МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Открытый урок в 8 классе на тему: «Работа сердца»
Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна
Хурик, 2018 год
Цель урока: Создать условия для осмысления значения и причин не утомляемости сердечной мышцы, выяснить причину автоматизма сердца.
Задачи урока:
образовательные: сформировать знания учащихся о строении и работе сердца, сердечном цикле; механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;
развивающие: развивать умение применять ранее полученные знания, развивать интерес к биологии, к изучению собственного организма;
воспитательные: содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.
Планируемые результаты:
предметные: знать фазы сердечного цикла, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца;
метапредметные: уметь применять полученные знания для укрепления своего здоровья;
личностные: понимать необходимость ведения здорового образа жизни.
Термины: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза;
Оборудование: учебник, презентация к уроку: видеоролик сердечный цикл; регуляция работы сердца.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент. (1мин)
"Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца". Франсуа Ларошфуко
Опрос домашнего задания. (9мин)
1.Беседа по вопросам: •Назовите органы системы кровообращения.
•Какие сосуды называются венами?
•Какие сосуды называются артериями?
•В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
•Чем различается строение стенок вен и артерий?
•Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?
- Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?
III. Изучение новой темы. (25мин)
План:
Работа сердца и ее фазы.
Практическая работа: «Определение пульса и подсчет пульса в разных состояниях».
Автоматизм сердца.
Регуляция работы сердца.
Сердце – источник духовных богатств.
Учитель: Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой весьма совершенный орган. Наше сердце постоянно в работе, и работает оно непрерывно 70-80 лет и более. Почему одни люди не доживают до 40 лет, а другие празднуют 100 летний юбилей?
Проблемные вопросы:
1). Почему кровь движется только в одном направлении?
2). Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
3). Почему сердце в разных ситуациях ведет себя по-разному? Что с ним происходит?
1. Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце.А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (рассказ учителя)./слайд№7-11/
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.
Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!
Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
Итак, сердце – удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается “жизнь”? (Ребята высказывают предположения)
-Прочтите текст учебника, рассмотрите сердечные циклы. В тетрадях заполните таблицу “Фазы сердечного цикла”. /слайд №14/
Фазы сердечного цикла | Продолжитель- ность фаз (с) | Состояние клапанов | Движение крови |
Сокращение предсердий (систола) | 0,1 | створчатые открыты, полулунные закрыты | предсердие – желудочек |
Сокращение желудочков (систола) | 0,3 | створчатые закрыты, полулунные открыты | желудочек – предсердие |
Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола) | 0,4 | створчатые открыты, полулунные закрыты | вены – предсердие, желудочек |
Вывод: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Какова же первая причина неутомимости сердца? Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает.
Какова вторая причина неутомимости сердца? Чтобы ответить на этот вопрос обратите внимание на кровеносные сосуды самого сердца и попытайтесь сделать вывод. Обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подается 250-300 см3 крови в минуту, а при тяжелой физической работе до 2000см3.
Кроме того, есть еще и третья причина неутомимости сердца – высокий уровень обменных процессов, проходящих в самом сердце.
1.Сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков в школе?Ответ: 2835 л.
2.Можно ли почувствовать свое сердце? Как? А где можно пощупать пульс? Почему? Знаете ли Вы что такое пульс? Учитель объясняет причину возникновения пульса.
Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений в покое и после 10 приседаний».
- От чего зависит частота сердечных сокращений? Какое это имеет значение? Частота сердечных сокращений зависит от возраста человека и от характера деятельности человека (при физической нагрузке увеличивается).
3. Сердце работает всю жизнь, оно сокращается помимо нашего сознания. Мы не можем управлять функциями сердца. Если его поместить в физиологический раствор оно может сокращаться даже без связи с нервной системой. Это объясняется автоматией сердца.
Автоматия - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
4. А теперь, выясним, как происходит регуляция работы сердца? Внимательно следите за демонстрацией видеоролика.
Задание Используя материал параграфа, совместно с учителем заполните таблицу «Регуляция работы сердца»/слайд №15/
Регуляция работы сердца |
Нервная | Гуморальная |
Усиливает работу сердца | Замедляет работу сердца | Усиливает работу сердца | Замедляет работу сердца |
Симпатическая нервная система | Парасимпати-ческая нервная система | Адреналин Норадреналин Тироксин Соли кальция | Ацетилхолин Соли калия |
Учащиеся делают вывод: На работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.
5.Обращение к классу. Ну, а теперь давайте поразмышляем о сердце, как об источнике духовных богатств. (Воспитательная беседа).
IV. Закрепление новой темы. (5 мин).
Задание 1. Тест (взаимопроверка)
Вопросы | Варианты ответов |
А. Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями? | 1.Полулунные клапаны |
Б. Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца? | 2. Артерии |
В. Какая камера сердца имеет стенки наибольшей толщины? | 3. Усиливают работу сердца |
Г. Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией? | 4. Перикард |
Д. Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу? | 5. Три |
Е. Чему способствуют адреналин и соли калия? | 6. Правый желудочек |
Ж. Какова роль парасимпатического отдела ЦНС? | 7. Двух- и трехстворчатые клапаны |
З. Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию? | 8. Уменьшает частоту и силу сокращений |
И. Чем окружено сердце? | 9. Вены |
К. Что снабжает сердечную мышцу кровью? | 10. Правая и левая коронарные артерии |
Л. Сколько отделов в сердце? | 11. Автоматизм |
М. Каково число фаз в сердечном цикле? | 12. Левый желудочек |
Н. Как называется фаза сокращения предсердий или желудочков сердца? | 13. Диастола |
О. Как называется сердечная пауза? | 14. Систола |
П. Как называется способность сердца ритмически сокращаться? | 15. Четыре |
Ответы: А – 7, Б – 2, В – 12, Г – 1, Д – 9, Е – 3, Ж – 8, З – 6, И – 4, К – 10, Л – 15, М – 5, Н – 14, О – 13, П – 11.
Задание 2: Вопросы:
1.Какие существуют способы регуляции функций в организме? Нервная и гуморальная.
2.Какая часть нервной системы регулирует работу сердца? Вегетативная нервная система.
3.Какими отделами она представлена? Симпатическим и парасимпатическим отделом.
4.Как влияют на работу сердца адреналин и ацетилхолин? (вещество тормозящее работу сердца – ацетилхолин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца.)
Рефлексивно – оценочный этап. (3мин).
Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.
1) Вспомните, какова была цель нашего урока? Что же Вы сегодня узнали?
2) Что вам показалось наиболее интересным и запомнилось больше всего?
3) Какой материал урока вызвал у вас затруднение? Почему?
V. Домашнее задание: стр. 149 – 152 учебника (2мин)/слайд №16/
Решить задачу. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.