Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бутиковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
Открытого урока
по изобразительному искусству
на тему: «Русский народны костюм»
В 4 «а» классе
Учитель: Танчинская София Андреевна
п. Бутиково, 2021г.
Дата: 21.12.2022.
Тема: «Русский народны костюм»
Тип урока: получение новых знаний.
Форма проведения: Беседа, практическая работа.
Цель: сформировать у детей целостное художественное представление о русском народном костюме, создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умений работать по алгоритму;
познакомить с особенностями русского народного костюма;
Развивающие:
развить умение работать с простым карандашом
развить умение работать с гуашью
в установленное время в полном объеме выполнять работу без помощи учителя.
Воспитательные:
повысить общую культуру учащихся, расширить их кругозор
воспитывать у учащихся чувство ответственности, взаимопонимания
воспитывать аккуратность
воспитывать терпимость, усидчивость.
УУД:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.);
- сравнивать и группировать факты и явления;
- определять составные части объектов, а также состав этих составных частей;
- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- составлять план - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
- учиться подтверждать аргументы фактами;
Личностные УУД:
- формировать познавательный интерес к изучаемому материалу;
- воспитать чувство патриотизма.
Оборудование для учителя: конспект урока, презентация, демонстрационные наглядные пособия, раздаточный материал.
для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, простой карандаш, ластик.
Ход урока
Этапы. Время. | Содержание | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. 1 мин | Приветствие учителя. Оценка готовности класса. -Проверьте, все ли у вас готово для работы. У вас на партах должны лежать краски, кисти, баночка для воды, простой карандаш и ластик. | Дети усаживаются по местам, проверяют свою готовность к занятию и настраиваются на продуктивную работу. |
2. Введение в тему. 5 мин | Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) (слайд 2) А вы знаете, что модельеры появились давным-давно. В Древней Руси их называли портными. (слайд 3) Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Тема нашего урока «Русский народный костюм» (слайд 5) | Дети, разгадывая кроссворд, узнают тему урока. |
3. Объяснение нового материала. Объяснение процесса выполнения работы. 10 мин | - В древней Руси одежда представляла собой большую ценность. Её шили из домотканого холста (натуральная пряжа) и украшали вышивкой, узорами тесьмы (узкие ленты), полосками из кружева, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. (слайд 6) Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда. В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. (слайд 7) Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. (слайд 8) - Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. - Основой женской одежды была длинная сорочка. (слайд 11) У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. (слайд 12-15) Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся. (слайд 16) -А как называется человек, который обладает художественными способностями (например, умеет хорошо рисовать) и с их помощью создает красивые предметы и интерьеры (ДИЗАЙНЕР) - Сегодня мы почувствуем себе дизайнерами, и изготовим свой дизайнерский кокошник. | Дети беседуют с педагогом. Изучают новый материал. |
4.Практическа я работа. 25 мин | Перед тем как мы начнем работу, давайте разомнемся! Физминутка! Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх) Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте) И пройдемся по дороге. (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться можно Мы хорошо размялись, теперь начинаем работать! - Я раздаю вам шаблоны кокошника. Кладем лист бумаги вертикально, и обводим шаблоны. Теперь раскрашиваем кокошник красным цветом, с помощью большой кисточки. Пока краска сохнет, предлагаю разгадать загадки. По одному человеку выходят дети, берут любой листочек с доски и читают -загадку. Класс помогает ее отгадывать. Вы и высох кокошник! Продолжаем работу. Добавляем узоры на кокошник!!!!!!!!!!!!!!!!! | После объяснения учителем последовательности работы дети выполняют иллюстрацию под присмотром педагога. |
4. Выставка работ. 3 мин | Посмотрите, какие замечательные кокошники у вас получились! | По завершении работы, дети выходят с кокошниками и |
5. Итог урока. Рефлексия. 1 мин | Молодцы, сегодня вы поработали на славу. У всех получились красивые кокошники. Все что сегодня планировало, мы все сделали. Молодцы! - Что вам особенно понравилось на нашем уроке? - Что нового узнали? Проводится уборка рабочих мест. Дети осматривают и анализируют свои работы и работы одноклассников. | Дети убирают свои рабочие места, приводят себя в порядок. |