«Что за прелесть эти сказки!»
Цель: помочь детям осознать, что «Пушкин - это наше все», что именно с него начинается каждый русский человек; побуждать учащихся к чтению; воспитывать внимательного читателя.
Оформление: портрет А. С. Пушкина, его книги; выставки рисунков, поделок учащихся, иллюстрирующих произведения поэта. Место действия декорировано по пушкинскому описанию лукоморья - поляна у зеленого дуба.
Сценарий.
Ведущий.
А.С. Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают. Многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком- всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: ЭТО ПУШКИН.
Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек почти с чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.
С девяти лет мальчик начал страстно читать книги из домашней библиотеки отца. Он очень часто вставал среди ночи и тихонько шёл в библиотеку дочитывать, дочитывать начатые днем книги. Потом, когда он стал учеником Лицея, в нем опять проснулась страсть к чтению. Здесь он читал и днем и ночь.
Слайд. видео "У лукоморья..." звучит музыка
“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо - песнь заводит,
(ведущий предлагает продолжать строчки ученикам)
Биография А.С. Пушкина.
Все знают эти замечательные строчки А.С. Пушкина из пролога к поэме «Руслан и Людмила», где поэт нарисовал собирательную картину русских народных сказок. И вместе с Пушкиным мы не устаем повторять: «Что за прелесть эти сказки. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. Почти все сказки написаны Пушкиным в одном месте,в селе Болдино Нижегородской губернии, правда в разное время.. Нет такого человека, который бы не знал его сказок. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках - и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду, и чародея Черномора, и славного Руслана.
А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы и проверим сегодня на нашем уроке, так как я хочу повести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир.
Ученица.
Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор.
Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает.
Где шумит волна морская, нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
Ведущий. Показ презентации
Давайте вспомним какие сказки написал А.С.Пушкин. (Записывают в тетрадях)
1. «Сказка о царе Салтане»;1831г
2. «Сказка о золотом петушке»;1834г
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;1833г
4. «Сказка о рыбаке и рыбке»;1833г
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;1830 г
6. «Сказка о медведихе»;1831г
7. «Жених». 1825г
«Так всё начиналось».
Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане...»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
Ведущий:
1. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
2. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». ( «Сказка о золотом петушке».)
3. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
5. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Конкурс «Продолжи строчку»
Три девицы под окном…
(Пряли поздно вечерком)
Месяц под косой блестит,
(А во лбу звезда горит)
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
И кричит: Кири-ку-ку.
Царствуй…
Ах ты, мерзкое стекло!
(это врешь ты мне назло).
А Балда приговаривал с укоризной:
(“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”)
(ты гоняешь стаи туч...)
(все скорлупки золотые...)
(долго ль ездили? Куда?)
(И кораблик подгоняет)
Разминка: «Кто лишний?»
Ведущий:
Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба,Шамаханская царица, уточка, чернавка, медведь, белка.
Ведущий
Значение устаревших слов в сказках А.С. Пушкина.Запись в тетрадях.
1. «Сына Бог им дал в аршин»,- говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане». А сколько это – аршин? (русская мера длины, равная 0,71м.)
2. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Что такое кичка? (В старину – головной убор замужней женщины: шапочка с двумя выдающимися вперед остриями)
3. Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его вареной полбой? Что это за блюдо? (Каша из зёрен пшеницы. Полба- один из видов пшеницы).
4. Как известно ,Чернавка, героиня «Сказки о мёртвой царевне…» была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?
(При крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова «сени»- живущая в сенях)
5. В «Сказке о мертвой царевне» царица угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка? (Железный ошейник с длинными остриями внутри, надевавшийся в наказание на шею)
Ведущий
Ребята, а где наш сказочный кот? Дерево стоит , золотая цепь на месте... неужели убежал наш ученый кот!?
Кот. Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята!
Я кот ученый, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Здесь тайны вам свои откроют
Царь Салтан и Черномор.
Здесь ветры яростно бушуют
И тихо шепчет темный бор.
Пусть ваше сердце затрепещет,
Пусть струны сердца запоют.
Здесь чудеса, здесь волны плещут…
Здесь сказки Пушкина живут
Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка начинается! Первый гость, появляйся!
Входит Царица с зеркальцем.
Царица (надменно). Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.)
Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».)
А простое ли у меня зеркальце? (Ответы ребят.)
С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т. д.)
Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, спору нет; но царевна все ж милее, всех румяней и белее».)
Кот провожает Царицу на скамеечку под зеленым дубом.
Кот. Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!
Входит Старик с рыболовной сетью.
Старик (ласково, с небольшим поклоном). Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам?
Как называется моя сказка? (Ответы ребят.)
А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года».)
Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.)
Старик садится рядом с Царицей.
.
Кот. Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка!
Царица. На здоровье, касатик!
Кот. Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.)
Царица. Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.)
Кот. Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания
входит Звездочет.
Мудрец-звездочет. Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.)
А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!».)
Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? («За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.)
А какими словами заканчивается моя сказка? («Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)
Старуха (за дверью или за декорациями). Дурачина ты, простофиля!
Мудрец-звездочет (обиженно). Это обо мне? Да я умнее всех в сказках!
Садится на скамейку у дуба.
Кот. Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)
Входит старуха с корытом.
Старуха. Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)
А как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто».)
Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь гак и хожу с корытом.
Садится рядом со Стариком.
Кот. Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали.
Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут...
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть:
Князю прибыль - белке честь.
Ведущая.
«Сказочный предмет».
Ведущий вынимает из коробки предметы по очереди, а дети должны назвать сказку, в которой встречается такой предмет.
яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;
зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;
корыто — «Сказка о рыбаке и рыбке»;
орех — «Сказка о царе Салтане»;
верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
мешок — «Сказка о золотом петушке».
Ученик.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
К сказкам Пушкина спешим опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Ученик
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянках,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Ученик
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея...
Пусть Зло па проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Ученик.
Сказки со мной повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной,
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
ученик.
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона.
Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
· Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
· В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
· Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
· Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
· В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)
· «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)
· Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
· Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
· С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
· Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
· Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
· Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
· Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
· Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
· Сколько сыновей было у Дадона? (2)
· Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)
Кот. Ребята, наше путешествие по сказочной стране завершается.
Ведущий.. Мы с вами прощаемся, но ненадолго. Как только вы откроете вашу любимую книжку, ваши друзья - сказочные герои - тут же окажутся рядом.
Домашнее задание
Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.