взаимопониманье,  Тогда весь мир лежит у ваших ног.  Любовь в семье — основа Мирозданья.  Так пусть хранит все наши семьи Бог!  Гайкевич  Леонид  Иосифович. Член Российского союза писателей.

Семья

Семья — источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. И в ясную погоду, и в ненастье Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства, Хранящая традиции веков. В семье ребёнок — главное богатство, Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче И люди жадно тянутся на свет. Душа семьи становится богаче, Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье, Тогда весь мир лежит у ваших ног. Любовь в семье — основа Мирозданья. Так пусть хранит все наши семьи Бог!

Гайкевич Леонид Иосифович. Член Российского союза писателей.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Домашнее задание:

написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Используемые ресурсы http:// sociation.org/word/ семья ; http:// капканы- егэ.рф / index.php / ; http:// www.petr-fevronia.ru/category/2 ; http://festival.1september.ru/articles/612981 / ; http:// radogost.ru/semja-u-slavjan.html ; http:// enc-dic.com/ozhegov/Semja-31745.html ; http://glosum.ru / ; http:// www.stihi.ru/2013/02/04/5366 ;

Используемые ресурсы

  • http:// sociation.org/word/ семья ;
  • http:// капканы- егэ.рф / index.php / ;
  • http:// www.petr-fevronia.ru/category/2 ;
  • http://festival.1september.ru/articles/612981 / ;
  • http:// radogost.ru/semja-u-slavjan.html ;
  • http:// enc-dic.com/ozhegov/Semja-31745.html ;
  • http://glosum.ru / ;
  • http:// www.stihi.ru/2013/02/04/5366 ;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!