Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».5 класс
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В соответствии с программой учителя музыки Мишиневой О.В.
Цель: познакомить учащихся с музыкальной живописью и живописной музыкой (какие краски есть у композиторов и чем они схожи с изобразительным искусством).
Образовательная цель. Прикосновение к высоким искусствам Изучение новых понятий :Колорит, композиция. фактура, звуковая гамма
Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.
Задачи:
1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: мелодия ,рисунок ,колорит, фактура , звуковая гамма.
2. пробудить интерес к музыке С.Рахманинова через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров,пробудить интерес к творчеству великого русского живописца В.Борисова - Мусатова.
3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на классическую музыку и живопись.
Тип урока: введение в тему. Урок открытия нового знания.
Вид урока: Урок -игра
Форма урока: комбинированная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ ,.работа в группах. Технологии применяемые на уроке: проблемно диалогическое обучение, проблемное обучение ,о бучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее обучение ,ИКТ.
Материал:
Музыкальный :
Романс С.Рахманинова «Островок»
C .Рахманинов «Весенние воды»
Изобразительный ряд:
Картины В.Борисова -Мусатова, дидактический материал, раздаточный материал .Портреты С.Рахманинова. В .Борисова -Мусатова
Оборудование:
- компьютер - мультимедийный проектор, экран -синтезатор
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Музыка________________________
Урок №_22__________________________
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы краски , мои краски напевы…»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока
|
Действия учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
О
Организационный момент (1-2 минуты)
|
Учитель приглашает детей в класс . Звучит приветствие.
«Здравствуйте ребята!»(Музыкальное приветствие) Выбор команд.
|
Ученики входят в класс ,готовят принадлежности к уроку.
Здравствуйте!
|
Коммуникативные: Умение вести диалог с партнером.
Личностные : самоопределение
|
Актуализация знаний (4-5 минут)
|
Кто из вас ребята сможет нам рассказать ,что мы изучаем на последних уроках?
|
Кантата « Александр Невский.
|
Личностные : самоопределение
Регулятивные.Саморегуляция
Коммуникативные
Познавательные
|
Постановка учебной задачи (цели и задачи урока)
|
Сегодня мир окружающих нас звуков будет новым и неожиданным. Тема нашего урока звучит так: Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы краски , мои краски напевы…»
Скажите, ребята, как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока
|
Наверное цель- узнать ,что такое «живописная музыка и музыкальная живопись» и какие краски используют композиторы в своей музыкальной живописи.
Узнать новые музыкальные краски . Услышать новую музыку .может познакомимся с творчеством художников
|
Регулятивные: умение ставить цель ,проговаривать и осмысливать
Познавательные. Усвоение наглядной информации
Личностные. Эмоциональный отклик на проблему .
Коммуникативные ( умение слушать собеседника ,работать в группе)
|
Открытие нового знания ( Построение проекта выхода из затруднения) 7-8 минут
|
Мы с вами потихонечку .не мешая ,заглянем в мастерскую художника Виктора Эльпидофоровича Борисова –Мусатова. ..Вот он ставит на мольберт одну из своих готовых картин .садится на подоконник и долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию- звучание разных тонов и сочетание красок.
У вас на столах учебники и там на стр 98 мы можем найти слова Виктора Эльпидофоровича, которые он пишет в своем дневнике.
Сейчас командам предлагаю назвать музыкальные слова из прочитанного.
Давайте размышлять
Всмотритесь в полотна художника и каждый выберет .ту которая ему созвучна больше.
Какие особенности линии ,цвета мы видим?
Звучит музыка:С. Рахманинов Весенние воды.
Учитель раздает карточки с инструментами и нотными группировками.
Созвучна музыка живописи Борисова Мусатова?
Я прошу команды поднять карточки с правильными значениями услышанного в музыке. (нотки и музыкальные инструменты)
Музыкальная разминка 1-2 минуты
Новый слайд и стихотворение К .Бальмонта « Островок».
Звучит романс .С. Рахманинова «Островок»
Какие непонятные слова вы услышали? (В случае отсутствия любопытных «почемучек»)
Учитель показывает дополнение к презентации
|
Слушают рассказ учителя . Смотрят на экран. Слушают.
Читают:» Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую..Мечты мои всегда впереди…Они создают целые симфонии Мои помыслы краски мои краски- напевы…»
Ответы .
В тетрадь : Мелодия рисунок, колорит.
Называют цвета преобладающие…Обращают внимание , как наложены мазки на полотнах и какое настроение от такой техники живописи передал художник.
Слушают
Да. Созвучна. (Варианты ответов)
Поднимают карточки.
Проверяем -верно или нет .
Читают стихотворение.
Слушают романс.
АНЕМОНЫ
|
Познавательные
Учатся выделять специальную информацию из текста. Воспринимать на слух и с помощью мультимедия устройства информацию.
Слушают новую музыку
Личностные: Эмоциональное восприятие произведения.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Личностные :
эмоционально нравственная реакция на изображения
Регулятивные: самооценка
|
. Первичное закрепление
(4-5 минут)
|
Какому жанру изобразительного искусства родственен этот романс.
Обратите внимание на ритм и состав исполнителей?
Сравни язык произведения двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя композиции романса и картины?
|
Пейзаж.
Карточки и дополнение. На карточках музыкальные инструменты, Группировки длительностей
Ответы команд. Тишина неподвижность ,.мечтательность, покой, задумчивость …
|
Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные : умение анализировать
Личностные : проявляют собственное отношение к музыкальным образам
Коммуникативные: умение работать в командах
|
. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(7-8 минут)
|
А теперь предлагаю вам самостоятельную работу .На листках бумаги вы командой импровизируйте , как художники или поэты. Создаёте своё произведение и выражаете своё эмоциональное состояние от увиденного ,прослушанного, осмысленного и прочувствованного вами. Каждый вносит свою «лепту» на бумаге. Постарайтесь быть самобытными , креативными и удачи.
|
Команды самостоятельно импровизируют на заданную тему урока. По окончании работы каждая команда представляет свой проект.
|
Коммуникативные умения :в первую очередь умение работать в сотрудничестве , распределение обязанностей в группах .
|
В Включение нового
знания в систему знаний и повторение. Вокальная работа
(4-5 минут)
|
Звучит мелодия песни. «Прекрасное далеко» На столах текст и на экране .
|
Исполняют песню.
|
Формирование вокальных навыков
|
. Рефлексия деятельности.
9. (Итог урока 2-3 минуты)
|
Я хочу подвести итог нашего урока. и очень бы хотела услышать, чему мы научились за урок?
Также с удовольствием оглашаем результат наших команд. Поздравляем всех участников и победителей.
Наша оценка .Подведение итогов по СП. Шкале- «музыкальная улитка».
|
Звучат ответы .
Помощник оглашает результат игры.
|
Регулятивные.
Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
|
|
|
|
|