СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок развития речи в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок развития речи в 8 классе»

Урок развития речи в 8 классе.

Тема:«Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту».

Класс: 8

Учебник: Русский язык. 8 класс.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту; повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста- рассуждения;

Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения – рассуждения.

Слайд 2.

Познавательные УУД: Слайд 2.

- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- Формировать умение строить речевое высказывание;

- Формировать умение текст публицистического стиля;

- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста;

- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.

Коммуникативные УУД: Слайд 4.

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- Учить постановке цели работы;

- Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;

Личностные УУД: Слайд 5.

- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту, философское отношение к семейным ценностей;

- Формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к традициям своего народа;

Технологии: проблемное обучение; разноуровневое или дифференцированное обучение;

Тип урока: урок развития речи. Слайд 6.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова “О семье”,  карточки с афоризмами, «Толковые словари».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1.

  2. Мотивация. Целеполагание.

1. Слово учителя.



- Добрый день, ребята!

Китайская мудрость гласит.

Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

Сегодня нам предстоит интересная работа. Мы с вами будем совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

Умение понимать текст, находить ключевые слова, выделять главное, видеть его красоту и выразительность пригодится вам на любом предмете и при сдаче ГИА, ЕГЭ.

Мне хотелось бы, чтобы вы тоже стали настоящими читателями, которые размышляют над текстом и получают удовольствие от него. 
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.



План сочинения

Проблема

Комментарий

Авторская позиция

Аргумент 1

Аргумент 2

Вывод



Если взять Любовь и Верность

К ним добавить чувство Нежность

Всё умножить на года

То получится – СЕМЬЯ!

- Ребята, назовите ключевое слово этого четверостишья. (СЕМЬЯ)

-А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).

- Правильно.

- Семья – это ключевое слово нашего урока. Слайд 7.

- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения». 

- Нам предстоит серьезная работа с текстом.

2. Актуализации знаний. Составление кластера.Слайд 8.(Щелчок 1)

- Итак, я  предлагаю вам дать определение слову СЕМЬЯ.

- Что такое СЕМЬЯ? (Ответы учащихся)

- Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записать на вырезанных лепестках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстроить волшебный цветик - семицветик).

Пример ассоциаций: дом, счастье, дети, родители, любовь, вера, уважение…)

- Все ассоциации, возникшие у вас, надеюсь, радостные. 

(Слайд 8 Щелчок 2)

У нас получился волшебный цветик - семицветик. Как вы думаете почему?

(Каждый лепесток цветка - это частица полноценной, доброй семьи)



- Какое толкование слову семья дают нам разные словари? Слайд 9.

- Согласны ли вы с такими толкованиями?

. 1Большой энциклопедический словарь

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    2. Толковый словарь Ожегова

СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей….

3. Этимологический словарь русского языка.

СЕМЬЯ - в устном народном творчестве также в знач. "жена", др.-русск. «сѣмиɪа» челядь, домочадцы; муж, жена.

Слайд 10.

Действительно, история древней Руси рассказывает нам о том, что славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ. (Оттуда, наверно, и пошла поговорка: «Жить в ладу с сами собой». Значит, жить в гармонии).

Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, — становился мужем, основателем семейного уклада, хозяином дома и главой семьи. Поэтому жен­щина выходила за - муж.

Женщина в славянской семье была богиней семейного очага. К ней относились с уважением и благоговением. В свою очередь женщина соответствовала статусу – ее дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты и спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.

Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя наравне. Ребенок должен получать энергию, как от матери, так и от отца. Ребенок, выращенный лишь одним из родителей – не полноценен, что отражается на его характере и рано или поздно сказывается на жизненном пути.3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом и проанализируем его.

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Слайд 11.(Выразительное чтение текста).

В. Белов. О семье

1)Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

3) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 4) Отца дети уважали и слушались.5) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6) Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7) Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 8) Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна. 10) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 

1 1) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 14) Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома. 15) От человека , не любящего и не уважающего своих родных , трудно ждать уважения к другим людям.    

Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей...









- Скажите, ребята, все ли слова вам понятны в этом тексте?

5. Словарная работа: Слайд 12.

Авторитет – власть, влияние, уважение, признание.

Сварливость – склонность к ссоре (конфликтам), недовольство. От слова СВАРА – ссора, ругань.

4.1. Повторение теоретических знаний о тексте Слайд 13.

Давайте с вами вспомним основные признаки текста

- связность

- цельность

- завершённость

- информативность

- стилевое единство

Слайд 14.

Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:

1) о каком-либо факте, событии, человеке;

2) цели его создания;

3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).

Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова. Подчеркните

Слайд 15 - 16.

1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Иметь семью и детей необходимо и естественно…»)

Слайд 17-18.

2 абзац - «Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери».

Слайд 19-20.

3 абзац - «Доброта,терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь»

(Пауза…..)

- О чём этот текст?

- Какой видит настоящую семью автор?

- Какие человеческие качества Василий Белов ставит в хорошей семье превыше всего?

4.2.Формулировка проблемы . - Итак, мы определили тему текста и выделили значимую для понимания текста информацию. Следующим шагом для написания сочинения – рассуждения является формулирование одной из проблем, поставленных автором текста

Слайд 21.

- Давайте вспомним, что такое проблема?(вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Бывает: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, назревшая, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, социальная, национальная, международная.

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, нужно поразмыслить: над какими вопросами размышляет автор?

- Обратимся снова к тексту? Слайд 22.

- Так какую же проблему поднимает автор? Попробуйте сформулировать ее.

Групповая работа

. а) -Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (В виде проблемных вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы с сущ. в Р.п).

-Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. Самостоятельная работа учащихся. (Первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья - в виде прямого заявления проблемы).

 (1 способ: В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это самое необходимое и ценное для каждого человека.

2 способ: В чём секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по – настоящему счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Белова.)

- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадь. Это огромный шаг к успешному написанию сочинения – рассуждения.

4. 3.Составление комментария проблемы. Слайд 24.

- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

Прокомментировать проблему – значит

- показать степень понимания текста;

- понять замысел автора;

- понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст.

Что входит в комментарий? Попробуйте ответить на вопросы:

  • Насколько актуально то, о чём пишет автор?

  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

-Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому необходимо передать идеи автора своими словами. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, как действуют герои, а комментируя, мы говорим о том, что стремится донести до нас автор.

Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема? (философская, нравственная одновременно)

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Белов рассматривает проблему на материале из истории о традициях, устоях славянских семей.

- Для чего он это делает? (Чтобы сказать о значимости семьи и в наше время. Что необходимо для создания крепких семей)

- Каково авторское отношение к проблеме? (Автор говорит о том, что лишь взаимное прощение, доброта и терпимость порождают любовь, доброе отношение к членам семьи, даже за пределами дома)

- Итак! Проблема прокомментирована подробно. Давайте запишем эти комментарии в тетрадь.

4. 4. Формулировка авторской позиции Слайд 25.

- Следующий шаг. Авторская позиция.

- Что такое позиция автора?

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

- Обратимся к тексту. Слайд 26.

- Какова же авторская позиция?

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? Слайд 27.

(п-ж № 10 Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь»

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. Запишем её в тетрадь.

4.5. Аргументация собственного мнения. Слайд 28.

- Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы, из публицистики, из СМИ и др.)

Работа с афоризмами.

- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о семье?

Слайд 29.

Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.

(Сьюзан Кинг)

Слайд 30.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.

Слайд 31.

Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…

- Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению? Слайд 32.

А) Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

Б) Повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.

- Теперь, я надеюсь, вы имеете достаточное представление о том, что такое настоящая семья. Что нужно человеку для создания доброй, а самое главное, здоровой семьи? Конечно, это любовь, верность и взаимопонимание.

5. Чтение отрывка из повести о Петре и Февронии.Слайд 33.

- Я думаю, вы знаете, что примером добропорядочной семьи на Руси считается брак между князем Петром и простолюдинкой Февронией.

Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.

В 2008 году День семьи, любви и верности, официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

6. Обобщающие выводы. Слайд 34.

1. Тема семьи является важной, значимой темой для человека во все времена. Не исключением стали и представители современной российской поэзии.

- Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Леонида Гайкевича.

ЛеонидГайкевич. ГайкевичЛеонид Иосифович. Член Российского союза писателей.

Семья источник радости и счастья: Стих

Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!

- В чем видит секрет настоящей семьи Леонид Гайкевич? (Семья – это неиссякаемый источник радости и счастья, в основу которой заложены любовь и взаимоуважение.)

2. – В начале урока каждый из вас сам вырастил из крупиц своей души волшебный цветик – семицветик, и имя ему СЕМЬЯ. Каждый лепесток цветка будет основой вашей будущей, а может и настоящей, семьи.

- Я предлагаю записать на разноцветных лепестках цветика – семицветика свое мнение о том, что такое семья в виде синквейна.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока

Сегодня работа над сочинением подошла к концу. Я думаю, что все этапы нашего урока помогут вам в написании сочинения.

Рефлексия. 

- Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание.   Слайд 35.

- Дома, пользуясь подготовленными материалами, напишите сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами русского писателя А.Куприна:  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.». Я думаю, что наш урок станет еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

VI. Используемые ресурсы. Слайд 36.

  • http://sociation.org/word/семья;

  • http://капканы-егэ.рф/index.php/;

  • http://www.petr-fevronia.ru/category/2;

  • http://festival.1september.ru/articles/612981/;

  • http://radogost.ru/semja-u-slavjan.html;

  • http://enc-dic.com/ozhegov/Semja-31745.html;

  • http://glosum.ru/;

  • http://www.stihi.ru/2013/02/04/5366;

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!