План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс
Тема: Откуда в снежках грязь?
Цель: познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ.
Планируемые результаты:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.
предметные – познакомить со свойством снега, с его образованием.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и формулировать выводы; осознают необходимость защиты природы от загрязнений.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: для учителя – Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», кукла «Злючка-Грязучка», м/медиа оборудование, учебник; для учащихся – учебник Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», рабочая тетрадь, стаканчики с тающим снегом, стаканчики с фильтром и воронкой.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради.
II. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Ребята, отгадайте загадки.
На деревьях, на дорожках,
на ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это …(снег)
Снега первого я ждал,
Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку,
Потому что съел … (сосульку)
Молодцы! Правильно! Мы уже немножко говорили о снеге и льде.
Повторение свойств снега и льда
Свойства | Снег | Лёд |
Цвет | белый | бесцветный |
Прозрачность | непрозрачный | прозрачный |
Прочность | рыхлый | хрупкий |
Действие тепла | тает | тает |
- Скажите, а из чего состоит снег? (из снежинок)
- Да, действительно из снежинок. А что мы знаем о снежинках, какую форму они имеют? (форму звездочки)
-А сколько лучей имеет снежинка? (6 лучиков)
-На нашей картинке снег белый, чистый!
- Скажите, а бывает ли снег черным? (Бывает)
- Как вы думаете, отчего это бывает? (ответы детей)
- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о загрязнении)
III. Работа по теме урока.
Откройте учебник на стр. 80 и прочитайте тему урока. Отчего в снежках грязь?) Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (дети называют)
- Если в стакан положить снег, какого он цвета? (белого?)
- А что с ним произошло? (он растаял)
- Какой станет вода? (на дне осадок, вода мутная)
- А если профильтруем полученную воду.
- Каким станет фильтр? (грязным)
- Откуда в нем взялась грязь?
Очень много дыма, газов и копоти выбрасывают в воздух фабрики и заводы. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром на далёкие расстояния, а затем падает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложатся на снег.
Во многих странах автомобиль превратился в злейшего врага природы и самого человека. Автомобиль выбрасывает в атмосферу огромно количество вредных веществ. Жители крупных городов вместе с воздухом вдыхают огромное количество ядовитых веществ.
- Я, Злючка – Грязючка, снова с вами. Я – в дыме заводов. Я- в выхлопных газах автомобилей. Люблю, когда люди загрязняют всё вокруг.
- Я ( муравей-вопросик) теперь понял, откуда в снежках появилась грязь!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Работа по учебнику, рабочим тетрадям.
Творческое задание. Коллективная работа.
- Мы узнали, как заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю. А теперь попробуем сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку».
( Коллективное сочинение сказки можно организовать следующим образом. Учитель задает вопрос. Ученики отвечают. Учитель вызывает к доске ученика, давшего наиболее удачный, интересный ответ. Затем задается следующий вопрос. В итоге у доски собирается команда. Дети выстраиваются в том порядке, в котором задавались вопросы. Каждый ученик воспроизводит свой ответ. Таким образом получается связный рассказ-сказка.)
Примерные вопросы учителя
Что любила Злючка-Грязючка? Как она путешествовала? Куда она попадала? Почему ребята решили начать с ней борьбу? Как ребята решили бороться с ней на заводах и фабриках? Как ребята победили Злючку-Грязючку на улицах города? Как поймали ее у реки? Как теперь стало вокруг?
Человек и природа неделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Наше кровное родство со всем сущим, очевидно. Не случайно в древности человек не пытался быть хозяином природы, все что есть на земле он считал равным себе. К сожалению сегодня мы потеряли это прекрасное единство с окружающим миром. Стремясь стать властелином природы, поставить себе ее на службу, мы нарушили вечные законы бытия, за это природа мстит своим несмышленым детям. давно известно что красота природы благотворно влияет на человека, грубость, сухость уступают место мягкости, покорности .Мир становится стройней, душа начинает чувствовать его удивительную гармонию , существование человека становится полней и отраднее , он испытывает чувство светлого удовольствия, чувство примирения и радости. следует помнить что природа обладает удивительной целительной силой ,пение птиц, шелест листьев, журчание ручья ,шорох травы под ногами, снимают стресс и снижают кровяное давление. так же общение с домашними животными благотворно сказывается на душевном и физическом здоровье человека. в медицине известны случаи ,когда общение с собакой ,кошкой или птицей оказывалось единственным средством помочь больному человеку. Один мудрец сказал природа не только лечит нас но и дает ощущение счастья жизни на земле.
IV. Итог урока.
Давайте вернемся к учебной задаче нашего урока.
Тест
1.Во что превращается снег при таянии?
А. в воду Б. в пар В. в грязь Г. в лед
2. Какой вид транспорта загрязняет воздух?
А. трамвай Б. троллейбус В. велосипед Г. автобус
3. Где снег чище?
А. во дворе Б. около школы В. в центре города Г. в лесу
4. Куда должна идти грязная вода с заводов и ферм?
А. в водопровод Б. на очистные сооружения В. в канализацию Г. в реки
5Как дети могут помочь защитить природу?
А. экономить воду Б. выбрасывать мусор в урны В. не купаться
Г. озеленять город
КЛЮЧ К ТЕСТУ
V. Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из прямоугольники: зеленый , жёлтый, красный
- Спасибо за хорошую работу.