УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 7 КЛАСС
Тема: Деепричастие
Урок №1: Деепричастие как особая форма глагола.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола.
Задачи:
Дать определение понятиям «Деепричастие» и «Деепричастный оборот».
Развивать умение видеть причастие и использовать его в речи, формировать вопросы.
Воспитывать внимание к слову как носителю информации.
Ход урока
1. Организационно-психологический момент.
2. Чтение эпиграфа и рассказа «Танечка» (автор Лунина С.И.).
Эпиграф:
Каждое слово нам чем-то знакомо,
Нужно только подумать, вглядевшись в него…
Каждое слово очень весомо…
Будь же внимателен,
Будь осторожен,
Если используешь в речи его.
Танечке очень хотелось в школу. Танечка много занималась самостоятельно, часами просиживая перед компьютером. Мама, волнуясь за ее зрение, даже приобрела ей специальные защитные очки. Танечка с удовольствием занималась и с учителями, которые приходили к ней домой, но все же ей страстно хотелось пойти в школу, оказаться в этом удивительном дворце познания. Казалось, стоит ей войти туда, как мир неопознанного тут же распахнется перед нею, открыв множество новых звуков, красок, слов…Порой Танечка ночью долго лежала с открытыми глазами, представляя, как ее познакомят с ребятами в классе, как у нее появятся первые друзья (а они у нее обязательно будут, ведь мама, бабушка и все учителя утверждают, что она - очень интересный человек), как она будет отвечать у доски, стоя в своем новом костюме, как учительница, любуясь новой ученицей, непременно похвалит ее, как на перемене ребята будут рассказывать ей о своем классе, нетерпеливо перебивая друг друга, стремясь поведать ей все самое-самое интересное…
Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам во сне.
И вот долгожданный день наступил. С утра дома ощущалось напряжение, все заметно нервничали. Танечке казалось, что они обязательно опоздают, необходимо поторопиться… Мама, тяжело вздыхая, говорила: «Ой, что-то мне тяжело дышать. Мне кажется, у нас душно!» - и она бежала открывать форточку. Бабушка тут же бежала закрывать ее, с укоризной выговаривая маме: «Люда, ты простудишь Танечку!..» Танечка не особенно помнила дорогу в школу, все мысли ее уже были там.
Оказалось, что в школу они прибыли все-таки раньше. В коридорах была тишина, шел последний урок первой смены. Но вот одна из дверей распахнулась, и из нее вышла высокая, красивая женщина. «А, вот и вы! Здравствуйте! А мы волнуемся, придет ли наша Таня к нам сегодня? Ну, что ж, Танюша, меня зовут Лидия Викторовна, я твой классный руководитель. Давай-ка, мы отпустим маму с бабушкой, а после уроков они тебя встретят, договорились?»
Мама нежно Танечку поцеловала, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее. Лидия Викторовна проводила Танечку в кабинет, показала ее место, и, озабоченно взглянув на часы, сказала: «Танюша, ты посиди здесь, а я сейчас вернусь!». Лидия Викторовна вышла, а Таня, счастливо вздохнув, начала осматривать кабинет. Все, все было замечательно! Цветы, плакаты, даже портреты великих писателей, смотревшие на Танечку со стены, улыбались ей. Скорее бы пришли ребята! Танечка с трудом поднялась и вышла из-за парты. Ее так и тянуло в коридор. Какой он большой, светлый и чистый! Сколько здесь всего интересного!.. Танечка шла все дальше и дальше. Вдруг тишину прорезал неожиданный, пронзительный звонок. Танечка испуганно вздрогнула. Она испугалась враз возникшего шума: гвалта, крика, топота ног, хлопанья дверей… она не успевала смотреть за лицами детей. Справа, слева, впереди, позади ее – везде была толпа. Попытавшись отойти к стене, она случайно наткнулась на группу несущихся по коридору мальчишек, один из которых, задев ее плечом, крикнул: «Ты что, дура, парализованная что ли?! Свали с дороги!». Танечка, не удержав равновесия, упала, больно ударившись о стену головой и локтем. А мимо: справа, слева - все шли и шли мимо чьи-то ноги. Танечка услышала, как кто-то, тыча в нее пальцем, крикнул:
«Смотри, Костя, развалилась, как корова!»- и ребята, громко засмеявшись, поспешно удалились. А Танечка вдруг ощутила невыразимую усталость. Все то, о чем она так долго мечтала, что так ярко представляла, вдруг потеряло для нее всю прелесть и весь смысл. Ей показалось, что коридор очень узкий, а краски исчезли. Неожиданно, очень сильно, захотелось домой, в свою постель, в свое кресло, которое выручало ее столько лет, ей захотелось туда, где все было простым, понятным, родным, хотя и напоминало о страшной боли и нескольких годах недвижимости, недееспособности. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла…
3.Беседа по рассказу.
Учитель | Ученик |
-Ребята, какое впечатление оставил в вашей душе этот рассказ? -О чем он? -Как бы вы его озаглавили? -Что «разбило» все мечты Танечки? | Учащиеся делятся впечатлениями -Ее мечты разбило то, что она услышала от мальчишек. |
Да, действительно, ее представления о школе, о прекрасном разрушили всего два слова. -Как вы думаете, Танечка снова вернется в школу? -А если вернется, то с каким настроением? | |
-Мальчишки, куда-то торопившиеся, специально оскорбили Таню? | Они прошли, пробежали, сказав первое, что пришло в голову - «парализованная». |
-Могли они знать, что Таня ,действительно, несколько лет пролежала, так как не могла двигаться? | Нет, она для них была обычной школьницей. Они привыкли так общаться. |
Действительно, они не задумывались. Они не знали, а может, забыли, что нет на земле пустых слов. Каждое слово значимо, каждое слово несет определенную информацию. И мы, люди, должны помнить об этом. Умение видеть информацию в слове пригодится и нам с вами на сегодняшнем уроке, тема которого «Деепричастие» - запишите.
(раздать тексты с рассказом)
Учитель | Ученик |
-Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово? | Из двух: дее- и причастие |
-Подберите однокоренные слова к ним. | Дееспособный, причастный |
-Что значит «дееспособный»? | Способный к действию |
-Какое словосочетание можно составить из слов «действие», «причастный»? | Причастный к действию (на доску) |
-Значит, деепричастие – это что-то причастное к действию. Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас? | -Что такое деепричастие? -Как образуется деепричастие? -На к5акие вопросы отвечает деепричастие? -Может ли изменяться деепричастие? -Чем является деепричастие в предложении? |
-Я предвидела ваши вопросы, поэтому записала их на доске. В конце урока, ответив на них, вы сможете определить, насколько хорошо усвоили эту тему.(Учитель открывает вопросы, записанные на доске) | |
-Из рассказа вы узнали о девочке, которая очень хотела ходить в школу. Эти мысли не оставляли ее и ночью. Найдите в тексте предложение, в котором говорится об этом, запишите его. -Произведем его синтаксический разбор. | Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам. |
-Докажите, что сказуемые – глаголы являются однородными. | Глаголы относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и связаны сочинительной связью. |
-Определите грамматические признаки этих глаголов. | Это глаголы несовершенного вида, множественного числа, настоящего времени. |
-А сейчас нам необходимо максимально сосредоточиться. Что мы для этого делаем? -А внимание нам необходимо для того, чтобы образовать новую глагольную форму. Для этого мне потребуется помощник. | (Учащиеся массируют мочки ушей) (К доске вызывается «слабый» ученик). |
-Убери, пожалуйста, у глагола «улыбается» окончание, а теперь припиши к основе суффикс –Я. Что получилось? | Улыбаясь |
-Это слово имеет отношение к глаголу? | Это слово образовалось от глагола. Оно причастно к нему. |
-Так что это у нас получилось? | Деепричастие. |
-Как образуется деепричастие? | Путем присоединения к основе глагола суффикса –Я- |
В образовании деепричастия используются и такие суффиксы, как -В-, -ВШИ-,-А- (на доске крепятся суффиксы:-Я-, -ВШИ-, -А-, -В-) | |
-Посмотрите еще раз на наше предложение. Слова «засыпает», «улыбаясь» сейчас являются однородными? | Нет, они отвечают на разные вопросы, не относятся к одному и тому же слову. |
-На какой вопрос отвечает деепричастие «улыбаясь»? | Что делая? Как? (вопросы крепятся к доске) |
-От какого слова мы задаем вопрос к слову «наблюдая»? | От глагола-сказуемого «засыпает». |
-Попробуйте изменить слово «улыбаясь». | Слово не изменяется. |
-Какая еще часть речи так же, как деепричастие, не имеет окончания, не изменяется, но принимает вопрос от сказуемого? | Наречие. |
-Таким образом, особенности каких частей речи проявляются в деепричастии? | В деепричастии проявляются признаки наречия и глагола. |
-Чем, по-вашему, является деепричастие в предложении? | Обстоятельством, так же, как и наречие. |
-А чтобы выяснить еще несколько особенностей деепричастия, запишем полученное предложение. | Танечка засыпает, счастливо улыбаясь своим мечтам. |
-Сколько действий выполняет девочка? | Два: засыпает и улыбается |
-Подумайте, какое из этих действий является основным, а какое добавочным, как бы дополняющим основное? | «Засыпает»-основное «Улыбаясь»-добавочное |
-Так что обозначает деепричастие? | Добавочное действие при основном. |
-Мы говорили о том, к деепричастию вопрос идет от сказуемого – глагола. А от деепричастия может исходить вопрос к другим словам? | Учащиеся проводят наблюдения по тексту, обнаруживают зависимые слова. |
-Значит, при деепричастии есть зависимые слова. Вам это ни о чем не напоминает? | Зависимые слова могли иметь при себе причастия |
-Проведите аналогию с причастиями. Кто способен сделать открытие? | Если при причастии есть зависимое слово, значит, мы имеем дело с причастным оборотом. Следовательно, если при деепричастии есть зависимое слово, значит, можно говорить о деепричастном обороте |
-Такой ответ заслуживает аплодисментов. | Учащиеся аплодируют ответившему правильно. |
-Найдите деепричастный оборот в предложении. | Счастливо улыбаясь своим мечтам. |
-Попробуйте определить, на какой вопрос отвечает деепричастный оборот? | Что делая? Как? |
-Какой член предложения отвечает на такой же вопрос? | Обстоятельство. Следовательно, деепричастный оборот в предложении будет являться обстоятельством. |
-Посмотрите, как много мы с вами сегодня узнали. А чтобы закрепить все это в памяти, поработаем с текстами, что лежат у вас на столах. | Учащиеся работают с текстом «Танечка» |
-Найдите в тексте предложение, в котором говорится об огромном упорстве Танечки. | Она много занималась самостоятельно, часами просиживая за компьютером. |
-Задание: найти деепричастие, деепричастный оборот, определить, к какому слову относится. | Просиживая - деепричастие Часами просиживая перед компьютером - деепричастный оборот. |
-Найдите предложение, в котором передается волнение мамы и бабушки. | Мама нежно поцеловала Танечку, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив ее. |
-В последнем предложении найдите деепричастный оборот. | Танечка, тихо застонав от боли, попыталась подняться и не смогла. |
Работа в группах. Формулирование определения деепричастия.
Мы с вами хорошо поработали. Посмотрите, сколько вопросов нам удалось рассмотреть на уроке ( обратить внимание на вопросы, записанные на доске, можно на каждый из них дать ответ).
Однако у нас до сих пор нет научного определения этой особой формы глагола.
Сейчас каждый из вас должен в течение одной минуты сформулировать определение деепричастия. Через минуту вы должны поделиться своими соображениями с соседом по парте, добавив все самое существенное, затем «поделиться знаниями» с сидящими позади вас. Таким образом вы получите самое полное, самое совершенное определение, ведь как говорится «одна голова хорошо, а две – лучше». Каждый ряд должен предложить свой вариант определения деепричастия, кто – то представит это определение на суд товарищей, остальные должны проанализировать. Будьте внимательны, закройте глаза, сосредоточьтесь, вспомните о деепричастии все, что прозвучало на уроке (пауза). А сейчас за работу!
(Заслушиваются определения, составленные учащимися)
Молодцы! Мы прослушали несколько определений, Я вижу, что вы владеете научным стилем. А теперь сравним наше определение с тем, что дает учебник ( работа с учебником).
Чье определение более полно, более подробно рассказывает о деепричастии? Вот видите, в результате тщательных наблюдений, совместной работы, при внимательном отношении к слову мы сами составили правильное определение. Поаплодируем себе, ведь это так полезно!
Отработка умения видеть и использовать деепричастия в речи.
Ну что ж, с теорией справились, а следующее задание поможет выяснить, как вы умеете применять свои знания на практике.
Ребята, у кого на партах КРУЖКИ, вам нужно за 5 минут написать мини-сочинение на тему «Боль от слова» в стиле рассуждения. Смотрите на эпиграф. Используйте деепричастия, которые даны вам в качестве опорных слов.
Ребята, на чьих столах лежат квадраты, найдите и выделите в тексте деепричастные обороты, выделите суффиксы в деепричастиях.
Ребята, у кого треугольники, вам предстоит выписать из текста деепричастия.
5.Сдача работ. Зачитывается одно из сочинений.
-Наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
-Испытывали ли вы трудности? Что показалось особенно сложным?
-О чем нужно помнить?
А я напоминаю вам и пусть это будет заданием на всю жизнь, что
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые,
Есть слово – утешение, и слово – удушение,
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.
Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости.
Помните, что словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Главное – помнить о его значимости, о его весомости.
КРУГ. Ключевые слова: невзначай сказанное; дарить радость; причинять боль; ранить словом; сокровенное в душе; общаемся, не задумываясь; говорить, думая; залечить боль, нанесенную словом; «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
КВАДРАТ. Найти в тексте и выписать предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами и выделить их.
ТРЕУГОЛЬНИК. В указанных учителем предложениях из текста найти деепричастие