Познакомить учащихся со строением ГМ, расположением желудочков и основных отделов ГМ.
2. Раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом.
3. Рассмотреть строение и функции мозжечка, моста и среднего и промежуточного мозга.
4. Подчеркнуть зависимость низлежащих отделов от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Строение головного мозга"»
УРОК №46 «Строение головного мозга»
Задачи:
1. Познакомить учащихся со строением ГМ, расположением желудочков и основных отделов ГМ.
2. Раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом.
3. Рассмотреть строение и функции мозжечка, моста и среднего и промежуточного мозга.
4. Подчеркнуть зависимость низлежащих отделов от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.
5. Разъяснить аналитическую и замыкательную функции коры, ее аналитико-синтетическую деятельность.
I. Проверка знаний.
1. Указать на таблице ЦНС и ПНС и рассказать об их строении и значении.
2. Показать на таблице и скелете месторасположение спинного мозга и отходящих от него нервов и рассмотреть их строение и функции.
3. Раскрыть особенности рефлекторной и проводящей функций СМ, его связь с ГМ.
II. Новый материал
Головной мозг (ГМ) - m=1360 гр.
Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40.
Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра.







Отделы мозга | Структуры отделов | Функции |
Ствол мозга | Задний мозг | Продолговатый мозг Ядра ЧМН: XII - подъязычный XI - добавочный X - блуждающий IX - языкоглоточный | Проводниковая - связь СМ и ГМ. Рефлекторная: регуляция деятельности ДС, ССС, ПС пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота |
Мост Ядра ЧМН: VIII - слуховой VII - лицевой VI - отводящий V - тройничный | Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических |
Мозжечок (полушария образованы серым и белым веществом) | Координация произвольных движений Регуляция мышечного тонуса и равновесия |
Средний мозг | Четверохолмие Ножки мозга Ядра ЧМН: IV - глазодвигательный III - блоковой | Проводниковая Рефлекторная: ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища регуляция мышечного тонуса и позы тела |
Подкорка | Передний мозг | Промежуточный мозг а) таламус (зрительные бугры) Ядра ЧМН: II - зрительный | Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации Регуляция эмоционального поведения |
б) гипоталамус | Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций Обеспечение гомеостаза Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие) Участие в смене сна и бодрствования |
Подкорковые ядра | Регуляция и координация двигательной активности Участие в обучении, памяти |
Кора больших полушарий | Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг) Ядра ЧМН: I - обонятельный | Лимбическая система: врожденные поведенческие акты и формирование эмоций гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида регуляция вегетативных функций |
Новая кора | осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств координированная деятельность всех систем организма обеспечение взаимодействия организма с внешней средой |
Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга.





III. Закрепление
Ответы на вопросы в конце параграфа 45 под символом «?» и «!».
Работа с рисунком 95, 96, 97. Ответы на вопросы в конце параграфа 46.
IV. Д/з *45, 46
Вопр. 1! (п) *45
Вопр. 7 стр. 234 (п)
Вопр. ! стр. 235 (у)