Открытый урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Выполнила: Ханмурзаева Джамиля Казбековна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №17» г. Махачкала.
Класс: 5 класс.
Предмет: русский язык.
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: урок-диалог.
Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Цель учебного мероприятия:
показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
2.Формировать ключевые компетентности:
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);
- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.
Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
3. таблица для работы (доска);
3. задание для групповой работы;
4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;
5. тест для каждого учащегося.
ХОД УРОКА:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.
- Готовы наши глазки? - Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).
- Готовы наши ушки? - Да. Готовы.
- Готовы наши ручки? - Да. Готовы.
- Готовы наши ножки?- Да. Готовы.
- Мы все готовы!
2. Актуализация знаний и умений.
- А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её. (Слайд №2).
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем … (части речи).
- Правильно. Тема нашего урока – части речи. В русском языке наряду с самостоятельными частями речи есть «маленькие» слова, которые называются служебными. Запишем тему в тетради.
2. Запись темы урока в тетради. (Слайд №3).
- Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока? (цель урока).
- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.
Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным; уметь определять части речи. (Слайд №4).
- Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).
- Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего–то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).
- Итак, начнем!!!!
3. Открытие новых знаний.
1.
- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?
В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
помогали словам в предложении принять нужную форму;
связывали слова в предложении и части предложения;
вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
- Скажите, на какие группы делятся части речи?
- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?
- Назовите, какие относятся к служебным?
- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
(Слайд №5).
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.
2 . Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!
Самостоятельные части речи | Особая часть речи Междометие | Служебные части речи |
Имя существительное: Имя прилагательное: Имя числительное: Глагол: Наречие: Местоимение: | | Предлог: Союз: Частица: |
Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
- Проверьте и сравните с эталоном. (слайд № 6).
- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).
- Поможет нам ответить на эти вопросы задание.
3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд №7).
Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.
Стать, они, жить, большой, дружной, семья. (Слайд №8).
Работа с текстом.
- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.
- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
4. Работа с таблицей. (Слайд № 9). (Таблица на доске).
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
1. Можно задать вопрос. | 1. Нельзя задать вопрос. |
2. Являются членами предложения. | 2. Не являются членом предложения. |
3. Имеют лексическое значение. | 3. Не имеют лексического значения. |
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
3. Закрепление учебного материала.
- Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.
Задание 1. «Части речи». (Каждый самостоятельно выполняет индивидуальное задание). (Слайд № 11). Приложение 2.
Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
красным – слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
синим – слова, обозначающие признак предмета;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? Проговорите алгоритм вашей работы.
Свет у лисица бежать за учить рыжий На
медведь жарит вкусные синее
пишет От нежный красивый
до домик огород смотрит
- Проверьте себя и сравните с эталоном. (Слайд № 12). Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).
Задание 2. (выполняют устно, на доске дана таблица).
- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное).
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...(Глагол).
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное).
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное).
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие).
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение).
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог).
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это ? (Союз).
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Задание 3. Итоговый контроль.
- А сейчас, ребята, проведём итоговый контроль (Тест распечатан для каждого обучающегося). (Слайд № 13). Приложение 3.
Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Взаимопроверка по ключу: (Слайд № 14).
1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 - б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
Домашнее задание. (Слайд № 15). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».
-
Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?
Приложение 1.
- Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!
Самостоятельные части речи | Особая часть речи Междометие | Служебные части речи |
Имя существительное: Имя прилагательное: Имя числительное: Глагол: Наречие: Местоимение: | | Предлог: Союз: Частица: |
Приложение 2.
Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы:
красным – слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
синим – слова, обозначающие признак предмета;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
Свет у лисица бежать за учить рыжий На
медведь жарит вкусные синее
пишет От нежный красивый
до домик огород смотрит
Приложение 3.
Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать