Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме
«Личные местоимения».
Цели:
Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением;
Учить распознавать местоимения в устной и письменной речи;
Формировать умение правильного употребления местоимений в речи.
Оборудование:учебник по русскому языку для 3 класса Macbook ; карточки (эталон) для проверки самостоятельной работы; фрагмент урока из весёлого учебника Кирилла и Мефодия;
музыкальный видеосюжет для релаксации.
ХОД УРОКА
Мотивация учебной деятельности.
В мартовский чудесный день
Всем учиться нам не лень.
Знанья получать желаем
И учиться продолжаем
на уроке РУССКОГО ЯЗЫКА
- Улыбнитесь друг другу и начинаем.
2. Самоопределение к деятельности.
- Возьмите из конверта карточку зелёного цвета
- Прочитайте стихотворение Р. Сефа
В каждом человеке Ну, а если ты запел
Прячется весна.На бульваре в стужу,
Если тыпечален, Значит, что весна в тебе
Значит, спит она. Вылезла наружу.
- Какие слова в переносном значении использовал автор, чтобы передать настроение человека? Почему автор так назвал стихотворение?
- Спишите первые два предложения
- К какой части речи относится первое выделенное слово? (Имя сущ.)
- Что оно обозначает? ( Называет предмет)
- А называют ли предметы другое выделенное слово? ( Нет, только указывает на предмет, на время года)
- Как называется часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него? (Местоимение)
- как вы думаете, какая же тема сегодня на уроке?
Предположения детей
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительное, прилагательное и числительное вместо себя оставляют своих заместителей – открывается половина темы на доске -
… местоимения
3. Актуализация учебной деятельности
и пробные действия
Распределите местоимения в две группы: 1 – указывает на предмет
2 - другие (Кто, ничего.нигде, кто – нибудь, кое – что, этот, тот, столько)
Проверка по эталону.
Самооценка на шкале
- С какой трудностью мы столкнулись? ( Местоимения разные по значению)
- Чем отл. 1 гр. ? (Указывают на предмет, лицо)
- Да, все собравшиеся в 1 гр. местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицоили лица, поэтому когда наука Морфология распределяла местоимения по разрядам, эти местоимения назвали ЛИЧНЫЕ. Личное- значит принадлежащее лично кому-то.
2 – ая половина темы на доске
Тема на доске – ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Целеполагание
- Какие цели мы поставим на уроке?
- А каких результатов должны добиться?
( предложения детей)
Вывод: - У личных местоимений есть особый признак – лицо.
4. Весёлый учебник
Для задания предлагается уроки 3, 5, 4 из весёлого учебника «Кирилла и Мефодия»
3 – рассказ о 1, 2. 3 лице местоим.
5 – рассели по квартирам
- что заметили в 3- м лице? ( В ед. ч. изм. по родам)
4 - замени словосоч. местоимением
- оценивает работу мудрый ёжик( на экране – результат)
Молодцы!
ФИЗМИНУТКА – релаксация под песню «Я, ты, он, она…»
5. Закрепление. Работа с учебником
Упр.159
- Прочитайте предложения
- Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?
ОДУВАНЧИК – словарное слово
- Спишите предложения о дружбе, подчеркните в них местоимения.
ФИЗМИНУТКА – с эспандером
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
-На столе у вас лежат тесты. Выполните тест.
1. Укажи местоимения 1-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
а) я
б) он
в)ты
г) она
д) мы
е) оно
ж) они
з) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
а) имени существительного;
б) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
а) называют предметы;
б) указывают на предметы.
6. Подчеркните лишнее слово в каждого ряда:
а)Я, они, на, ты
б)Но, оно, она, они
в)Я, Яна, ты, вы
-Поменяйтесь со своим соседом работами, проверьте ответы по ключу (на доске).
КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 - б, 6- а на, б-но, в – Яна
7. Включение в систему знаний и повторение
РАБОТА В ГРУППАХ
- Соберите строки известного четверостишия
- Найдите и выделите в четверостишии местоимения
- Прочитайте выразительно
1 ГРУППА
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
В. А. Жуковский.
2 ГРУППА
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Ф. И. Тютчев
3 ГРУППА
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
А. Н. Плещеев
4 ГРУППА
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
А. Н. Плещеев
5 ГРУППА
Весна идёт сторонкой.
Да где ж самаона?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
А. А. Блок
6 ГРУППА
Но люблю я , весна золотая,
Твойсплошной чудно – смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум.
Н. А. Некрасов.
8. Рефлексия учебной деятельности
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Ответы детей
– С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
– Дайте определение местоимению.
– С какой группой местоимений работали?(Личные).
– С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, род, число).
– Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения: