СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Музыкальная живопись -живописная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».5 класс

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В соответствии с программой  учителя музыки Мишиневой О.В.

 

Цель: познакомить учащихся с музыкальной живописью и живописной музыкой (какие краски есть у композиторов и чем они схожи с изобразительным искусством).

Образовательная цель. Прикосновение к высоким искусствам  Изучение новых понятий :Колорит, композиция. фактура, звуковая гамма

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.

 

Задачи:

1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: мелодия ,рисунок ,колорит, фактура , звуковая гамма.

2. пробудить интерес к  музыке С.Рахманинова через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров,пробудить интерес к творчеству  великого русского живописца В.Борисова  - Мусатова.

3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на классическую музыку и  живопись.

Тип урока: введение в тему. Урок открытия нового знания.

Вид урока: Урок -игра

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ ,.работа в  группах. Технологии применяемые на   уроке: проблемно диалогическое  обучение, проблемное обучение ,о бучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее обучение ,ИКТ.

Материал:

Музыкальный :

Романс С.Рахманинова  «Островок»

C .Рахманинов «Весенние воды»

 

Изобразительный ряд:

Картины В.Борисова -Мусатова, дидактический материал, раздаточный материал .Портреты С.Рахманинова.  В .Борисова -Мусатова

 

Оборудование:

- компьютер - мультимедийный проектор, экран -синтезатор

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Музыка________________________

Урок №_22__________________________

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы краски , мои краски напевы…»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

  УУД

О

 Организационный момент (1-2 минуты)

 

Учитель приглашает  детей в класс . Звучит приветствие.

«Здравствуйте ребята!»(Музыкальное приветствие)  Выбор команд.

Ученики входят в класс ,готовят принадлежности к уроку.

Здравствуйте!

Коммуникативные:  Умение вести диалог с партнером.

Личностные : самоопределение

Актуализация знаний (4-5 минут)

Кто из вас ребята сможет нам рассказать ,что мы изучаем на последних уроках?

Кантата « Александр Невский.

Личностные : самоопределение

Регулятивные.Саморегуляция

Коммуникативные

Познавательные

Постановка учебной задачи (цели и задачи урока)

Сегодня мир окружающих нас звуков будет новым и неожиданным. Тема нашего урока звучит так: Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы краски , мои краски напевы…»

Скажите, ребята, как бы вы сформулировали  цель нашего урока?

 

 

Давайте  попробуем сформулировать задачи нашего урока

 

 

 

 

 

 

 

Наверное цель- узнать ,что такое «живописная музыка и  музыкальная живопись» и какие краски используют композиторы в своей музыкальной живописи.

Узнать новые музыкальные краски . Услышать новую музыку .может познакомимся с творчеством художников

 

Регулятивные: умение ставить цель ,проговаривать и осмысливать

Познавательные. Усвоение наглядной информации

Личностные. Эмоциональный отклик на  проблему .

 Коммуникативные ( умение слушать собеседника ,работать в группе)

Открытие нового знания ( Построение проекта выхода из затруднения) 7-8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы с вами потихонечку .не мешая ,заглянем в мастерскую художника Виктора Эльпидофоровича Борисова –Мусатова. ..Вот он ставит на мольберт  одну из своих  готовых картин .садится на подоконник и долго неподвижно «слушает»  свою красочную композицию- звучание разных тонов и   сочетание красок.

 У вас на столах учебники и там на стр 98 мы можем найти слова Виктора Эльпидофоровича, которые он пишет в своем дневнике.

 

 

 

Сейчас командам предлагаю назвать музыкальные слова из прочитанного.

Давайте размышлять

Всмотритесь в полотна художника и каждый выберет .ту которая ему созвучна больше.

Какие особенности линии ,цвета мы видим?

Звучит музыка:С. Рахманинов Весенние воды.

Учитель раздает карточки с инструментами и   нотными группировками.

Созвучна музыка живописи Борисова Мусатова?

Я прошу команды поднять карточки с  правильными значениями услышанного в  музыке. (нотки и музыкальные инструменты)

Музыкальная разминка 1-2 минуты

Новый слайд и  стихотворение К .Бальмонта   « Островок».

Звучит романс .С. Рахманинова «Островок»

Какие непонятные слова вы услышали? (В случае отсутствия любопытных «почемучек»)

Учитель показывает дополнение к презентации

 

Слушают  рассказ  учителя . Смотрят на экран. Слушают.

 

 

 

Читают:» Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую..Мечты мои всегда впереди…Они создают целые симфонии Мои помыслы краски  мои  краски- напевы…»

 

Ответы .

В тетрадь : Мелодия рисунок, колорит.

Называют цвета преобладающие…Обращают внимание , как наложены мазки на полотнах и какое настроение от такой техники живописи передал художник.

Слушают

 

 

 

Да. Созвучна. (Варианты ответов)

Поднимают карточки.

Проверяем -верно или нет .

Читают стихотворение.

Слушают  романс.

 

 

АНЕМОНЫ

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные 

Учатся выделять специальную информацию из текста. Воспринимать на слух и с помощью мультимедия устройства информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слушают новую музыку

Личностные: Эмоциональное восприятие произведения.

 

 

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

 

 

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

Личностные :

эмоционально нравственная реакция на изображения

Регулятивные: самооценка

 

.       Первичное закрепление

(4-5 минут)

 

Какому жанру изобразительного искусства  родственен этот романс.

Обратите внимание на ритм и состав исполнителей?

Сравни язык произведения двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя композиции романса и картины?

 Пейзаж.

 

Карточки и дополнение. На карточках музыкальные инструменты, Группировки длительностей

Ответы команд. Тишина неподвижность ,.мечтательность, покой, задумчивость …

Познавательные: учатся  размышлять над содержанием  музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

 

Регулятивные : умение анализировать

Личностные : проявляют собственное отношение к музыкальным образам

Коммуникативные:  умение работать в командах

.       Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(7-8 минут)

 

А теперь предлагаю вам самостоятельную работу .На листках бумаги вы командой импровизируйте , как художники или поэты. Создаёте своё произведение и выражаете своё эмоциональное состояние от увиденного ,прослушанного, осмысленного и прочувствованного вами. Каждый вносит свою  «лепту» на бумаге. Постарайтесь  быть самобытными , креативными  и  удачи.

Команды самостоятельно  импровизируют на заданную тему урока.  По окончании работы  каждая команда представляет свой проект.

Коммуникативные умения :в первую очередь умение работать в сотрудничестве ,  распределение обязанностей в группах .

 

В  Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение. Вокальная работа

(4-5 минут)

 

Звучит мелодия песни.  «Прекрасное далеко» На столах текст и на экране .

Исполняют песню.

Формирование вокальных навыков

.      Рефлексия     деятельности.

 

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

Я хочу подвести итог нашего урока. и очень бы хотела услышать, чему мы научились за урок?

 

Также с удовольствием оглашаем результат наших команд. Поздравляем всех участников и победителей.

Наша оценка .Подведение итогов по СП. Шкале- «музыкальная улитка».

Звучат ответы .

 

 

Помощник оглашает результат игры.

 

Регулятивные.

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.