Урок русского языка в 10 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению
«Что такое настоящая дружба?»
Всем доброго утра и прекрасного настроения!
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
А о чём именно мы будет говорить сегодня на уроке – я попрошу определить вас. Посмотрите внимательно на изображения и определите, что их объединяет (тема дружбы). (1 слайд)
Как вы думаете, какой вид работы на нашем уроке может быть связан с темой дружбы? (написание сочинения).
Верно! Тема урока – «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое настоящая дружба»? Запишите дату и тему урока. (2 слайд)
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ, а вы знаете, куда держите путь? Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сотрудничества. (3 слайд)
-
Повторить композицию сочинения - рассуждения.
-
«Внимательное» чтение текста
-
Учится правильно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
-
Обосновывать собственную точку зрения. (4 слайд)
-
Анализ целей.
Ребята,а какие ассоциации у вас возникают со словами «друг», «дружба»? (составление кластера совместно) (5 слайд) Все эти слова могут стать ключевыми для вас при написании сочинения. Дружба – это единство, союз близких по духу людей. Сегодня на уроке вы тоже должны стать едиными, чтобы достичь поставленных целей. Каждое выполненное вами задание позволяет открыть один пазл. Если будете активно и хорошо работать, то сумеете открыть картинку полностью. Пока же секрет, что там скрывается.
Чтобы вспомнить, как именно строится сочинение-рассуждение, выполним следующее задание.
Вам необходимо соотнести термин и его определение (спрашиваю учащихся по отдельности) (Соединяют термин и определение на листах с помощью линий или стрелочек) (6 слайд)
1.Несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств - текст.
2. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – тема.
3. Положение, утверждение, которое требуется доказать – тезис.
4. Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис – аргументы.
5. Заключение, итог проведённого рассуждения – вывод
Мы с вами тренируемся писать сочинение в формате ЕГЭ. Что в таком случае будет выступать в качестве тезиса? (проблема)
А что представляют собой аргументы? (комментарий, примеры-иллюстрации из текста)
Какие части сочинения не были отражены в выполненном вами задании? (позиция автора, собственная позиция)
Хорошо. Молодцы! Справились с заданием отлично, а это значит, что вы можете открыть 1 пазл.
Давайте восстановим последовательность микротем сочинения-рассуждения, получив таким образом план его написания. (Отвечает один ученик)
Позиция автора
Заключение
Вступление
Комментарий (2 примера-иллюстрации из текста)
Собственное отношение к позиции автора (7 слайд)
Молодцы! Открываем ещё один пазл!
- Ну а теперь пришло время познакомиться с текстом, который посвящен очень актуальной для вас теме – теме дружбы. Автор текста - Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. (8 слайд) Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями.
Текст читает подготовленный ученик.
Работа с текстом.
(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся. (В.Астафьев)
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест (выполняем) (9 слайд) На выполнение вам даётся 2-3 минуты.
ТЕСТ (распечатка)
1.Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?
1) Добрых людей на земле больше, чем злых.
2) Все люди на земле одинаковые.
3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения.
4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.
2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?
1) 8 3) 4
2) 2 4) 1
3. Автор считает, что настоящая дружба –это…
1) награда 3) подарок
2) испытание 4) счастье
4.Какие слова в тексте можно считать ключевыми?
1) человек, коллектив, любовь,
2) фронтовик, порядочность, добро;
3) добро, зло, дружба
4)награда, друг, преданность
Обменяемся тетрадями и проверим, насколько успешно вы справились с заданием.
Очень хорошо! Заслужили открыть следующий пазл.
Чтобы разобрать основные микротемы сочинения, поработаем в группах.
1 гр. (называю детей), исходя из основной мысли и ключевых слов, определите, какова позиция автора. Что он хочет сказать читателю? (Без настоящей дружбы жизнь неполноценна, ведь она оказывает огромное влияние на человека. Это бесценная награда.)
2 гр. (…) поработает над определением проблемного вопроса, поставленного в прочитанном тексте. (Что такое настоящая дружба? Какова её роль в жизни человека?)
3 гр. (…) проанализирует один пример из текста, то есть напишем первую часть комментария. (автор приводит в пример эпизод из жизни рассказчика, описывающий фронтовую дружбу. Автор хочет показать нам, что истинная дружба проявляется в стремлении человека приходить на помощь своим товарищам и быть рядом во что бы то ни стало. Важен фрагмент, в котором В.П. Астафьев пишет, что «с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья». 7 предложение текста показывает, что друзья делают нас лучше, именно благодаря им мы стараемся быть порядочными и честными.)
На выполнение задания – 4 минуты. Проверим, как вы справились. Представитель от каждой команды выступит с ответом. 1 гр., 2 гр., 3 гр.
Открываем пазл!
Согласны ли вы с мнением В. П. Астафьева? Аргументируйте свой ответ. Подберите для аргументации собственного мнения примеры из жизни, из художественной литературы, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. (Ученики отвечают) (10 слайд)
Молодцы! (открываю пазл)
Чтобы подвести итог, выполним задание с пропусками слов, которые вам необходимо будет заполнить.
Закончите предложения, используя выражения из предложенных слов или подобрав их самостоятельно. (11 слайд)
У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, ни__________.
Набор: самоотверженность и бескорыстие, глубина и искренность чувств, враждебная настороженность, общность жизненных целей, коварная лесть, притворное сладкоречие, высокая нравственная требовательность, холодный прагматизм, горячее сердце, прямодушие и нерушимая верность, духовное родство, внимание и чуткость, мелочный згоизм, широко открытая душа, душевная чёрствость и безразличие, полное доверие, лучистый взгляд, несокрушимая прочность.
Открываем последний пазл.
Какой замечательный пазл у нас сложился!
2-3 чел читают
Сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз родственных душ, дружба не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Наша картинка – фотография вашей дружной школьной семьи. Мне хотелось бы пожелать вам оставаться всегда такими же дружными, как сейчас, и сохранить свою дружбу на долгие годы!
Д/з. Дома вам необходимо написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту В. П. Астафьева. (12 слайд) Вы сегодня хорошо, активно поработали на уроке, а оценю каждого из вас я после завершающего этапа нашей работы - написания сочинения.
Завершить урок предлагаю песней вашего дружного классного коллектива.
Видео о дружной «классной» семье (10 класс) под песню «Юность) (2 куплет и припев)
Спасибо, мои друзья, за урок! С вами приятно было работать. До свидания!