СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартный урок по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе»

«Что за прелесть эти сказки!»

Цель: помочь детям осознать, что «Пушкин - это наше все», что именно с него начинается каждый русский человек; побуждать учащихся к чтению; воспитывать внимательного читателя.

Оформление: портрет А. С. Пушкина, его книги; выставки рисунков, поделок учащихся, иллюстрирующих произведения поэта. Место действия декорировано по пушкинскому описанию лукоморья - поляна у зеленого дуба.


Сценарий.

Ведущий.

А.С. Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают. Многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком- всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: ЭТО ПУШКИН.

Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек почти с чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.

С девяти лет мальчик начал страстно читать книги из домашней библиотеки отца. Он очень часто вставал среди ночи и тихонько шёл в библиотеку дочитывать, дочитывать начатые днем книги. Потом, когда он стал учеником Лицея, в нем опять проснулась страсть к чтению. Здесь он читал и днем и ночь.

Слайд. видео "У лукоморья..." звучит музыка

“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо - песнь заводит,

(ведущий предлагает продолжать строчки ученикам)

Биография А.С. Пушкина.

 Все знают эти замечательные строчки А.С. Пушкина из пролога к поэме «Руслан и Людмила», где поэт нарисовал собирательную картину русских народных сказок. И вместе с Пушкиным мы не устаем повторять: «Что за прелесть эти сказки. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. Почти все сказки написаны Пушкиным в одном месте,в селе Болдино Нижегородской губернии, правда в разное время.. Нет такого человека, который бы не знал его сказок. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках - и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду, и чародея Черномора, и славного Руслана.

А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы и проверим сегодня на нашем уроке, так как я хочу повести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир.

Ученица.

Ветер по морю гуляет, дует в паруса. 
Никогда не перестанем верить в чудеса. 
Где царевна оживает, злу наперекор, 
Где красавиц похищает мрачный Черномор. 


Где Балда с чертями спорит, белочка поет, 
Где разбитые корыта рыбка раздает. 
Где шумит волна морская, нас туда зовет 
Лукоморье, цепь златая и ученый кот. 

Ведущий. Показ презентации

Давайте вспомним какие сказки написал А.С.Пушкин. (Записывают в тетрадях)

1. «Сказка о царе Салтане»;1831г

2. «Сказка о золотом петушке»;1834г

3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;1833г

4. «Сказка о рыбаке и рыбке»;1833г

5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;1830 г

6. «Сказка о медведихе»;1831г

7. «Жених». 1825г



 «Так всё начиналось».


Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?


Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане...»)


Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)


Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)



Конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
Ведущий: 
1. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
2. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». ( «Сказка о золотом петушке».)
3. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
5. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)





Конкурс «Продолжи строчку»

Три девицы под окном…
(Пряли поздно вечерком)

  • Месяц под косой блестит,
    (А во лбу звезда горит)

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи:

  • И кричит: Кири-ку-ку. 
    Царствуй…

  • Ах ты, мерзкое стекло!

(это врешь ты мне назло).

А Балда приговаривал с укоризной:
(“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”)

  • Ветер, ветер, ты могуч

(ты гоняешь стаи туч...)

  • .А орешки не простые,

(все скорлупки золотые...)

  • Ой вы, гости-господа,

(долго ль ездили? Куда?)

  • .Ветер на море гуляет

(И кораблик подгоняет)



Разминка: «Кто лишний?»
Ведущий: 

Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…


Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбкакнязь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба,Шамаханская царица, уточка, чернавка, медведь, белка.





Ведущий

Значение устаревших слов в сказках А.С. Пушкина.Запись в тетрадях.



1. «Сына Бог им дал в аршин»,- говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане». А сколько это – аршин? (русская мера длины, равная 0,71м.)



2. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Что такое кичка? (В старину – головной убор замужней женщины: шапочка с двумя выдающимися вперед остриями)

3. Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его вареной полбой? Что это за блюдо? (Каша из зёрен пшеницы. Полба- один из видов пшеницы).



4. Как известно ,Чернавка, героиня «Сказки о мёртвой царевне…» была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?

(При крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова «сени»- живущая в сенях)



5. В «Сказке о мертвой царевне» царица угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка? (Железный ошейник с длинными остриями внутри, надевавшийся в наказание на шею)





Ведущий

Ребята, а где наш сказочный кот? Дерево стоит , золотая цепь на месте... неужели убежал наш ученый кот!?


Кот. Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята!

Я кот ученый, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.

Здесь тайны вам свои откроют
Царь Салтан и Черномор.
Здесь ветры яростно бушуют
И тихо шепчет темный бор.

Пусть ваше сердце затрепещет,
Пусть струны сердца запоют.
Здесь чудеса, здесь волны плещут…
Здесь сказки Пушкина живут


Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка начинается! Первый гость, появляйся!


Входит Царица с зеркальцем.

Царица (надменно). Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.)

Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».)

А простое ли у меня зеркальце? (Ответы ребят.)

С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т. д.)

Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, спору нет; но царевна все ж милее, всех румяней и белее».)

Кот провожает Царицу на скамеечку под зеленым дубом.


Кот. Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!


Входит Старик с рыболовной сетью.

Старик (ласково, с небольшим поклоном). Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам?

Как называется моя сказка? (Ответы ребят.)

А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года».)

Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.)

Старик садится рядом с Царицей.

.

Кот. Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка!

Царица. На здоровье, касатик!

Кот. Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.)

Царица. Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.)

Кот. Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания


входит Звездочет.

Мудрец-звездочет. Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.)

А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!».)

Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? («За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.)

А какими словами заканчивается моя сказка? («Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)


Старуха (за дверью или за декорациями). Дурачина ты, простофиля!

Мудрец-звездочет (обиженно). Это обо мне? Да я умнее всех в сказках!

Садится на скамейку у дуба.

Кот. Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)



Входит старуха с корытом.

Старуха. Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)

А как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто».)

Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь гак и хожу с корытом.

Садится рядом со Стариком.


Кот. Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали.

Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:


Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут...

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть:

Князю прибыль - белке честь.



Ведущая.

«Сказочный предмет».

Ведущий вынимает из коробки предметы по очереди, а дети должны назвать сказку, в которой встречается такой предмет.


яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;

зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;

корыто — «Сказка о рыбаке и рыбке»;

орех — «Сказка о царе Салтане»;

верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

мешок — «Сказка о золотом петушке».


Ученик.

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
К сказкам  Пушкина спешим  опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ученик

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянках,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кащея погубит...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!


Ученик

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,

Не станет Горыныча-змея...

Пусть Зло па проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!


Ученик.

Сказки со мной повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вдруг Сивка-бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной,

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!




  Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
ученик.
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона.

Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные. 

·         Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») 

·         С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)

·         В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

·         Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)


·         Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

·         В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

·         К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами: 

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

·         «У Лукоморья дуб зеленый…» - так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)

·         Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)

·         Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

·         С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

·         Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

·         Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

·         Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

·         Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

·         Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

·         Сколько сыновей было у Дадона? (2)

·         Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)




Кот. Ребята, наше путешествие по сказочной стране завершается.

Ведущий.. Мы с вами прощаемся, но ненадолго. Как только вы откроете вашу любимую книжку, ваши друзья - сказочные герои - тут же окажутся рядом.




Домашнее задание 

     Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!