СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Воздействие человека на природу" обществознание 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Воздействие человека на природу" обществознание 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №1 г. Слюдянка Иркутской области







Конспект урока

тема: «Воздействие человека на природу»

обществознание






Афанасьева Анастасия Васильевна -

учитель истории, обществознания

2021 г.



Тема: ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

Класс: 7 А

Предмет: обществознание

Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Задачи:

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Тип урока: объяснение нового материала.

Время: 40 минут

Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная; фронтальная; групповая.

Необходимая литература для урока:

Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва, «Просвещение», 2007 г.,

План урока:

1.«Вторая природа»

2.Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

3.Экологические проблемы.

Оборудование урока: учебники, компьютер, проектор, карточки с заданиями для групп.

Предварительная работа: розданы стихи ученикам, темы сообщений.

Ход урока:

Организационный момент-2 мин.

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Вижу, что вы готовы к уроку. Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Удачи нам и новых открытий.

Постановка темы и цели урока- 5-7 мин.

Наш урок начнём с просмотра фрагмента ролика. Во время просмотра попробуйте определить тему нашего урока.

Демонстрация мультфильма «Экологическая корова». – 2,40 мин.

Беседа.

- Какова центральная проблема этого мультфильма?

- Попробуйте определить тему урока.

- Молодцы, значит тема нашего урока- «ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ». (запись в тетрадях). СЛАЙД 2


-Для чего мы изучаем эту тему сегодня?

- А теперь постараемся определить проблему урока (цель над которой будем работать).

-Давайте прочитаем слова знаменитого писателя Валентина Распутина. Что хотел донести он строками до человечества.

«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». (СЛАЙД 3)

-Как вы понимаете слова писателя?

-О какой вселенской беде он говорит?

+Об экологическом кризисе, об экологии в мире.

  1. Почему так тревожно звучат слова писателя?

  2. Откуда же пришла эта беда?

  3. И почему беда стала вселенской? (СЛАЙД4)

- Это наши основные вопросы, на которые нам надо ответить к концу урока.

- Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

- А что такое экология?

-Подберите слова ассоциации к слову экология.

-У меня вот такие слова. (СЛАЙД 5)

Работа со словарём – Давайте обратимся к словарю (стр. 158). (читает ученик), найди и зачитай нам значение термина «Экология».

+Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие). (СЛАЙД 6)

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

- Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

+Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.


Объяснение нового материала.


-Работать будем по плану (СЛАЙД 7)

1. «Вторая природа»

2. Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

3. Экологические проблемы.


1.«Вторая природа»

-Вы уже знаете, что человек «разумный» появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время это влияние может быть не только положительным.

-Как же относится человек к природе, выясним после прочтения стихотворения

«Береги природу» (читают ученики)

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту не щадя,

Терзал за веком век


И брал всё только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?


Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ли хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

-Как же относится человек к природе?

+ Брал всё только для себя.

-Давайте вспомним из куса истории -Каким были основные занятия первобытного человека?

+ Присваивающим- собирательство, охота, рыбалка

-Что такое производящее хозяйство?

+ Хозяйство, при котором основным источником существования являются земледелие и скотоводство, т.е. «разумный человек» начал творить орудия труда, оружия, строить жилища и тем самым наносит урон природе и самому себе. Таким образом, появляется вокруг человека «ВТОРАЯ ПРИРОДА» (СЛАЙД 8)

Этапы становления и развития человека и влияние на природу. (СЛАЙД 9 )

-Какой вывод можно сделать?

-Человек активно начал вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.


2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

(На партах розданы за ранее по группам тексты с заданиями) -5-7 минут (СЛАЙД 10)

-На партах в каждой группе на листах текст. Задание: работая в группах, нужно прочитать внимательно и ответить на вопросы по тексту в 3-4 предложениях.

а) «Человек – царь природы!» (группа 1)

б) «Мы – покорители природы!» (группа 2),

в) «Царская охота» (группа 3)


Группа 1

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

1. Как человек относится к природе?

2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?

3. Кто стал виновником экологических проблем?

4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен? (СЛАЙД 11 на все ответы)


Группа 2

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

1. Как ведет себя человек по отношению к природе?

2. Что старается покорить человек?

3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?

4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы? (СЛАЙД 12 на все ответы)


Группа 3

Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

1. Каковы последствия этой охоты?

2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?

3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?

(СЛАЙД 13 на все ответы)


-Какой вывод мы можем сделать?

+Вывод: Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. (СЛАЙД 14 )


ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 15)

- Ребята, мы довольно давно работаем, я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, у своих мест. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте и выполняйте движения. Готовы? Начинаем:

- Сколько ног у паука? (Восемь.) Присядем столько раз

- Какая птица в мире самая большая? (Страус.) Встаньте на носочки и потянитесь

- Где у кузнечика ухо? (На ноге.) Попрыгайте 3 раза на одной ноге, а потом на другой

- Назовите дерево – символ нашей Родины. (Береза.) Сделайте наклоны вправо, влево

- Самая высокая трава. (Бамбук.) Поднимите руки вверх и со всей силы сожмите кулаки, а сейчас потихоньку отпустите руки вниз, встряхните кисти и вся ваша усталость прошла.


Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т.е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.


Задание: работая с текстом учебника на стр. 123, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»- на партах заранее розданы таблички

-Проверяем. (СЛАЙД 16)


Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Богатства недр

Почва

Растительный и животный мир

Водные ресурсы

Климатические ресурсы

Космические ресурсы

Ставим оценки:

«5»-0 ошибок

«4»-1 ошибка

«3»-2 ошибки

«2»-3 и более ошибок (СЛАЙД 17)


Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу. (СЛАЙД 18)

-Что такое биосфера расскажет нам (Сообщение читает ученик)

-Что такое биосфера?

+ Биосфера- это оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли. (СЛАЙД 19)

Биосфера- живая оболочка Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума.

Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

Вывод: В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.


3. Экологические проблемы.


-Задание: работая в группах, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

1. Причины (источники) загрязнения.

2. Последствия для человечества. (СЛАЙД 20)


Группа 1. Загрязнение атмосферы стр. 128-130

2 причины загрязнения атмосферы: естейственное - природное (извержение вулканов) и деятельность человека (сжигание топлива). Источниками загрязнения являются заводы, транспорт, костёр. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог. (СЛАЙД 21)


Группа 2. Загрязнение воды стр. 130

Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами. (СЛАЙД 22)


Группа 3. Загрязнение почвы стр. 131

Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена). Почва всего толщиной в 20 см. Почва образуется очень медленно- нужно сотни и тысячи лет.(СЛАЙД 23)


-Ребята, а что такое экобокс?

+ ЭКОБОКС- Специальный контейнер для утилизации опасных бытовых отходов, представляющих опасность для экологии и здоровья человека. (СЛАЙД 24)

-Какой вывод можно сделать по загрязнению атмосферы, воды и почвы? (ученики предлагают свой вывод)

+Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

- Что это? Почему я его показываю в изучаемой теме? (СЛАЙД 25)

+УК РФ, уголовная ответственность за преступное отношение к природе.

- Есть такой термин «ЭКОЦИД»- это преступное (враждебное) воздействие на природную среду человека, ведущее к необратимым последствиям для окружающей среды, для самого существования человека. (СЛАЙД 26)


Подведение итогов урока:

-Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся ответить на поставленные в начале урока вопросы:

-Почему так тревожно звучат слова писателя?

-Откуда же пришла эта беда?

-И почему она стала вселенской?

+Современный человек научно- технический прогресс (развитие науки и техники) активно воздействуют на природу, не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим, как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем. Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством. (СЛАЙД 27)


Рефлексия.


Синквейн к слову

1.ПРИРОДА-1 группа (СЛАЙД)

2.Живая, прекрасная

3.Создаёт, радует, восхищает

4.Охранять природу- охранять Родину!

5.Среда


1. ЖИЗНЬ- 2 группа (СЛАЙД)

2. Бурная, активная

3. Учит, воспитывает, радует

4.Жизнь дана на добрые дела.

5. Дорога


1. Человек - 3 группа (СЛАЙД)

2. Воспитанный, умный.

3. Живёт, учится, создаёт.

4. В человеке должно быть всё прекрасно.

5. Существо (индивид)


- Заканчивая урок, хочется прочитать стихотворение (УЧЕНИК)

Берегите родную природу –

Эти реки, леса, поля,

Потому что эти просторы

Это наша родная земля.

Объясняйте везде и повсюду,

Что природу нельзя губить,

Потому что её родную

Нужно холить, лелеять, любить.

Каждый кустик и каждую веточку

Нужно тщательно охранять,

Относиться к ним очень бережно

И в обиду их не давать.


Оценивание.


Домашнее задание: (СЛАЙД)

Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ

Оценка «4»- 1. Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего двора, улицы, города и определить источники загрязнения.

/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашего края, которым грозит исчезновение.

/3.Сообщение о заповедниках Республики Башкортостан.

Оценка «5»- написать эссе на тему: «Человек, как часть природы должен подчиняться ее законам, а не пытаться их изменить»




Группа 1

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

1. Как человек относится к природе?

2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?

3. Кто стал виновником экологических проблем?

4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?



Группа 2

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

1. Как ведет себя человек по отношению к природе?

2. Что старается покорить человек?

3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?

4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?



Группа 3

Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

1. Каковы последствия этой охоты?

2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?

3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?


Табель оценивания работы на уроке


Руководитель группы _____________________________________________



Группа № 1

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя

































Табель оценивания работы на уроке


Руководитель группы _____________________________________________



Группа № 2

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя






























Табель оценивания работы на уроке


Руководитель группы _____________________________________________



Группа № 3

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!