Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Средства обучения:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,рабочая тетрадь А.А.Плешаков
для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлик,компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/
Предметные задачи урока:
- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
- воспитывать умение сотрудничать.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- прослеживать по схеме-модели путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
Ход урока:
1 Оргмомент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- О чём это стихотворение?
- А что такое природа? - Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?
-А чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким?
2. Целеполагание и мотивация.
- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без .
2.– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.
Что вы сами знаете по теме урока?
- Всё ли нам известно?
- Хотите узнать больше?
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
3. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)
-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
-Почему?
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
-Давайте попробуем воду на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).
-Какой была вода в ваших стаканах?
-Где содержится солёная вода? ).
-Откуда вы это знаете?
- А как называется вода, которая была во втором стакане?
-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?
- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?
4. Первичное усвоение материала (блок первый).
-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома по схеме - модели.
5. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый)
1.- Ещё раз проследим путь воды на экране.
- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?
- Куда сначала поступает речная вода?
- Покажите станцию очистки.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки?
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы.( Рисунок микробов) Целый зоопарк. Микробы опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?
-Куда мы используем воду в доме?
- Какой станет использованная вода?)
- Куда поступает использованная вода?
- Покажите путь использованной воды.
-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?
- Куда потом поступает очищенная вода?
- Покажите.
2. Работа в парах.
–А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.
- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.
Проверка знаний.
.
Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)
- У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски)
Вторая? (показывают у доски)
- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки
-Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)
3. -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)
-Докажите почему вы выбрали иллюстрацию под №3?
-Найдите на с. 61учебника рисунок очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.
-Отложите учебники и объясните, почему не выбрали 1 и 2 картинки?
Давайте сделаем вывод Использованную, грязную воду нельзя сливать в … …
потому что ней содержится много… Поэтому грязная вода должна пройти ….
-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ?
6
. Физминутка
7. Первичное усвоение материала (блок второй).
Опыты по очистке и загрязнению воды.
1. Злючка - Грязючка (рисунок)
Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня. В какой вода ей нравится жить? -Это Злючка – Грязючка.
-Прочитайте послание по учебнику с. 61 вверху
Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
-Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха?
2. Опыты по загрязнению и очистке воды
-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?
-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.
–Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по - разному.Продолжаем исследование и проведем 2 опыт проведем эксперемент Вв рабочей тетради.-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.
9. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу)
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
Рефлексия по смайликам.
- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.
Молодцы! ( Жёлтый)
-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать
- Не ответили на вопросы. Придётся начать снова!