ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, (изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности).
Цели урока:
Формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в речи.
Развитие речи, внимания, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, расширение кругозора.
Цель как деятельность обучающихся: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находит местоимения в тексте отличат от имен существительных.
Задачи:
- обучающие: объяснять особенности употребления местоимений в речи.
- развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
формировать способность к применению знаний на практике, умение работать
самостоятельно индивидуально и в парах.
- воспитательные: воспитывать уважение к русскому языку, сотрудничество,
ответственность.
Формируемые УУД: умение добывать (извлекать) информацию; преобразовывать текст; самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Необходимое техническое оборудование: проектор, ноутбук, экран, учебник, дидактический материал.
Ход урока.
1. Орг. момент: (приветствие, настрой)
– Доброе утро, дорогие ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, нам удастся сегодня многое узнать, понять, сделать. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.- А начну я наш урок словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
(слайд 1, эпиграф)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш родной русский язык. Почему важно беречь свой родной язык?
(фронтальный опрос, ответы обучающихся)
- Подготовим тетради для работы.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Словарная работа
- В русском языке есть слова, правописание которых мы запоминаем. Как называются такие слова? (словарные)
- Поработаем с такими словами. Проверим себя.
(на доске, на карточках: восточный, газета, осина, ракета, хороший, орех,
морковный, хозяин)
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом нашим помощником,
(по 1-м буквам имен сущ. в этом списке составьте новое словарное слово ГОРОХ)
Или узнаете, отгадав загадку:
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (горох)
(1 обучающийся - у доски)
- Поднимите руку, кому помогло знание сущ.? А кому загадка?
- Запишем это слово в тетради. – Каково лексическое значение слова? (Горох – растение семейства бобовых)
- К какой части речи относится это слово? Почему?
- Запишите, какие грамматические признаки существительного горох вы знаете ? (сущ. неодуш. М.р., ед.ч.).
4. Выявление места и причины затруднений.
- Составим предложения со словом горох. По моим вопросам. И обязательно чтобы в предложении употреблялось слово горох. Что такое горох? ( Горох – это растение).
Запишем это предложение (1 – у доски)
- Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 - у доски).
- Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски).
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор
слова горох, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: первое предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении можно оставить).
5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
- Место какой части речи заняло в предложении новое слово?
(место имени существительного)
(на слайде показать)
– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?
МЕСТОИМЕНИЕ
– Итак, тема нашего урока (сформулируйте) – Понятие о местоимении.
6. Реализация построенного проекта.
- Что мы будем делать, чтобы изучить новую тему? Какие мы поставим перед собой задачи? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, учиться употреблять местоимения.) (учитель пишет на доске)
- Понаблюдаем за ролью местоимений. Для этого мы поработаем с упр. 290 на стр. 61-62 вашего учебника.
(устно, по «цепочке» прокомментировать поставив местоимения)
- Какое слово вы вставили в предложение по цифрой 1? (я). На какой вопрос отвечает это слово? (кто?) Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) Ещё 3 предл.
- Какой вывод можем сделать о местоимении по нашим наблюдениям? (Местоимение указывает на предмет).
- А если мы проведем «обратный» эксперимент. Вставим известные сущ. вместо местоимений, что получится?
- Значит, для чего нужны местоимения? (чтобы избежать повторов в речи).
- Какой можем сделать вывод по результату этого наблюдения? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не обозначая его, служит для исключения повторов в речи)
- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 196. Это определение надо выучить к следующему уроку.
(на слайде – текст, музыкальное сопровождение (минусовка)
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"
Физминутка.
- Этот отрывок из стихотворения Р. Рождественского поможет нам сделать разминку.
Учим движения.
1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей
2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой
3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой.
4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево.
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какие слова выделены в тексте? (местоимения).
- Местоимения. Они называются Личными. Давайте определим почему?
- Кто в разговоре может сказать о себе Я? (Кто первым начинает разговор. Поэтому я – 1 лица).
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит, это мест-е ед. ч.
(заполнять таблицу по ходу рассуждений)
- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении?
(таблица на экране и в учебнике)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Проверим наши знания в деле, на практике. Выполним самостоятельно задания на карточках.
(Работа по карточкам, в парах взаимопроверка)
1) Карточка №1 (см. Приложение №1)
8. Включение в систему знаний повторение. Тест (см. Приложение №2)
- С какой частью речи познакомились на уроке? Что вы теперь про неё знаете?
- Какие задачи перед собой ставили? Выполнили?
9. Рефлексия УУД на уроке: - «Рефлексивный экран»
(на слайде высказывания, озвучить 2-3 человека, по желанию)
- «Продолжи предложение» (см. Приложение №3)
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.
- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
10. Домашнее задание: Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок с местоимениями, учить правила!
Приложение №1
Карточка №1
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).
… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.
Карточка №1
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).
… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.
Карточка №1
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число).
… (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно … (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … (____________) подберёзовиков нашёл!
А … (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. … (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. … (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. … (___________) помогают нам узнавать много интересного.
Приложение №2
Тест.
Верный ответ обведи. Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение - это:
а) часть слова б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение отвечает на вопросы:
а) имен существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) называют предмет в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
Тест.
Верный ответ обведи. Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение - это:
а) часть слова б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение отвечает на вопросы:
а) имен существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) называют предмет в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
Тест.
Верный ответ обведи. Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение - это:
а) часть слова б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение отвечает на вопросы:
а) имен существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) называют предмет в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
Приложение №3
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Продолжи предложения:
Мне удалось _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я постараюсь ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Продолжи предложения:
Мне удалось _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я постараюсь ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Продолжи предложения:
Мне удалось _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я постараюсь ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Продолжи предложения:
Мне удалось _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я не совсем понял (а), как ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я постараюсь ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________