СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок первый при изучении темы "Самостоятельные и служебные части речи". Может быть использован при закреплении темы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"»




МКОУ «Лицей №2»









План - конспект открытого урока

по русскому языку

по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

7 «В» класс








Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Кирина Виктория Леонидовна,

МКОУ "Лицей №2"



Нальчик, 2023







Предмет: русский язык

Класс: 7 «В»

Учитель русского языка и литературы: Кирина Виктория Леонидовна

Программа: «Русский язык 5-9 классы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2011

Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019

Форма занятия: урок

Формы работы:  индивидуальная, самостоятельная работа, самооценка и взаимооценка, самоанализ, работа по учебнику, рефлексия, обобщение.

Технология: технология развивающего обучения

Тип урока: урок-изучение нового материала

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Место занятия в учебном процессе: первый урок в теме

Цели урока:

  • Систематизировать и расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи;

  • сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи;

  • доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;

  • формировать знания о служебных частях речи;

  • формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;

  • формировать представление о языке как единой целостной системе;

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову;

  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.


УУД:

Личностные УУД: установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование целей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.


Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной культуры учащихся, самоопределение.

2. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

3. Познавательные: операции анализа, сравнения, обобщения, рефлексивный анализ деятельности.

4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение точно выражать свои мысли в соответствии с целями коммуникации.

5. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на

какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и

служебные части речи.

Образовательные ресурсы: учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019; ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, тестовые работы, презентация.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Структура урока:

  • Мотивация учебной деятельности

  • Актуализация знаний

  • Целеполагание и постановка проблемы

  • Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы

  • Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

  • Систематизация знаний

  • Объяснение домашнего задания

  • Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Оценивание




























Ход урока

  • Мотивация учебной деятельности.


Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на открытом уроке русского языка. Слово учителя:

- У тебя на парте свеча. Посмотри на свечу. Она излучает свет, тепло, радость сегодняшнего дня, несмотря на то, что за окном морозно и холодно. У меня на столе тоже горит свеча, две свечи излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас в единое целое. А теперь потушим свечи: выдохнем из себя всю неуверенность на них, оставим в себе желание успеха на этом уроке (прием «Психологический тренинг»)

Тет. Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте строку для темы нашего урока. Её мы запишем позже. Перед вами на партах лежат материалы, которые помогут вам справиться с сегодняшним заданием. Также перед вами лежат листы самооценивания, в которых вы будете выставлять себе оценки по мере выполнения заданий. Подпишите оба листа. Начинаем наш сегодняшний урок

  • Актуализация знаний


Сейчас один из вас получит карточку с индивидуальным заданием, которое нужно будет выполнить у доски.

Карточка 1 Выполнить синтаксический разбор предложения.

Осенью бродят по лесу медведи, накапливая жир(выполняет у доски)


Некоторые ребята получат карточку для работы на своём месте.

Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Перепадали частые дожди, и на березках появилась нежная желтизна. Найти и обозначить орфограммы.

Тет. Пока один из учеников работает у доски, запишем в тетради «терминологический диктант» (прием «Терминологический диктант»). Он называется «Узнай часть речи». На вопрос нужно написать только определение нужной части речи. Это поможет нам определить тему нашего урока, понять, чем мы сегодня с вами будем заниматься. Итак, начали:


Обозначает предмет (существительное)

Обозначает признак предмета (прилагательное)

Обозначает действие предмета (глагол)

Обозначает состояние внешней среды или состояние человека (категория состояния)

Обозначает число, количество предметов, порядок при счете (числительное)

Указывает на предмет, на признак предмета, на количество (местоимение)

Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака (наречие)

Обозначает признак предмета по действию (причастие)

Обозначает добавочное действие при основном (деепричастие)

Связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного предложения и предложения в тексте (союз)

Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении (предлог)

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов (частица)

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения (междометие)


(ответы выведены на слайд, 0-2 ошибки – «5», 3-4 ошибки – «4», 5-6 ошибок – «3»)

А теперь проверим себя. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на доску. Если нужно, исправьте ошибки у соседа, поставьте оценку за работу. Внесите в листы самооценки свою оценку за эту работу.

Проверим работу у доски. Молодец. Присаживайся и поставь себе оценки за выполнение этого задания, по тем же критериям, что на слайде.

3. Целеполагание и постановка проблемы


Ребята, какие части речи мы сейчас повторяли? На какие группы делятся все части речи? (на самостоятельные и служебные). Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Правильно, Самостоятельные и служебные части речи (вывожу слайд). Тет. Давайте запишем её в тетрадь на пропущенную строку. Какие тогда цели мы поставим перед собой? Что нам нужно сделать, чтобы хорошо разобрать эту тему? (обобщить все, что мы знаем о частях речи, систематизировать знания о них, различать по определенным признакам самостоятельные и служебные части речи) (прием «Подводящий диалог») (вывожу слайд)

4.Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы


Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (слайд) Какие служебные части речи вы знаете? (слайд).

Обратимся к учебнику п. 51, стр. 134 и поработаем с текстом. Прочитайте его самостоятельно….Теперь найдем ответы на вопросы.(слайд)

- В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?

- Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи? служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

— Попробуйте составить текст, не используя служебные части речи. (высокий, дом, стоял, мальчик, зимняя, куртка, тепло, шея, идти, школа) (слайд) Получится ли он у вас? Почему? А теперь попробуйте составить текст со служебными частями речи (прием «Домысливание») слайд

Для того чтобы узнать, какую роль играют служебные части речи в тексте, надо отгадать загадки. Пусть они нам о себе расскажут (прием «Проблемный поиск»)


Предлог.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Союз.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.



Частица.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.


Молодцы! Всё правильно угадали.


  • Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

А теперь давайте сравним самостоятельные и служебные части речи. Перед вами лежат листы под №1. В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или -.Если признак встречается, то +, если отсутствует, то -. Понятно? Приступим (слайд) (прием «+» - « - »)

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

+

-

Можно   задать вопрос

+

-

Являются   членами предложения

+

-

Могут   употребляться

самостоятельно

+

-

Изменяются

+

-

      

Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.


Физкультминутка

Выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами.


1.Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье.
2.Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы.
3.Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал.
4.Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто не соблюдает режим дня.


Ну, а раз таких нет, мы переходим к следующему заданию.


  • Систематизация знаний

А теперь задание по вариантам. Тетр. Работаем в тетради. Составить по 2 предложения с союзом но 1 вариант, с предлогом из-за 2 вариант, с частицей не 3 вариант, с предлогом около 4 вариант (задание на слайде) (прием «Свои примеры»)

Зачитать с места. Оцените себя в листах по следующему принципу: если составили 2 предложения правильно, то 5, если два, но с недочетами, то 4, если одно – 3.

Перед вами таблица №2

     Данными словами необходимо заполнить таблицу. Слайд

(прием «Найди соответствие»)

самостоятельные

служебные

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, говорит, они, к, ним, громко, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а, и.

Проверим (слайд)

СУЩ: Женщины, селенье,

ПРИЛ: русские, красивая

ГЛАГ: заметить, говорит

МЕСТ: они, ним, мне

ЧИСЛ: восемь, девять

НАР: громко, красиво

ПРЕДЛ: в, к, над, из-за         Как пишется предлог из-за?

СОЮЗ: но, а, и

ЧАСТ: не

Поменяйтесь листами с работой, Оцените своего соседа, а сосед вашу оценку внесет в свой лист контроля. Всё правильно или две ошибки – «5», три – четыре – «4», пять-шесть – «3» (слайд)

А теперь перед вами тестовая работа. Посмотрите на листы №3

Тест (слайд)        

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать


 Обратим внимание на ответы и выставим оценки в листы контроля в соответствии с критериями (слайд)



Ключ:      1 – а

     2 – б

     3 – в

     4 – в

     5 – а

     6 – б

     7 – а

     8 – б


Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»     

  • Объяснение домашнего задания.

(домашнее задание дифференцированное)

Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд):

  • П. 51, упр. 325

  • Составить сказку (5-7) предложений о роли сам. и служ. частей речи в русском языке.

  • Придумать 5-6 предложений, содержащих все части речи.


  • Рефлексия. Подведение итогов урока

Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо потрудились на нем. Мы выяснили, что:

- самостоятельные части речи – …

- служебные части речи – это…

- как отличить самостоятельные части речи от служебных

- каково значение служебных частей речи в языке

На листах контроля у вас есть небольшая табличка. Довольны ли вы тем, как прошел урок? Было ли трудно?

Заполните предлагаемую вам таблицу по итогам урока. Она находится у вас внизу оценочного листа (слайд) (прием «Таблица «+» - «?»


Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

  • Оценивание

После этого сдайте свои листы оценки и работы, которые вы выполняли в течение урока. Я проверю и на следующий урок выставлю вам оценки.

Этот урок мне хотелось бы завершить словами чешского педагога Яна Амоса Коменского:

«Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Очень хочется, чтобы на каждом уроке ты усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Надеюсь, что этот урок не стал исключением.

Спасибо за работу.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!