СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе по теме: "Заболевания органов дыхания".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме : "Заболевания органов дыхания" с использованием регионального компонента. Построение урока по требованиям ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме: "Заболевания органов дыхания".»

Урок биологии в 8 классе "Болезни органов дыхания"

Учитель высшей категории Павлова В.В. 2017-2018 учебный год.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;

3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.


Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер.

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).

3. Повторение пройденного материала (5 мин.)

4. Восприятие нового материала (30 мин.)

5. Закрепление полученных знаний (5 мин.).

6. Информирование о домашнем задании (2 мин.).

7. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Прочтите высказывание римского поэта Овидия:“Пока дышу, надеюсь”. О чем мы продолжим разговор сегодня на уроке? (О легких).

3. Повторение.

А для начала повторим тему дыхания, разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1. Участок верхних дыхательных путей.

2. Содержание этого газа в выдыхаемом воздухе повышается до 4%.

3. Воздухопроводящие пути после трахеи, представляют собой «скелет» лёгких.

4. Процесс вентиляции легких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа.

5. Оболочка, покрывающая лёгкие.

6. Газ, которым обогащается кровь в лёгких.

7. Механизм перехода кислорода и углекислого газа через стенки лёгочных пузырьков и кровеносных капилляров.

8. Дыхательный пигмент, присоединяющий кислород.

9. Парные органы, в которых происходит газообмен.

10. Обмен газов между организмом и внешней средой


(По горизонтали: 1-гортань; 2- углекислый; 3-бронхи; 4-дыхание;5- плевра;6-кислород; 7-диффузия; 8-гемоглобин; 9-лёгкие; 10-газообмен)

Какое слово получилось по вертикали?

Ключевое слово: туберкулёз. Что такое туберкулез? (Это заболевание легких)

-Озвучьте тему сегодняшнего урока? Каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?

4. Изучение новой темы

1) Беседа с учащимися

- Какие причины могут быть для появления заболеваний дыхательной системы? (Окружающая среда, вирусы, курение, алкоголь, контакт с болеющим человеком, неправильное питание, несоблюдение правил личной гигиены.)

- Посмотрите на слайд, на котором изображен смог над городом Владикавказом.

(Ученик приводит данные по Северной Осетии).

-Выбросы загрязняющих веществ от всех имеющихся в РСО-Алании стационарных источников в 2015 году составили 5.018 тыс. тонн, что меньше, чем в предыдущем году на 0.522 тыс. тонн (11,3 %). При этом 97.7% выбросов, отходящих от источника загрязнения, уловлено и обезврежено. Снижение объема выбросов связано, в основном, с сокращением выбросов предприятий перерабатывающей промышленности. Наибольшие выбросы в атмосферу происходят в городе Владикавказе и Моздокском районе, где сосредоточены основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Особое место по масштабам загрязнения окружающей среды РСО-Алании занимает автотранспорт.

- По результатам наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в городе Владикавказе: среднегодовая концентрация диоксида серы по городу составила 0,3 ПДК, оксида углерода- 0,9 ПДК, диоксида азота- 1, 3 ПДК, хлористого водорода – 0,3 ПДК, бензапирена – 1, 3 ПДК. Среднегодовая концентрация хрома, марганца, цинка, никеля и свинца ниже уровня ПДК. По меди в течение года наблюдалось ежемесячное повышение от 2,5 до 6,5 ПДК. По железу отмечено з случая более 1 ПДК. В феврале наблюдался единичный случай превышения по свинцу 1,1 ПДК.

- Ребята, представляете, каким воздухом мы дышим?

- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом.

- вернемся к болезни туберкулез.

(Рассказ учащегося

Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

- Вы все знаете, что для нашей республики эта болезнь стоит на первом месте.

(Рассказ учащегося)

- По данным республиканского управления Роспотребнадзора, на 13,6% снизился показатель смертности населения региона от туберкулеза. Уровень заболеваемости населения, как отмечается санитарными врачами, впервые диагностированные туберкулезом колеблется от 81 в 2002 году до 47 % в 2014 году. В истекшем году произошло уменьшение заболеваемости инфекцией на 13, 5 %. В медучреждениях было зарегистрировано 289 случаев заболевания против 335 в 2014 году. Отметим, что 91,6 % от числа больных составили пациенты с диагнозом туберкулеза органов дыхания.

2) Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

- Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

- За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

- Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Болезни органов дыхания

Кем (чем) вызывается

Профилактика

3) Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

· Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.

· Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.

· Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

· Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.

· Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

- хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.

- рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.


- Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

4) Физкультминутка

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

5) Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.


Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.



Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

- А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.


- Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

5. Закрепление полученных знаний

Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на приёме у врача.

-Ребята, а кто из вас мечтает стать врачом? (выбрать кто желает быть доктором) посадить за отдельный стол, одежда, фонендоскоп, рецепты лечения болезни, табличка « Врач терапевт»

-А кто желает быть артистом и исполнит роль больного?

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

-Вы пришли на приём к врачу. У кабинета врача занять очередь.

Доктор: Кто на приём входите.

Больной 1: Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в

мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть

выраженное чувство сухости в носу и глотке.сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.

Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков. Следующий. На что жалуетесь

Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение:

постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.

В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Больной 3: Во время еды поперхнулся, теперь в горле что-то мешает,

особенно во время глотания.

Доктор: У вас в дыхательных путях застряло инородное тело.

Соблюдайте поговорку «Когда я ем – я глух и нем»

Лечение: больного наклонить вниз лицом и постучать по спине. В тяжёлых случаях хирургическое вмешательство.

Больной 4: приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с

отхождением небольшого количества мокроты.

Доктор: Бронхиальная астма сегодня очень распространенное

заболевание, серьезное, неизлечимое. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных.

Лечение: занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика

укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют восстановлению нормального механизма дыхания

6. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).

7. Подведение итогов урока

- Какие выводы из сегодняшнего урока для себя вы можете сделать?

- Достигли ли мы своих целей?

- Оцените свои достижения на уроке. Прокомментируйте свою оценку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!