Тема: Имя прилагательное (обобщение).
Цели: способствовать формированию интереса к предмету русский язык; обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.
Задачи: образовательная – устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками;
развивающая - развивать речь, мышление, внимание
воспитывающая – воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, ответственности, создать атмосферу радости совместного труда.
Форма урока: урок-игра «Заседание в редакции журнала».
Оборудование: сигнальные карточки, бейджики, таблички, карточки с заданиями, оценочные листы, критерии успеха, лист А3, ноутбук
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, учителя! Сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, что мы находимся в редакции настоящего журнала. Наш урок – это заседание, в течение которого мы подготовим к выпуску страничку нашего классного журнала «Хочу всё знать!».
- Ребята, давайте прочтём название нашего журнала на казахском языке «Бәрін білгім келеді» и на английском языке «I want to know everything» (проговаривают вместе). Чтобы наша игра была весёлой и интересной, нужно быть внимательным и узнать, какой теме посвящено наше заседание.
На доске написано:
Р Е А Ф И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е Г К А С Ч И Т
-Найдите среди букв тему нашего занятия и тихонько поднимите руку.
II. Работа по теме урока.
1. -Верно! Сегодня мы будем говорить об ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ, покажем свои знания и умение находить в текстах и употреблять в речи имена прилагательные. То есть покажем всё то, чему научились на прошлых уроках.
- Итак, наш кабинет превращается в редакцию журнала «Хочу всё знать!» и мы начинаем заседание.
Назовите профессии людей, создающих журнал? Журналисты, редакторы, художники. Чем они занимаются? (ответы детей)
Как шеф-редактор, я хочу набрать группу журналистов, они будут собирать материал по теме, и группу редакторов, они будут готовить тексты к печати. Мы заранее с вами определили, кто будет журналистом, а кто редактором. (дети озвучивают свои роли - они написаны на бейджиках).
- Свою работу вы будете оценивать сами. На столах у вас оценочные листы. За каждое задание вы будете ставить себе баллы. Критерии – всё выполнено верно – 2 балла, есть 2-3 ошибки – 1 балл, 4 и более ошибок – 0 баллов.
- Итак, для того, чтобы вспомнить имя прилагательное, я попрошу нашего журналиста Максима взять интервью у одного из учеников.
Вопросы для интервью:
Что такое «имя прилагательное»?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Приведи примеры.
- Молодец, Максим! Ты подготовил хорошие вопросы для интервью.
Мы вспомнили очень много фактов об имени прилагательном.
2. Так как нашим сотрудникам очень важно писать красиво и аккуратно, давайте проведём минутку чистописания.
к кк
- Какой звук обозначает эта буква? (анализ звука)
- Ребята, не случайно я выбрала именно этот звук. Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём – Казахстан, наш областной центр – Костанай, наш районный центр – Карасу, наш посёлок – Карамырза. С какой буквы начинаются все эти слова? Как они называются? (имена собственные). Как пишутся? (с большой буквы)
- Оцените себя.
3. -Следующее задание мы будем также выполнять в тетрадях. Запишите следующие словосочетания:
пушистый кот
добрая девочка
яркое солнце
- Подчеркните имена прилагательные. Определите род.
Самопроверка.
- Оцените себя.
- Вы наверно знаете, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и выполняющих сидячую работу, могут развиться заболевания позвоночника, но только не в нашей редакции. Встаём все на разминку.
4.ФИЗМИНУТКА.
5. Работа в паре. Игра “Найди пару”.
зима рыжие
ключ большое
окно снежная
лисички гаечный
- Правильно соедините с помощью стрелок имя существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным
Дети делают вывод:
Имя прилагательное связано с именем существительным.
- Как определить род и число имени прилагательного? (По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.)
-Можем мы поместить вашу работу на странице журнала? Как он перекликается с темой урока? ( наличие прилагательных помогает описать предметы и делает речь яркой и выразительной.)
- Оцените себя.
6. Максим подготовил для вас интересное стихотворение о теме нашего урока:
Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
- Молодец, Максим! Это стихотворение займет достойное место на нашей страничке.
III. Закрепление.
«Корзина идей»
- В начале урока мы с вами вспоминали, в каком посёлке мы живём. А скажите, пожалуйста, почему именно так назвали наш посёлок? Правильно, по названию реки Карамырза. У вас на листочках название нашей реки и корзинка. Я предлагаю вам в группах написать как можно больше прилагательных, описывающих нашу любимую реку и собрать их в корзину.
- Молодцы! Сколько прилагательных вы подобрали!
Оцените себя.
- Ребята, что мы с вами должны делать, чтобы наша река и в будущем оставалась такой же красивой? Правильно, соблюдать чистоту. После пикника собирать весь мусор, не ломать ветки деревьев, которые растут на берегу. Ни в коем случае не разбивать стеклянные предметы, потому что можно порезаться. Если мы будем соблюдать эти правила сами, а ещё и говорить об этом другим, то наша река ещё долгие-долгие годы будет радовать нас своей красотой.
IV. Развитие речи.
- Используя прилагательные составьте небольшой рассказ о нашей реке.
Слушаем журналистов. Дети читают свои предложения. (2-3человека)
У кого получился связный рассказ? Чей текст вам понравился больше?
Голосование.
Поздравляю, твоё произведение будет напечатано на странице следующего выпуска.
Оцените себя.
V. “Минутка повторения”.
- Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? Дети повторяют правило, на доске запись:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Один ребёнок получает индивидуальное задание на доске - вставить пропущенные буквы в слова – имена прилагательные. Остальные работают в тетрадях.
Цв…тной, х…лодный.
- Подбери проверочные слова.
VI. Рефлексия
-Вот и подходит к концу наше заседание. Давайте посмотрим , как выглядит наша страница. Вам нравится?
Страница занимательного журнала «Хочу всё знать!» готова. Можно поместить её в классный уголок.
Подсчитайте свои баллы и выставите себе оценку.
8-10 баллов – оценка «5»
6-8 баллов – оценка «4»
4-6 баллов – оценка «3»
Используйте предложенные слова и скажите всего одно предложение, которое подведёт итог нашей работы.
повторил
Я узнал
задумался
удивился
- А для того, чтобы узнать, какое у вас настроение, наклейте стикер на смайлик, отражающий ваше состояние.
Всем спасибо. Заседание редколлегии журнала «Хочу всё знать!» объявляю закрытым.
ЗИМА РЫЖИЕ
МЯЧ БОЛЬШОЕ
ОКНО СНЕЖНАЯ
ЛИСИЧКИ КРУГЛЫЙ
повторил…
узнал…
Я задумался…
удивился…
Критерии:
- выполнено верно, аккуратно – 2 балла
- есть 2 – 3 ошибки – 1 балл
- есть 4 и более ошибок – 0 баллов
8 – 10 баллов – оценка «5»
6 – 8 баллов – оценка «4»
4 – 6 баллов – оценка «3»

