Развитие науки и образования во второй половине 9- начале 13 века.7 класс.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с развитием образования и научных знаний в Казахстане в 9-13 веках, способствовать формированию представлений о научных трудах авторов средневековья, раскрыть их историческое значение;
Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни;
Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научить делать сравнительный анализ.
Наглядность и оборудование: Интерактивная доска, портреты, таблицы, схемы.
Тип урока: Интегрированный урок с предметом «Самопознание».
Ход урока: 1.Опрос д/з. «Религия и культура. Распространение ислама». №20 с.87-90
- Доисламские верования - Влияние исламской религии на развитие культуры.
1уровень. – Какие религиозные верования существовали в Каз-не до принятия ислама? –Какие элементы доисламской религии сохранились у казахского народа до сегодняшнего дня? Различные: Зороастрийский фавн- культ барана(огузы и туркмены), покровитель рода, жертвенное животное, оберег, тотем); фавн- бог полей и лесов (изобилие, счастье, оберег от злых духов в доме, здоровье), при раскопках в Отраре, Куйрыктобе, Оксус найдена посуда с изображением птиц и барана, крышки в виде барана с рогами; поклонение огню - казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. (суеверия- «не плюй в огонь», «не наступай на место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь», «молодая сноха в доме, подливала масло в огонь» и т.д.) При раскопках- найдены богато украшенные очаги 11-12 вв.)
2уровень. -Когда был принят ислам в Казахстане? Кто объявил его государственной религией?- Из чего можно судить об укреплении позиций ислама в регионах Казахстана?
3уровень. –В эпоху развития новейших технологий и науки, как вы можете объяснить веру человека в бога? (Создав государство арабы с 633 года начали «войну за истинную веру» против других народов. Захвачены Иран, Сирия, Палестина, Египет, Ирак. Кутейба ибн Муслим в 709году- Бухару, 714- Шаш. Насыр ибн Сейяр в 737-748 завоевал ряд регионов Юж. Каз-на. 751 год г.Атлах тюргеши и арабы победу над китайцами. Основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам, а его сын Муса в 960 году объявил ислам гос. религией. Ислам оказал большое влияние на развитие городской культуры. Арабский историк Аль-Макдиси- пишет,что мечеть в 10 веке обязательное городское сооружение. Остатки мечетей обнаружены Отраре, Куйрыктобе, Баласагуне, Таразе. На кладбищах умерших хоронили по мусульманским обрядам(головой в сторону Мекки, без предметов которыми он пользовался при жизни). Во второй половине12 века среди знати, простых кипчаков близ Хорезма начинается широкое распространение ислама, оказавшее благоприятное влияние на развитие отраслей науки и знаний. Возводятся мечети, медресе здесь живут многие учёные- богословы.
Тесты 1а, 2д, 3с, 4в, 5с, 6д.
1.Как называется жертвенное животное, оберег? А)Тотем В)Талисман С)Тавро Д)Клеймо
2.В 751 году в битве против китайских войск вместе с арабами участвовали… А)Карлуки В)Уйсуны С)Уйгуры Д)Тюргеши
3.Когда арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил город Шаш? А)в633 году В)в709 году С)в 714 году Д)в 751 году
4.Что такое ганч? А)разновидность глины В)среднеазиатская разновидность гипса С)вид камня Д)разновидность кирпича
5.В 10-12 вв. особое распространение в архитектуре городов Каз-на получили А)усадьбы богатых В)дворцы правителей С)религиозные сооружения Д)торговые центры
6.Крытое монументальное надгробное сооружение А)памятник В)сардоба С)стела Д)мавзолей
Цитата урока:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…!» Евгений Евтушенко.
2.Изучение новой темы. «Развитие науки и образования» № 21 стр.90-95.
2 урока.- 1. Развитие науки – Абу Насыр аль- Фараби(870-950гг.) – Абу Райхан аль- Бируни( 973-1050гг.)- 2.Развитие языкознания.- Махмуд Кашгари(1030-1090гг.)- Юсуф Баласагуни( 1021-1075гг.)- 3.Лит-ра- Ахмед Иугнеки- Ходжа Ахмед Йасауи(1103-1167гг.).
А) Мотивация к уроку –Какие пословицы и поговорки о науке и образовании вы знаете?
-Какие отрасли науки вы знаете?
Наука- это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие. А. Эйнштейн.
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. О. Бальзак.
В) Работа по методу проектов(элемент)- опережающие задания:
- выступления учащихся с краткими библиографическими сообщениями;
1.Развитие науки_С10 века на юге стал широко распространяться ислам. Поэтому все письменные источники на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и др развивается наука и образование. Первым учёным Востока, известным всему миру был Абу Насыр аль-Фараби. 2. Абу Насыр аль-Фараби870-950гг. г. Весидж округ Фараб( Отрар), на кыпчакском языке образование. Арабский язык в Исфагане, Багдаде и Дамаске
Учёный-философ, музыкант, математик, логика, медицина, анатомия и др. Второй учитель после Аристотеля. Доказывал, что человек может познать мир, своими чувствами и разумом. 3.Абу Райхан аль-Бируни(973-1050гг)-учёный –энциклопедист продолжил традиции Фараби-150 научных трудов по истории, мат-ке, географии, медицине и др наукам. Труды «Канон Масуда об астрономии и звёздах», «Благородные камни», открыл закономерность движения небесных тел. Земля вокруг солнца.
4.Развитие языкознания. Тюркоязычные народы до 10 века пережили несколько общественных укладов. Это тормозило развитие. У отдельных племён свои особенности но в процессе образования народностей они сливались. Такую общность и близость исследовал языковед Махмуд Кашгари. 5.Махмуд Кашгари(1030-1090гг)отец родом из Кашгара, начальное образование здесь же, арабский в Иране. Труд «Диуани лугат ат-тюрк»( Словарь тюркских наречий) из 3 книг. Слова тюркских племён, объездил многие племена. АН.Кононов пишет, что работы- прославить тюркский язык на весь мир. Содержатся сведения о топонимах, истории, этнографии. 6.Юсуф Баласагуни (1021-1075гг.) на р.Чу, труд «Кутадгу билик»(Благодатное знание), на тюркском языке( первый сборник мудрости на родном языке. Сведения о общественно-политической жизни, религии, философии, астрономии, алгебре. Много образцов легенд, пословиц, красноречий до 11века. Закончил книгу в Кашгаре, подарил кагану Сулейману Арслану, ему за книгу титул главный везир. И в наши дни достижение всех тюркоязычных народов.
7.Литература. 7-9 век развитие устного народного творчества, открыло путь к развитию письменной литературы с 10 века, особенно исламская религия. 8.Адиб Ахмед Махмудулы из Иугнек, близ Туркестана. При жизни прозван предводителем мудрецов, труд «Дар истины». Дастан(поэма)на тюркском, призывал людей быть добросердечным , вести честную жизнь, не делать зла людям, говорить красноречиво и всегда уместно. О нравственности, морали, овладевать знаниями. 9.Ходжа Ахмед Йасауи(1103-1167гг.) из Сайрама. Отец Ибрагим учёный, мать Айша дочь шейха Муссы. В 7 лет сирота, у сестры воспитывался, с детских лет жил в Йассах, учился в Бухаре у Юсуфа Хамадами. Проповедник исламской религии, продолжил дела своего учителя Арыстан- Баба. Сборник стихов « Диуан-и-хикмет»(Книга о премудрости)на тюркском языке арабским шрифтом, проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм. Быть честным, дружным, относится друг к другу с любовью и терпением. Его ученик Сулейман Бакырган( в народе Хаким -ата (воспевал добрые человеческие отношения). Его труд «Акыр Заман»(Конец света) Появилась поэма в это же время акына Али «Жусуп-Злиха» воспевает честность, но полна религиозных мотивов.
Тесты. 1. В городе Весидж родился учёный… А) Искак аль-Фараби В)Жаухари аль- Фараби С)Абу Насыр аль- Фараби Д)Ахмад аль-Фараби
2.Труд «Диуани лугат ат- тюрк» написал… А)Абу Насыр аль-Фараби В)Махмуд Кашгари С)Юсуф Баласагуни Д)Ахмад аль- Фараби.
3.Автор труда на тюркском языке «Кутадгу билик» является… А) Абу Насыр аль-Фараби В)Махмуд Кашгари С)Ахмед Иугнеки Д)Юсуф Баласагуни (1с, 2в, 3д)
-работа с таблицей по научным трудам учёных-мыслителей.
Учёные Востока
Имя учёного | Название произведения | Вклад в мировую культуру |
Абу Насыр аль- Фараби | Философские трактаты | Логика, медицина, космология, мат-ка анатомия-арабским письмом. |
Абу Райхан аль- Бируни | Благородные камни | 150научных трудов-первый на восток земля вокруг солнца,и сейчас ценны |
Махмуд Кашгари | «Диуани лугат ат- тюрк» (« Словарь тюркских наречий» | 3книги- словарь тюркск племён свед истории,этнографии,един о тюрк11вв |
Юсуф Баласагуни | «Кутадгу билик» («Благодатное знание») | На тюркском отображает обществ жизньтюрк пл до11в, воп алгебры философ,астр, трад, обычаи |
Ахмед Иугнеки | «Хибат ул-Хакайк» (« Дар истины») | На тюрк. О нравственности, морали призыв к знаниям и образованию |
Ходжа Ахмед Йасауи | «Диуан-и-хикмет»(«Книга о премудрости») | На тюрк араб буквами проповедует любовь к аллаху,смирение,честность |
Задание первого уровня: 1. Перечислите города, являвшиеся центрами науки и культуры в 9-12 веках?. ( Сайрам, Отрар, Туркестан и другие, где медресе(духовные училища)). 2.Дополните: «Первым учителем» считается (Аристотель). «Вторым учителем» называют (Абу Насыр аль-Фараби)
3.Закрепление. А) Игра:«Кому принадлежат эти слова» Ответы: 1-6, 2-10, 3-9, 4-7, 5-8.
1.Махмуд Кашгари 2.Аль Фараби 3.Юсуф Баласагуни 4.Кожа Ахмет Яссауи 5.Ахмед Иугнеки | 6.Стремись к добродетели. Приобретая её, не будь гордым 7…И я ухожу в подземелье, отказываюсь от роскоши, богатства, и буду писать слова мудрости. 8. Образованный, повышая свои знания, живёт ими. А неуч бахвалится лишь пустыми словами о пользе знаний. 9.Язык людям счастье и славу приносит, И он же карает и головы сносит. 10.По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования… он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один… |
Словарь: Наука-это сфера человеческой жизни, направленная на получение и теоретическое обобщение законов природы и общества, получение новых знаний на основе изучения, описания, объяснения, предсказания. Образование- совокупность знаний, полученных специальным обучением.
4. Обобщение. Таким образом, в 10-13 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперёд в развитии духовной культуры.
5. Домашнее задание: № 21 c.90-95 Развитие науки и образования. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа, прочитать дополнительную литературу о средневековых учёных Востока. Б) Творч. работа «Напиши стихотворение- пятистишье»
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. Круг «От сердца к сердцу»

7 декабря 2013года с уч-ся седьмого «а» класса, был проведен открытый урок по истории Казахстана на тему: «Развитие науки и образования в конце 9- начале 13 века».
В классе 20 человек – из них14 человек по истории имеют «4» и «5», остальные учатся на тройки, неуспевающих нет.
Урок был проведён по плану, и на изучение темы отводится два часа. Это был первый урок. Класс сильный, больше половины учеников учатся хорошо, поэтому при планировании, каких- либо специфических особенностей класса учитывать не приходится.
Проводился комбинированный урок. Главной целью, которого было ознакомить учащихся с развитием образования и научных знаний в Казахстане в 9-13 веках, способствовать формированию представлений о научных трудах авторов средневековья, раскрыть их историческое значение. Развитие и отработка навыков анализа материала, самостоятельной работы с учебником и умение оценивать исторические факты. Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни.
Для изучения темы был выбран именно этот тип урока, потому что материал очень объёмный, много событий, названий. Фактический материал имеет много противоречий при сравнении различных источников, на которые неоднократно уделялось внимание на уроке.
Урок начался с опроса домашнего задания, было рассмотрено 5 вопросов (6 учащихся давали ответы по домашнему параграфу, вопросы были составлены по степени сложности ). После опроса была работа с исторической картой, на которой были отмечены основные направления захватнических войн арабов и захват городов Центральной Азии арабами.
После опроса, работа с тестами в конце параграфа.
Учитель объясняет, что новый материал тесным образом связан с изученным. Зачитывается цитата урока - выдержка из стихотворения Евгения Евтушенко. Мотивацией к уроку даются поговорки и пословицы о науке и образовании.
Основная часть урока по методу проектов - опережающие задания. 1. Развитие науки – Абу Насыр аль - Фараби(870-950гг.) – Абу Райхан аль - Бируни(973-1050гг.)- 2.Развитие языкознания.- Махмуд Кашгари(1030-1090гг.)- Юсуф Баласагуни( 1021-1075гг.)- 3.Лит-ра - Ахмед Иугнеки - Ходжа Ахмед Йасауи(1103-1167гг.).
Рассматривается шесть деятелей науки, объяснение нового материала ведут учащиеся, по ходу изучения демонстрируются фотографии и ведутся записи в тетрадь в форме таблицы.
После изучения основной темы были тесты на закрепление, и игра «Кому принадлежат слова». В словарь были занесены два новых слова наука и образование.
Для раскрытия основной мысли занятия выбрано сочетание методов словесного, практического и наглядного, которые позволяют эмоционально воздействовать на уч-ся. Закрепление материала прошло в течение нескольких минут. Были повторно рассмотрены разобранные на уроке вопросы, но только это очень сжато и кратко. Выставлены
оценки и записано домашнее задание.
Итоги урока. Выставлены оценки – 10 пятёрок.
В связи с применением различных видов деятельности, в течение урока наблюдалась высокая работоспособность. Все уч-ся активно принимали участие и все высказывались по нескольку раз. Все очень добросовестно подготовились и участвовали в занятии на всём протяжении, в результате чего все поставленные цели и задачи были выполнены.