СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я проводила в марте 2019 года. Ребята готовы были работать на уроке. У нас всё получилось!

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОЛНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОЛНЦЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ





Урок по русскому языку

во 2 «а» классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные».




Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Сараева Светлана Анатольевна









п.Солнцево, 2019г.

Урок русского языка во 2 «а» классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение.







Ход урока

1. Орг.момент. (Слайд1)

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы всё приготовили к уроку. Тихонечко сели. Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь, пожалуйста, так,

Как никогда ещё не улыбались.

Чтобы как солнышко за окном,

Радость в сердцах расплескалась. (Слайд 2)


-УЧИТЕЛЬ: Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: (слайд 3)

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

2. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним материал последних уроков русского языка. Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

А что мы уже знаем о существительном? Нам сейчас помогут ребята нашего класса.

(выходят ребята и читают стихи)


1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.


2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!


4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!



5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты – 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

УЧИТЕЛЬ: До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

УЧИТЕЛЬ: А что мы называем именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает

на вопросы что? или кто?


Физкультминутка для глаз.

Посмотрели вверх, вниз, влево, вправо. Закрыли глазки, открыли. (Слайд 4)


3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.


УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.

12 февраля. (Слайд 5)

Классная работа.

а) Минутка чистописания.


- Сегодня мы повторим букву И

Письмо заглавной буквы «И». Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх, вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне (и - раз – и – два).

Письмо строчной буквы «и». Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу (раз-и-два-и).

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас словарная работа.


б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)  (Слайд 6)

Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. ( Морковь)  (Слайд 7)

Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста) (Слайд 8)

Дом зелёный тесноват: 
Узкий длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда - 
Треснул домик гладкий, 
Поскакали кто - куда 
Круглые ребятки.  (Горох) (Слайд 9)

Неказиста, шишковата, 
А придёт на стол она, 
Скажут весело ребята: 
"Ну, рассыпчата, вкусна!"  ( Картошка) (Слайд 10)

Вперевалку зверь идет -  
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны. (Медведь) (Слайд 11)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 12)

УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 13-14)

4. «Открытие нового знания».

УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 15)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

( Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)- (Слайд 16)

-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

5.Физкультминутка. (Слайд 17)

6. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику. (Слайд 18)

УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его. (затем один читает всем).

Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.) Кого так называют? (людей).

Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.

КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.

Ученик пишет у доски с комментированием.

На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Слайд 19-20)

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.

Один читает вслух.

Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает?

К какой части речи относится?

В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ. Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.

Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)

Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.

Работа в тетрадях.

Запишите в тетрадь упражнение 84.

Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.

На какие вопросы они отвечают?

Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.

Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)

7. Закрепление изученного материала. (Слайд 21)

а) Нахождение одуш. сущ. в текстекомментированием, один ученик работает у доски, а остальные самостоятельно.) слайд 15.

УЧИТЕЛЬ: Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.





б) Работа в паре. Игра «Третий лишний».

  1. Яблоня, котёнок, берёза

  2. Дедушка, стол, отец

  3. Соловей, шкаф, мальчик

  4. Пенал, бабочка, ведро

-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

Проверка по эталону. (Слайд 22) Самооценка работы в паре

в) Самостоятельная работа. (Слайд 23)

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают листочки разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны листочки разного цвета. Задания для детей, у которых красные листочки. Послушайте внимательно.

( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только одушевлённых имен существительных (Предметы изображены на слайде 17). Кто может летать?

Те ребята, у кого желтые листочки. (2 средний уровень). Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

УЧИТЕЛЬ: И учащиеся, у которых на партах зеленые листочки

(3 высокий уровень). Должны составить и записать 1 предложение, используя одушевленные или неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».


8.Рефлексия (Слайд 24)

Продолжи фразу

  • Сегодня на уроке я познакомился с …

  • Одушевлённые имена существительные обозначают…

  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

9. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном?

Оценивание. «Светофорчик»

Зеленый – все понятно, все удалось.

Желтый – есть небольшие затруднения.

Красный – ничего не понял, нужна помощь

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову. (Слайд 25)

10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение) (Слайд 26)


– А закончить урок я хочу словами: (Слайд 27)

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК! (Слайд 28) Отдыхаем. Урок окончен.