СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАСС. Тема: Деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАСС. Тема: Деепричастие»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 7 КЛАСС

Тема: Деепричастие

Урок №1: Деепричастие как особая форма глагола.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола.

Задачи:

  1. Дать определение понятиям «Деепричастие» и «Деепричастный оборот».

  2. Развивать умение видеть причастие и использовать его в речи, формировать вопросы.

  3. Воспитывать внимание к слову как носителю информации.



Ход урока

1. Организационно-психологический момент.

2. Чтение эпиграфа и рассказа «Танечка» (автор Лунина С.И.).






Эпиграф:

Каждое слово нам чем-то знакомо,

Нужно только подумать, вглядевшись в него…

Каждое слово очень весомо…

Будь же внимателен,

Будь осторожен,

Если используешь в речи его.



Танечке очень хотелось в школу. Танечка много занималась самостоятельно, часами просиживая перед компьютером. Мама, волнуясь за ее зрение, даже приобрела ей специальные защитные очки. Танечка с удовольствием занималась и с учителями, которые приходили к ней домой, но все же ей страстно хотелось пойти в школу, оказаться в этом удивительном дворце познания. Казалось, стоит ей войти туда, как мир неопознанного тут же распахнется перед нею, открыв множество новых звуков, красок, слов…Порой Танечка ночью долго лежала с открытыми глазами, представляя, как ее познакомят с ребятами в классе, как у нее появятся первые друзья (а они у нее обязательно будут, ведь мама, бабушка и все учителя утверждают, что она - очень интересный человек), как она будет отвечать у доски, стоя в своем новом костюме, как учительница, любуясь новой ученицей, непременно похвалит ее, как на перемене ребята будут рассказывать ей о своем классе, нетерпеливо перебивая друг друга, стремясь поведать ей все самое-самое интересное…

Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам во сне.

И вот долгожданный день наступил. С утра дома ощущалось напряжение, все заметно нервничали. Танечке казалось, что они обязательно опоздают, необходимо поторопиться… Мама, тяжело вздыхая, говорила: «Ой, что-то мне тяжело дышать. Мне кажется, у нас душно!» - и она бежала открывать форточку. Бабушка тут же бежала закрывать ее, с укоризной выговаривая маме: «Люда, ты простудишь Танечку!..» Танечка не особенно помнила дорогу в школу, все мысли ее уже были там.

Оказалось, что в школу они прибыли все-таки раньше. В коридорах была тишина, шел последний урок первой смены. Но вот одна из дверей распахнулась, и из нее вышла высокая, красивая женщина. «А, вот и вы! Здравствуйте! А мы волнуемся, придет ли наша Таня к нам сегодня? Ну, что ж, Танюша, меня зовут Лидия Викторовна, я твой классный руководитель. Давай-ка, мы отпустим маму с бабушкой, а после уроков они тебя встретят, договорились?»

Мама нежно Танечку поцеловала, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее. Лидия Викторовна проводила Танечку в кабинет, показала ее место, и, озабоченно взглянув на часы, сказала: «Танюша, ты посиди здесь, а я сейчас вернусь!». Лидия Викторовна вышла, а Таня, счастливо вздохнув, начала осматривать кабинет. Все, все было замечательно! Цветы, плакаты, даже портреты великих писателей, смотревшие на Танечку со стены, улыбались ей. Скорее бы пришли ребята! Танечка с трудом поднялась и вышла из-за парты. Ее так и тянуло в коридор. Какой он большой, светлый и чистый! Сколько здесь всего интересного!.. Танечка шла все дальше и дальше. Вдруг тишину прорезал неожиданный, пронзительный звонок. Танечка испуганно вздрогнула. Она испугалась враз возникшего шума: гвалта, крика, топота ног, хлопанья дверей… она не успевала смотреть за лицами детей. Справа, слева, впереди, позади ее – везде была толпа. Попытавшись отойти к стене, она случайно наткнулась на группу несущихся по коридору мальчишек, один из которых, задев ее плечом, крикнул: «Ты что, дура, парализованная что ли?! Свали с дороги!». Танечка, не удержав равновесия, упала, больно ударившись о стену головой и локтем. А мимо: справа, слева - все шли и шли мимо чьи-то ноги. Танечка услышала, как кто-то, тыча в нее пальцем, крикнул:

«Смотри, Костя, развалилась, как корова!»- и ребята, громко засмеявшись, поспешно удалились. А Танечка вдруг ощутила невыразимую усталость. Все то, о чем она так долго мечтала, что так ярко представляла, вдруг потеряло для нее всю прелесть и весь смысл. Ей показалось, что коридор очень узкий, а краски исчезли. Неожиданно, очень сильно, захотелось домой, в свою постель, в свое кресло, которое выручало ее столько лет, ей захотелось туда, где все было простым, понятным, родным, хотя и напоминало о страшной боли и нескольких годах недвижимости, недееспособности. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла…



3.Беседа по рассказу.



Учитель

Ученик

-Ребята, какое впечатление оставил в вашей душе этот рассказ?

-О чем он?

-Как бы вы его озаглавили?

-Что «разбило» все мечты Танечки?

Учащиеся делятся впечатлениями







-Ее мечты разбило то, что она услышала от мальчишек.

Да, действительно, ее представления о школе, о прекрасном разрушили всего два слова.

-Как вы думаете, Танечка снова вернется в школу?

-А если вернется, то с каким настроением?


-Мальчишки, куда-то торопившиеся, специально оскорбили Таню?

Они прошли, пробежали, сказав первое, что пришло в голову - «парализованная».

-Могли они знать, что Таня ,действительно, несколько лет пролежала, так как не могла двигаться?

Нет, она для них была обычной школьницей. Они привыкли так общаться.



Действительно, они не задумывались. Они не знали, а может, забыли, что нет на земле пустых слов. Каждое слово значимо, каждое слово несет определенную информацию. И мы, люди, должны помнить об этом. Умение видеть информацию в слове пригодится и нам с вами на сегодняшнем уроке, тема которого «Деепричастие» - запишите.

(раздать тексты с рассказом)

Учитель

Ученик

-Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово?

Из двух: дее- и причастие

-Подберите однокоренные слова к ним.

Дееспособный, причастный

-Что значит «дееспособный»?

Способный к действию

-Какое словосочетание можно составить из слов «действие», «причастный»?

Причастный к действию (на доску)

-Значит, деепричастие – это что-то причастное к действию. Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас?

-Что такое деепричастие?

-Как образуется деепричастие?

-На к5акие вопросы отвечает деепричастие?

-Может ли изменяться деепричастие?

-Чем является деепричастие в предложении?

-Я предвидела ваши вопросы, поэтому записала их на доске. В конце урока, ответив на них, вы сможете определить, насколько хорошо усвоили эту тему.(Учитель открывает вопросы, записанные на доске)


-Из рассказа вы узнали о девочке, которая очень хотела ходить в школу. Эти мысли не оставляли ее и ночью. Найдите в тексте предложение, в котором говорится об этом, запишите его.

-Произведем его синтаксический разбор.

Танечка засыпает и счастливо улыбается



своим мечтам.

-Докажите, что сказуемые – глаголы являются однородными.

Глаголы относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и связаны сочинительной связью.

-Определите грамматические признаки этих глаголов.

Это глаголы несовершенного вида, множественного числа, настоящего времени.

-А сейчас нам необходимо максимально сосредоточиться. Что мы для этого делаем?

-А внимание нам необходимо для того, чтобы образовать новую глагольную форму. Для этого мне потребуется помощник.

(Учащиеся массируют мочки ушей)







(К доске вызывается «слабый» ученик).

-Убери, пожалуйста, у глагола «улыбается» окончание, а теперь припиши к основе суффикс –Я. Что получилось?



Улыбаясь

-Это слово имеет отношение к глаголу?

Это слово образовалось от глагола. Оно причастно к нему.

-Так что это у нас получилось?

Деепричастие.

-Как образуется деепричастие?

Путем присоединения к основе глагола суффикса –Я-

В образовании деепричастия используются и такие суффиксы, как -В-, -ВШИ-,-А- (на доске крепятся суффиксы:-Я-, -ВШИ-, -А-, -В-)



-Посмотрите еще раз на наше предложение. Слова «засыпает», «улыбаясь» сейчас являются однородными?


Нет, они отвечают на разные вопросы, не относятся к одному и тому же слову.

-На какой вопрос отвечает деепричастие «улыбаясь»?

Что делая? Как? (вопросы крепятся к доске)

-От какого слова мы задаем вопрос к слову «наблюдая»?

От глагола-сказуемого «засыпает».

-Попробуйте изменить слово «улыбаясь».

Слово не изменяется.

-Какая еще часть речи так же, как деепричастие, не имеет окончания, не изменяется, но принимает вопрос от сказуемого?



Наречие.

-Таким образом, особенности каких частей речи проявляются в деепричастии?

В деепричастии проявляются признаки наречия и глагола.

-Чем, по-вашему, является деепричастие в предложении?

Обстоятельством, так же, как и наречие.

-А чтобы выяснить еще несколько особенностей деепричастия, запишем полученное предложение.

Танечка засыпает, счастливо улыбаясь своим мечтам.

-Сколько действий выполняет девочка?

Два: засыпает и улыбается

-Подумайте, какое из этих действий является основным, а какое добавочным, как бы дополняющим основное?

«Засыпает»-основное

«Улыбаясь»-добавочное

-Так что обозначает деепричастие?

Добавочное действие при основном.

-Мы говорили о том, к деепричастию вопрос идет от сказуемого – глагола. А от деепричастия может исходить вопрос к другим словам?

Учащиеся проводят наблюдения по тексту, обнаруживают зависимые слова.

-Значит, при деепричастии есть зависимые слова. Вам это ни о чем не напоминает?

Зависимые слова могли иметь при себе причастия

-Проведите аналогию с причастиями. Кто способен сделать открытие?

Если при причастии есть зависимое слово, значит, мы имеем дело с причастным оборотом. Следовательно, если при деепричастии есть зависимое слово, значит, можно говорить о деепричастном обороте

-Такой ответ заслуживает аплодисментов.

Учащиеся аплодируют ответившему правильно.

-Найдите деепричастный оборот в предложении.

Счастливо улыбаясь своим мечтам.

-Попробуйте определить, на какой вопрос отвечает деепричастный оборот?

Что делая? Как?

-Какой член предложения отвечает на такой же вопрос?

Обстоятельство. Следовательно, деепричастный оборот в предложении будет являться обстоятельством.

-Посмотрите, как много мы с вами сегодня узнали. А чтобы закрепить все это в памяти, поработаем с текстами, что лежат у вас на столах.

Учащиеся работают с текстом «Танечка»

-Найдите в тексте предложение, в котором говорится об огромном упорстве Танечки.

Она много занималась самостоятельно, часами просиживая за компьютером.

-Задание: найти деепричастие, деепричастный оборот, определить, к какому слову относится.

Просиживая - деепричастие

Часами просиживая перед компьютером - деепричастный оборот.


-Найдите предложение, в котором передается волнение мамы и бабушки.

Мама нежно поцеловала Танечку, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее.

-В последнем предложении найдите деепричастный оборот.

Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла.



  1. Работа в группах. Формулирование определения деепричастия.



Мы с вами хорошо поработали. Посмотрите, сколько вопросов нам удалось рассмотреть на уроке ( обратить внимание на вопросы, записанные на доске, можно на каждый из них дать ответ).

Однако у нас до сих пор нет научного определения этой особой формы глагола.

Сейчас каждый из вас должен в течение одной минуты сформулировать определение деепричастия. Через минуту вы должны поделиться своими соображениями с соседом по парте, добавив все самое существенное, затем «поделиться знаниями» с сидящими позади вас. Таким образом вы получите самое полное, самое совершенное определение, ведь как говорится «одна голова хорошо, а две – лучше». Каждый ряд должен предложить свой вариант определения деепричастия, кто – то представит это определение на суд товарищей, остальные должны проанализировать. Будьте внимательны, закройте глаза, сосредоточьтесь, вспомните о деепричастии все, что прозвучало на уроке (пауза). А сейчас за работу!

(Заслушиваются определения, составленные учащимися)

Молодцы! Мы прослушали несколько определений, Я вижу, что вы владеете научным стилем. А теперь сравним наше определение с тем, что дает учебник ( работа с учебником).

Чье определение более полно, более подробно рассказывает о деепричастии? Вот видите, в результате тщательных наблюдений, совместной работы, при внимательном отношении к слову мы сами составили правильное определение. Поаплодируем себе, ведь это так полезно!



  1. Отработка умения видеть и использовать деепричастия в речи.



Ну что ж, с теорией справились, а следующее задание поможет выяснить, как вы умеете применять свои знания на практике.

Ребята, у кого на партах КРУЖКИ, вам нужно за 5 минут написать мини-сочинение на тему «Боль от слова» в стиле рассуждения. Смотрите на эпиграф. Используйте деепричастия, которые даны вам в качестве опорных слов.

Ребята, на чьих столах лежат квадраты, найдите и выделите в тексте деепричастные обороты, выделите суффиксы в деепричастиях.

Ребята, у кого треугольники, вам предстоит выписать из текста деепричастия.



5.Сдача работ. Зачитывается одно из сочинений.

-Наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?

-Испытывали ли вы трудности? Что показалось особенно сложным?

-О чем нужно помнить?



А я напоминаю вам и пусть это будет заданием на всю жизнь, что

Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые,

Есть слово – утешение, и слово – удушение,

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости.



Помните, что словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Главное – помнить о его значимости, о его весомости.





КРУГ. Ключевые слова: невзначай сказанное; дарить радость; причинять боль; ранить словом; сокровенное в душе; общаемся, не задумываясь; говорить, думая; залечить боль, нанесенную словом; «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».





КВАДРАТ. Найти в тексте и выписать предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами и выделить их.

ТРЕУГОЛЬНИК. В указанных учителем предложениях из текста найти деепричастие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!