Подготовка к сочинению – рассуждению по прочитанному тексту. 8 класс
Учитель русского языка и литературы
Гарплюк Н.И.
МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского р-на Пензенской области
Цели урока
- Для учителя : создать условия для подготовки к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту
- Для учащихся: научиться правильно понимать исходный текст; анализировать его, уметь отбирать материал для написания сочинения.
Познавательные УУД:
- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- Формировать умение строить речевое высказывание;
- Формировать умение текст публицистического стиля;
- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста;
- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД: - формировать навыки работы в группе, уметь слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения.
- Регулятивные УУД: Учить постановке цели работы; Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
Личностные УУД:
- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту, философское отношение к семейным ценностей;
- формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к традициям своего народа;
Технологии: проблемное обучение; разноуровневый и дифференцированный подход;
Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова «О семье», карточки с афоризмами, «Толковые словари»
Тринадцатое апреля.
Подготовка к написанию
сочинения – рассуждения.
Алгоритм написания
сочинения-рассуждения
6
Формулировка одной из проблем исходного текста
Комментарии по выбранной проблеме
Формулировка позиции автора
Аргументы за или против авторской позиции
(один - из литературных источников)
Заключение
Д О М
счастье
д е т и
Р О Д И Т Е Л И
Л Ю Б О В Ь
В ЕРА
У В А Ж Е Н И Е
С Е М Ь Я
С Е М Ь Я
- 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- 2. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная. Глава и члены семьи…..
- 3. В УНТ «жена», др.-русск. «сЬми I ца»
челядь, домочадцы; муж, жена.
ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
- Славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ.
- Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, - становился МУЖЕМ, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила ЗА-МУЖ.
- Женщина была богиней семейного очага. К ней относились с уважением. В свою очередь она соответствовала статусу – её дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты, спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.
- Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя.
- 1) Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом . 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
- 3)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 4)Отца дети уважали и слушались. 5) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 8)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна. 10)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.
- 11)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 14)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. 15)От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (По В. Белову)
- Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- АВТОРИТЕТ - власть, влияние, уважение, признание.
- СВАРЛИВОСТЬ – склонность к ссоре, (конфликтам), недовольство. От слова СВОРА – ссора, ругань.
Признаки текста:
- связность;
- цельность;
- завершенность;
- информативность;
- стилевое единство
- Любой текст содержит информацию:
- о каком-либо факте, событии, человеке;
- цели его создания;
- об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
- 1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
- 1)Иметь семью и детей необходимо и естественно.
- 2)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3)Отца дети уважали и слушались. 4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.
- Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери.
10)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома.14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим.
- Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь.
- Надо уметь уступать, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
П Р О Б Л Е М А
- - это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения;
- - это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него;
- ГЛАВНОЙ будет ТА проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы
Вспомним теорию…
1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : -Что формирует личность человека: при- : Проблема (кого? чего?) войны, роли родные данные, окружение или самовоспи- искусства в жизни человека, тание? современного образования, -Когда традиции являются злом? отношения к труду, ! ПРОБЛЕМА (какая?) С ложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д.
Н
Н
Сформулируйте проблему,
используя следующие речевые обороты:
«…Именно над этим вопросом размышляет в своей статье ( произведении ) …»
«Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) , такова: … ».
«Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда».
«Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...».
«В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) выдвигает
на всеобщее обсуждение…»
- 1) Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
- 3)Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 4)Отца дети уважали и слушались. 5) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6)Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7)Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 8)Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна. 10)Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.
- 11)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 14)Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. 15)От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.
- 1. В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это то самое необходимое и ценное для каждого человека.
- 2. В чем секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по- настоящему счастливым?
- Именно эти вопросы волнуют В. Белова.
КОММЕНТАРИЙ – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С ОПОРОЙ НА ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТ!
ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это его отношение к обсуждаемой проблеме.
- понять мнение автора о выделенной проблеме
- четко сформулировать вывод , к которому приходит
НАЙДИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
- Что хотел сказать автор?
- Какова была цель его высказывания?
- Ради чего он это всё написал?
- Как он сам относится к поставленной проблеме?
- Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
- Чему учит текст?
- 10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.
Аргументация собственной позиции
- ЦЕЛЬ: согласиться с (опровергнуть) позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
- АРГУМЕНТ - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
- АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
А Ф О Р И З М Ы
- Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.
Сьюзан Кинг - американская писательница. Автор издала более 20 исторических романов .
- Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Сухомлинский В. А. – советский педагог
- Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
Аргументы из литературных произведений?
- Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
День семьи, любви и верности. (8 июля)
Семья
Семья — источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. И в ясную погоду, и в ненастье Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства, Хранящая традиции веков. В семье ребёнок — главное богатство, Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче И люди жадно тянутся на свет. Душа семьи становится богаче, Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье, Тогда весь мир лежит у ваших ног. Любовь в семье — основа Мирозданья. Так пусть хранит все наши семьи Бог!
Гайкевич Леонид Иосифович. Член Российского союза писателей.
Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Используемые ресурсы
- http:// sociation.org/word/ семья ;
- http:// капканы- егэ.рф / index.php / ;
- http:// www.petr-fevronia.ru/category/2 ;
- http://festival.1september.ru/articles/612981 / ;
- http:// radogost.ru/semja-u-slavjan.html ;
- http:// enc-dic.com/ozhegov/Semja-31745.html ;
- http://glosum.ru / ;
- http:// www.stihi.ru/2013/02/04/5366 ;