СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Водные богатства родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

..........

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Водные богатства родного края"»












Конспект открытого урока

по теме «Водные богатства нашего края»


4 класс





















Салихова Д.К.









Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края (Ставропольского края), расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

-Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

-Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

-Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповая работа.

Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; физическая карта Ставропольского края; фотографии водоемов; кроссворд для актуализации знаний , глобус, рабочие листы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок буду вести я. Зовут меня Джума Курбанисмаиловна.

(Слайд-1)

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.


2. Актуализация знаний. Мотивирование к учебной деятельности.

кроссворд:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2.Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это (Гора)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Каким цветом обозначены на карте низменности? (Зелёным.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: водоемы


- Какое же слово получилось у нас с вами? (водоемы)

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?( О водоемах)

-Ребята, послушайте, как говорил про воду Антуан де Сент- Экзюпери.


ВодаУ тебя нет ни вкусани цветани запаха

Тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. 

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.

Ты самое большое богатство на свете!

Вода – живая кровь, без которой нет жизни.


- Можно ли назвать воду богатством?

- А теперь ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Водные богатства нашего края).

(Слайд-2)


- Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах нашего края.

- Какую цель мы поставим на урок?

(- Познакомиться с водоемами нашего края)


-Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Попытайтесь сформулировать задачи урока по вопросам? (Вывешиваем вопросы на доске) 


1. Какие (вывесить вопрос) водоемы бывают в Ставропольском крае?

2. Какое (вывесить вопрос) значение имеет вода в жизни человека?

3. Как (вывесить вопрос) мы должны охранять наши водоемы?


Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.


4. «Открытие» нового знания.

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает солёная и пресная).

- Где вода солёная? (в морях и океанах)

- А где пресная? (в реках, озерах)

- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

- На какие две группы можно разделить водоёмы по происхождению? (искусственные и естественные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

- Что значит «искусственные»? (Созданные человеком)

(Слайд- 3)


-Какие относятся к Естественным, а какие к – Искусственным.

(Слайд- 4)


ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ИСКУССТВЕННЫЕ




река озеро

море

океан

болото


Канал

водохранилище

пруд


- Давайте, сделаем проверку.

(Слайд- 5) Проверка .


5. Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

(Карта висит на доске)

-Давайте рассмотрим карту. У вас на партах лежат карты, найдите, пожалуйста, водные объекты нашего края и выпишите в рабочих листах. Помогайте друг-другу и выполните задание. (работа в парах, работа с картой)

- Какие реки вы нашли?


( Река Кубань, река Кума, река Кура, река Терек).

- Какая река протекает через наш Курский район?( Река Кура)



(Слайд-6) ТЕРЕК

«Терек» - крупная река на Северном Кавказе, на своем пути она пересекает Грузию и несколько российских регионов – Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Чечню, Дагестан и Ставропольский край. Берёт начало на склонах Главного Кавказского хребта из ледников и впадает в Каспийское море. В крае протекает по границе Курского района с Чеченской республикой на протяжении 40 км, имеет большое количество отмелей и островов.

(Слайд-7)

- Какое озеро вы выписали?

Озеро Маныч-Гудило. Крупное солёное озеро, остаток огромного водоёма, который в доисторические времена соединял Каспийское море с Черным. В прошлом озеро вызывало у местных жителей страх, поскольку над ним раздается таинственный гул.

Отсюда возникло название. Гул возникает при отражении от крутого берега больших волн, поднимающихся при сильных ветрах. К этим звукам присоединяется завывание ветра в оврагах северного берега.

Маныч-Гудило- охотоведческий заказник, место отдыха перелетных птиц.

(Слайд-8)

- Какое водохранилище вы отметили?

На крайнем северо-востоке края по границе с Калмыкией находится Чограйское водохранилище.


(Слайд-9-10)

На территории нашего района образовано Ростовановское водохранилище и Курское водохранилище.


(Слайд-11)

-Через территорию нашего района протекает Терско-Кумский канал.



6.ФИЗМИНУТКА

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!


7. Практическая деятельность

Групповая работа

-Дети, предлагаю выполнить задание по предложенному плану в группах. Каждой группе даю карточки: по реке одной группе, по озеру - другой группе и по водохранилищу- третьей группе. И название группы будет соответствовать с работой по плану. А капитана выбираете сами. (Река, Озеро, Водохранилище)

(Слайды -12-, 13, 14) (проверка)

(капитан каждой команды представляет работу группы)


-Дети, как деятельность людей влияет на водоемы? (Ответы детей) (К сожалению человеческая деятельность приводит к загрязнению рек, озер и т.д. различными веществами, такими как отходы промышленности и сельского хозяйства. Водоемы привлекают множество туристов, которые могут оставлять мусор и другие следы своей деятельности. Очень много браконьеров, которые идут на любые ухищрения по добыче водных ресурсов ( рыбы).

-Что люди делают для охраны водоемов? (Ответы детей) (Строительство дополнительных очистных сооружений. Запрет на ловлю рыбы на некоторых участках, собирать мусор у водоема.)


Фронтальная работа.

-Для того чтобы люди правильно обращались с водоемами, я предлагаю вам составить Памятку «Правила поведения у водоема».

- На столе у меня есть и правильные и не правильные варианты поведения человека у водоема.

- Я предлагаю от каждой группы капитану выбрать правильный вариант и вывесить на доску.

-Правильная ли получилась у нас памятка? (да)


Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед, транспорт в водоеме.


8. Подведение итогов.

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных задач?

- А чем вам запомнился урок?

- Что показалось вам более интересным?

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы.

9.Рефлексия.

-У вас на столах есть веселые капельки и грустные капельки.

- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.(Прикрепите свою капельку под облачком.)

(Слайд -15)

Спасибо, ребята, вам за сегодняшний урок. Мне было очень приятно с вами поработать.
















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Окружающий мир

  1. Анащенкова СВ., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Про­свещение, 2011.

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универ­сальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Про­свещение, 2011.

  3. Демидова М.Ю., Иванов СВ. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Логинова О.Б., Яковлева СП Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2013.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. - М.: Просвеще­ние, 2014.

  7. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2012.

  8. Плешаков А.А., Тара Н.И., Назарова З.Д.: Окружающий мир. Тесты. 1 класс. - М.: Просвещение, 2013.

9. http:// 1-4.prosu.ru Сайт « Начальная школа»

8