СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе. Правописание Н и НН в именах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 6 классе. Н и НН в именх прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе. Правописание Н и НН в именах прилагательных»

Русский язык 6 класс 25. 01. 2017 г.

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;

  • развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

  • удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

  • формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

  • знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

  • формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

  • совершенствование навыков морфемного анализа слов.

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

  • ученик может построить логическую цепь рассуждений;

  • ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

  • ученик способен формулировать проблемы.

Коммуникативные:

  • ученик может планировать свою деятельность;

  • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

  • ученик может осуществлять целеполагание;

  • ученик может осуществлять коррекцию действий.

Предметные

  • ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

  • ученик правильно производит морфемный анализ слов.

Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения; частично-поисковый; репродуктивный.

Ход урока

  1. Мотивация

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Какие люди могут сделать открытие? ( смелые, умные, трудолюбивые)

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите дату.


  1. Работа с текстом

Прочитайте текст.

Январь.

Январь- месяц больших молчаливых, снегов. Прилетают они всегда неожиданно. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся сонные деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные ледяные деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес сказочные, невиданные существа. Они торжественными , стройными рядами расселись по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны- странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие… На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на таинственный белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой щечку. А вот зверек- оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес звериных следов. Хочешь увидеть их- поторопись. А то дунет ветер- поминай как звали!

(Н. Сладков)

1.О чем этот текст Какова его тема ( Зима в лесу, зимний лес)

2.К какому типу речи он относится (Описание)

3.Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)

4. Подчеркните, пожалуйста, словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений.

5. Вспомним что называется эпитетом, олицетворением.

( Дремучие сугробы, тяжелые головы, скорбные деревья, сказочные существа-эпитеты);

(Задумчивый лес, молчаливые снега, диковинные птицы-олицетворение)

6.В русском языке есть слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Эти слова служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать ее однообразия.

Что это за слова (Синонимы)

7. Подберите синонимы к следующим словам из текста.

Сказочный- волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.

Задумчивый-печальный, грустный.

Диковинный- необычный.

8. Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст- описание, написанный в художественном стиле. (Прилагательные)

9. Какова роль прилагательных в нашей речи (Имя прилаг. делают нашу речь образной, выразительной, яркой, живописным.

Вывод. Русский язык богат и емок, и мы должны пользоваться его богатством: а это значит, что нам необходимо умело и грамотно употреблять в своей речи имена прилагательные и не только.

  1. Актуализация изученного.

Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение орфографических заданий, морфологический разбор, синтаксический разбор предложения (3 ученика у доски)

Оцените свою работу

  • Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи (Морфология)

  • Что мы знаем об этой части речи?

Блиц-опрос «Подскажи словечко»

  • Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

  • Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

  • Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

  • По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

  • Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

  • Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

  • Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ).

  • Объясните написание слов свинцовом, необыкновенная.

  • Выпишите по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам)

( качественные – хмурый, таинственный; относительные – ледяные, стеклянные; притяжательные – гусиные, утиные)

  • Сделать морфологический разбор слова журавлиный

Оцените свою работу.

  1. Подготовка к изучению нового материала

Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах.

Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова - на доске):

Сонный сон+н(ый)

Ледяные лед+ян(ые)

Торжественный торжеств(о)+енн(ый)

Таинственный таинств(о)+енн(ый)

Звериный звер(ь)+ин(ый)

Внимательно посмотрите на них. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно?

Посмотрим, от чего образованы эти прилагательные. От какой части речи образованы эти прилагательные? Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова?

С какой же проблемой мы столкнулись?

Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных?

Сформулируйте тему нашего урока

ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Целеполагание.

Сформулируем цели нашего урока.

  1. Познакомиться с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных.

  2. Научиться писать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Заметили ли вы какую-нибудь закономерность в написании этих слов?

  1. Формулирование правила.

Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н-НН?
(Чтобы не ошибиться в написании букв Н-НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов)

Формулирование правила.

Возвращаемся к нашим словам, сгруппируйте их по суффиксам.

-АН- -ИН- -ЯН- // -ЕНН- -ОНН- //С ОСНОВОЙ НА Н // КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ// СЛОВА, КОТОРЫЕ НАДО ЗАПОМНИТЬ.



  1. Работа с учебником ( стр. 20, § 46 ). Читаем правила.

  2. Работа со справочником для учащихся.Читаем правила.

Физкультминутка


  1. Закрепление изученного

  1. Работа со словосочетаниями ( по цепочке). Составить с/с по схеме: предмет + признак.

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук изо льна, хлеб из ржи, ограда из камня, чашка из глины, склад для дров, кисель из клюквы, часы из серебра, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы, писк комара, бульон из курицы, стол из дерева, ваза из стекла.


2. Найти “Четвертый лишний” (1 человек у доски)

1) гуси…ый, гости…ый, орли…ый, ценный 2) кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый

3) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, ветре…ый 4) искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, клюкве..ый


3. Образуйте краткую форму от прилагательных ( у доски).

ценная вещь – вещь ценна ветреная погода – ветрена

длинный шнурок– шнурок длинен длинная дорога - дорога длинна длинное слово слово длинно

румяное яблоко – румяно румяный ребёнок – румян румяная девочка – румяна

  1. Буквенный диктант. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.


  1. Рефлексия. Выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой и коррекцией ( ответы на доске)

Критерии: 20-18 слов –«5»

16-17 слов – «4»

10-15 слов – « 3»

Меньше 10 слов – «2»


1. кури…ый

6. ути…ый

11.глиня..ый

16. дивизио..ый

2. деревя…ый

7. серебря…ый

12.лимо..ый

17. соломе..ый

3. чугу…ый

8. лебеди…ый

13. ю…ый

18.карма..ый

4. песча…ый

9. ветре…ый ( день)

14. тума..ый

19. миллио..ый

5. голуби…ый

10. мыши…ый

15. шерстя…ой

20.оловя…ый



Презентация


11.Итоги урока.

1. Прочитайте цели урока).

2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял


  1. Домашнее задание по выбору) 1) § 46, стр.21 упр.339 2) составить словарный диктант на изученную орфограмму.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!