СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ  

урока русского языка в 3  классе  по УМК «Школа 2100»             

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока: урок открытия новых знаний, (изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Понятие о местоимении. Личные местоимения"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока: урок открытия новых знаний, (изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности).

Цели урока:

  • Формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в речи.

  • Развитие речи, внимания, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, расширение кругозора.

Цель как деятельность обучающихся: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находит местоимения в тексте отличат от имен существительных.

Задачи:

- обучающие: объяснять особенности употребления местоимений в речи.

- развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

формировать способность к применению знаний на практике, умение работать

самостоятельно индивидуально и в парах.

- воспитательные: воспитывать уважение к русскому языку, сотрудничество,

ответственность.

Формируемые УУД: умение добывать (извлекать) информацию; преобразовывать текст; самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Необходимое техническое оборудование: проектор, ноутбук, экран, учебник, дидактический материал.


Ход урока.


1. Орг. момент: (приветствие, настрой)

Доброе утро, дорогие ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, нам удастся сегодня многое узнать, понять, сделать. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.- А начну я наш урок словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

(слайд 1, эпиграф)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш родной русский язык. Почему важно беречь свой родной язык?

(фронтальный опрос, ответы обучающихся)

- Подготовим тетради для работы.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словарная работа

- В русском языке есть слова, правописание которых мы запоминаем. Как называются такие слова? (словарные)

- Поработаем с такими словами. Проверим себя.

(на доске, на карточках: восточный, газета, осина, ракета, хороший, орех,

морковный, хозяин)

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом нашим помощником,

(по 1-м буквам имен сущ. в этом списке составьте новое словарное слово ГОРОХ)

Или узнаете, отгадав загадку:

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.орох)

(1 обучающийся - у доски)


- Поднимите руку, кому помогло знание сущ.? А кому загадка?

- Запишем это слово в тетради. – Каково лексическое значение слова? (Горох – растение семейства бобовых)

- К какой части речи относится это слово? Почему?

- Запишите, какие грамматические признаки существительного горох вы знаете ? (сущ. неодуш. М.р., ед.ч.).

4. Выявление места и причины затруднений.

- Составим предложения со словом горох. По моим вопросам. И обязательно чтобы в предложении употреблялось слово горох. Что такое горох? ( Горох – это растение).

Запишем это предложение (1 – у доски)

- Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 - у доски).

- Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски).

- Прочитайте получившийся текст.

- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор

слова горох, необходимо его заменить другими словами)

- Давайте его отредактируем (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: первое предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении можно оставить).

5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

- Место какой части речи заняло в предложении новое слово? 

(место имени существительного)

(на слайде показать)

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?

МЕСТОИМЕНИЕ

– Итак, тема нашего урока (сформулируйте) – Понятие о местоимении.

6. Реализация построенного проекта.

- Что мы будем делать, чтобы изучить новую тему? Какие мы поставим перед собой задачи?  (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, учиться употреблять местоимения.) (учитель пишет на доске)

- Понаблюдаем за ролью местоимений. Для этого мы поработаем с упр. 290 на стр. 61-62 вашего учебника.

(устно, по «цепочке» прокомментировать поставив местоимения)


- Какое слово вы вставили в предложение по цифрой 1? (я). На какой вопрос отвечает это слово? (кто?) Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает)  Ещё 3 предл.

- Какой вывод можем сделать о местоимении по нашим наблюдениям? (Местоимение указывает на предмет).

- А если мы проведем «обратный» эксперимент. Вставим известные сущ. вместо местоимений, что получится?

- Значит, для чего нужны местоимения? (чтобы избежать повторов в речи).

- Какой можем сделать вывод по результату этого наблюдения? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не обозначая его, служит для исключения повторов в речи)

- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 196. Это определение надо выучить к следующему уроку.

(на слайде – текст, музыкальное сопровождение (минусовка)

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"

Физминутка.

- Этот отрывок из стихотворения Р. Рождественского поможет нам сделать разминку.

Учим движения.

1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей

2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой

3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой.

4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево.

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какие слова выделены в тексте? (местоимения).

- Местоимения. Они называются Личными. Давайте определим почему?

- Кто в разговоре может сказать о себе Я? (Кто первым начинает разговор. Поэтому я – 1 лица).

- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит, это мест-е ед. ч.

(заполнять таблицу по ходу рассуждений)


- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении?


(таблица на экране и в учебнике)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проверим наши знания в деле, на практике. Выполним самостоятельно задания на карточках.

(Работа по карточкам, в парах взаимопроверка)

1) Карточка №1 (см. Приложение №1)

8. Включение в систему знаний повторение. Тест (см. Приложение №2)

- С какой частью речи познакомились на уроке? Что вы теперь про неё знаете?

- Какие задачи перед собой ставили? Выполнили?


9. Рефлексия УУД на уроке: - «Рефлексивный экран»

(на слайде высказывания, озвучить 2-3 человека, по желанию)

- «Продолжи предложение» (см. Приложение №3)

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.

- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

10. Домашнее задание: Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок с местоимениями, учить правила!


Приложение №1

Карточка №1

Фамилия, имя ________________________________________________________________


Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).

… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.



Карточка №1

Фамилия, имя ________________________________________________________________


Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).

… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.




Карточка №1

Фамилия, имя ________________________________________________________________


Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).

… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.






Приложение №2


Тест. Верный ответ обведи.

Ф.И.____________________________________________________


1. Местоимение - это:

а) часть слова  б) часть речи в) член предложения.


2. Местоимение отвечает на вопросы:

а) имен существительных  б) глаголов в) нельзя задать вопрос


3. Местоимение:

а) обозначает предмет  б) называют предмет в) указывает на предмет


4. Укажите местоимение:

а) ель  б) ем  в) ты


Тест. Верный ответ обведи.

Ф.И.____________________________________________________


1. Местоимение - это:

а) часть слова  б) часть речи в) член предложения.


2. Местоимение отвечает на вопросы:

а) имен существительных  б) глаголов в) нельзя задать вопрос


3. Местоимение:

а) обозначает предмет  б) называют предмет в) указывает на предмет


4. Укажите местоимение:

а) ель  б) ем  в) ты


Тест. Верный ответ обведи.

Ф.И.____________________________________________________


1. Местоимение - это:

а) часть слова  б) часть речи в) член предложения.


2. Местоимение отвечает на вопросы:

а) имен существительных  б) глаголов в) нельзя задать вопрос


3. Местоимение:

а) обозначает предмет  б) называют предмет в) указывает на предмет


4. Укажите местоимение:

а) ель  б) ем  в) ты

Приложение №3


Фамилия, имя ________________________________________________________________


Продолжи предложения:


Мне удалось _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я постараюсь ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Фамилия, имя ________________________________________________________________


Продолжи предложения:


Мне удалось _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я постараюсь ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Фамилия, имя ________________________________________________________________


Продолжи предложения:


Мне удалось _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я постараюсь ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Фамилия, имя ________________________________________________________________


Продолжи предложения:


Мне удалось _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я постараюсь ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________