СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе на тему: «Работа сердца»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для осмысления значения и причин не утомляемости сердечной мышцы, выяснить причину автоматизма сердца.

Задачи урока:

образовательные: сформировать знания учащихся о строении и работе сердца, сердечном цикле; механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

развивающие: развивать умение применять ранее полученные знания, развивать интерес к биологии, к изучению собственного организма;

 воспитательные: содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.

Планируемые результаты:

предметные: знать фазы сердечного цикла, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

метапредметные: уметь применять полученные знания для укрепления своего здоровья;

личностные: понимать необходимость ведения здорового образа жизни.

Термины: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза;

Оборудование: учебник, презентация к уроку: видеоролик сердечный цикл; регуляция работы сердца.

Тип урока: комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе на тему: «Работа сердца»»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»









Открытый урок в 8 классе на тему: «Работа сердца»















Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна





Хурик, 2018 год


Цель урока: Создать условия для осмысления значения и причин не утомляемости сердечной мышцы, выяснить причину автоматизма сердца.

Задачи урока:

образовательные: сформировать знания учащихся о строении и работе сердца, сердечном цикле; механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

развивающие: развивать умение применять ранее полученные знания, развивать интерес к биологии, к изучению собственного организма;

воспитательные: содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.

Планируемые результаты:

предметные: знать фазы сердечного цикла, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

метапредметные: уметь применять полученные знания для укрепления своего здоровья;

личностные: понимать необходимость ведения здорового образа жизни.

Термины: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза;

Оборудование: учебник, презентация к уроку: видеоролик сердечный цикл; регуляция работы сердца.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент. (1мин)

"Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца". Франсуа Ларошфуко

  1. Опрос домашнего задания. (9мин)

1.Беседа по вопросам: •Назовите органы системы кровообращения.
•Какие сосуды называются венами?
•Какие сосуды называются артериями?
•В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
•Чем различается строение стенок вен и артерий?
•Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?

- Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения? 

III. Изучение новой темы. (25мин)

План:

  1. Работа сердца и ее фазы.

  2. Практическая работа: «Определение пульса и подсчет пульса в разных состояниях».

  3. Автоматизм сердца.

  4. Регуляция работы сердца.

  5. Сердце – источник духовных богатств.

Учитель: Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой весьма совершенный орган. Наше сердце постоянно в работе, и работает оно непрерывно 70-80 лет и более. Почему одни люди не доживают до 40 лет, а другие празднуют 100 летний юбилей?

Проблемные вопросы:

1). Почему кровь движется только в одном направлении?

2). Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

3). Почему сердце в разных ситуациях ведет себя по-разному? Что с ним происходит?

1. Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце.А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (рассказ учителя)./слайд№7-11/

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.

Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!

Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.

Итак, сердце – удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается “жизнь”? (Ребята высказывают предположения)

-Прочтите текст учебника, рассмотрите сердечные циклы. В тетрадях заполните таблицу “Фазы сердечного цикла”. /слайд №14/

Фазы сердечного цикла

Продолжитель-

ность фаз (с)

Состояние клапанов

Движение крови

Сокращение предсердий (систола)

0,1

створчатые открыты,
полулунные закрыты

предсердие – желудочек

Сокращение желудочков (систола)

0,3

створчатые закрыты,
полулунные открыты

желудочек – предсердие

Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

0,4

створчатые открыты,
полулунные закрыты

вены – предсердие, желудочек

Вывод: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Какова же первая причина неутомимости сердца? Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает.

Какова вторая причина неутомимости сердца? Чтобы ответить на этот вопрос обратите внимание на кровеносные сосуды самого сердца и попытайтесь сделать вывод. Обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подается 250-300 см3 крови в минуту, а при тяжелой физической работе до 2000см3.

  1. Кроме того, есть еще и третья причина неутомимости сердцавысокий уровень обменных процессов, проходящих в самом сердце.

1.Сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков в школе?Ответ: 2835 л.

2.Можно ли почувствовать свое сердце? Как? А где можно пощупать пульс? Почему? Знаете ли Вы что такое пульс? Учитель объясняет причину возникновения пульса.

Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений в покое и после 10 приседаний».

- От чего зависит частота сердечных сокращений? Какое это имеет значение? Частота сердечных сокращений зависит от возраста человека и от характера деятельности человека (при физической нагрузке увеличивается).

3. Сердце работает всю жизнь, оно сокращается помимо нашего сознания. Мы не можем управлять функциями сердца. Если его поместить в физиологический раствор оно может сокращаться даже без связи с нервной системой. Это объясняется автоматией сердца.

Автоматия - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

4. А теперь, выясним, как происходит регуляция работы сердца? Внимательно следите за демонстрацией видеоролика.

Задание Используя материал параграфа, совместно с учителем заполните таблицу «Регуляция работы сердца»/слайд №15/

Регуляция работы сердца

Нервная

Гуморальная

Усиливает работу сердца

Замедляет работу сердца

Усиливает работу сердца

Замедляет работу сердца

Симпатическая нервная система

Парасимпати-ческая нервная система

Адреналин

Норадреналин

Тироксин

Соли кальция

Ацетилхолин

Соли калия

Учащиеся делают вывод: На работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.

5.Обращение к классу. Ну, а теперь давайте поразмышляем о сердце, как об источнике духовных богатств. (Воспитательная беседа).

IV. Закрепление новой темы. (5 мин).

Задание 1. Тест (взаимопроверка)

Вопросы

Варианты ответов

А. Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?

1.Полулунные клапаны

Б. Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?

2. Артерии

В. Какая камера сердца имеет стенки наибольшей толщины?

3. Усиливают работу сердца

Г. Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?

4. Перикард

Д. Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?

5. Три

Е. Чему способствуют адреналин и соли калия?

6. Правый желудочек

Ж. Какова роль парасимпатического отдела ЦНС?

7. Двух- и трехстворчатые клапаны

З. Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?

8. Уменьшает частоту и силу сокращений

И. Чем окружено сердце?

9. Вены

К. Что снабжает сердечную мышцу кровью?

10. Правая и левая коронарные артерии

Л. Сколько отделов в сердце?

11. Автоматизм

М. Каково число фаз в сердечном цикле?

12. Левый желудочек

Н. Как называется фаза сокращения предсердий или желудочков сердца?

13. Диастола

О. Как называется сердечная пауза?

14. Систола

П. Как называется способность сердца ритмически сокращаться?

15. Четыре

Ответы: А – 7, Б – 2, В – 12, Г – 1, Д – 9, Е – 3, Ж – 8, З – 6, И – 4, К – 10, Л – 15, М – 5, Н – 14, О – 13, П – 11.

Задание 2: Вопросы:

1.Какие существуют способы регуляции функций в организме? Нервная и гуморальная.

2.Какая часть нервной системы регулирует работу сердца? Вегетативная нервная система.

3.Какими отделами она представлена? Симпатическим и парасимпатическим отделом.

4.Как влияют на работу сердца адреналин и ацетилхолин? (вещество тормозящее работу сердца – ацетилхолин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца.)

Рефлексивно – оценочный этап. (3мин).

Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

1) Вспомните, какова была цель нашего урока? Что же Вы сегодня узнали?

2) Что вам показалось наиболее интересным и запомнилось больше всего?

3) Какой материал урока вызвал у вас затруднение? Почему?

V. Домашнее задание: стр. 149 – 152 учебника (2мин)/слайд №16/

Решить задачу. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!