СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличия человека и обезьян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отличия человека и обезьян»

Отличия человека и обезьян

Отличия человека и обезьян

Что обезьяны не могут? Рисовать круги (человек - в 2 года) Забить гвоздь (человек - в 3-4 года) Играть в созидательные игры  (только разрушительные) Играть в ролевые игры – только догонялки (не в состоянии быть подчиненными, хотят лидировать) Слушаться правил в игре Идти против своих инстинктов Нет тяги к языку , повторению звуков. «Пред-мышление» не связано со звуками (нет речи)

Что обезьяны не могут?

  • Рисовать круги (человек - в 2 года)
  • Забить гвоздь (человек - в 3-4 года)
  • Играть в созидательные игры (только разрушительные)
  • Играть в ролевые игры – только догонялки (не в состоянии быть подчиненными, хотят лидировать)
  • Слушаться правил в игре
  • Идти против своих инстинктов
  • Нет тяги к языку , повторению звуков.
  • «Пред-мышление» не связано со звуками (нет речи)
Человек иерархичен – это особенно справедливо на примере поведения. Есть простые, сложные и сложнейшие уровни Человек целостен. Рассматривая его «по частям» мы сильно упрощаем. Но из учебных соображений мы выделим в поведении разные уровни… Рефлексы Инстинкты Подкорковый уровень (эмоции, темперамент, тонус…) ВНД : память , восприятие, игра, воображение, научение и т.д. (как бы животный уровень) Сознательная деятельность  (внутри себя она тоже очень и очень разнообразна).

Человек иерархичен – это особенно справедливо на примере поведения. Есть простые, сложные и сложнейшие уровни

Человек целостен. Рассматривая его «по частям» мы сильно упрощаем. Но из учебных соображений мы выделим в поведении разные уровни…

  • Рефлексы
  • Инстинкты
  • Подкорковый уровень (эмоции, темперамент, тонус…)
  • ВНД : память , восприятие, игра, воображение, научение и т.д. (как бы животный уровень)
  • Сознательная деятельность (внутри себя она тоже очень и очень разнообразна).
По мере усложнения поведения сходство падает, а разница растет Рефлексы – почти одинаковы Эмоции – очень сходны. Инстинкты – довольно сходны. Интеллект – мы не просто «поумнее», но у нас интеллект «иной», и, главное, работает по-другому. Но на уровне речи , культуры , управления поведением , сознания и самосознания разница становится абсолютной (да/нет). Рассмотрим эти уровни по очереди.

По мере усложнения поведения сходство падает, а разница растет

  • Рефлексы – почти одинаковы
  • Эмоции – очень сходны.
  • Инстинкты – довольно сходны.
  • Интеллект – мы не просто «поумнее», но у нас интеллект «иной», и, главное, работает по-другому.
  • Но на уровне речи , культуры , управления поведением , сознания и самосознания разница становится абсолютной (да/нет).

Рассмотрим эти уровни по очереди.

На уровне рефлексов разницы почти нет Набор рефлексов у человека и приматов одинаков . Хватательный рефлекс («древесный») у нас гораздо слабее. Действительно, ведь мать сама держит ребенка, ему не нужно держаться за ее шерсть.

На уровне рефлексов разницы почти нет

Набор рефлексов у человека и приматов одинаков .

Хватательный рефлекс («древесный») у нас гораздо слабее.

Действительно, ведь мать сама держит ребенка, ему не нужно держаться за ее шерсть.

Эмоции – сходны, хотя мимика и жесты не одинаковы

Эмоции – сходны, хотя мимика и жесты не одинаковы

Выражения эмоций у обезьян носит более утрированный характер . Есть несовпадения – человек хохочет или ревет – шимпанзе делает это беззвучно . Неодинаково также проявление мимики испуганного малыша и обезьянки (справа вверху).

Выражения эмоций у обезьян носит более утрированный характер . Есть несовпадения – человек хохочет или реветшимпанзе делает это беззвучно . Неодинаково также проявление мимики испуганного малыша и обезьянки (справа вверху).

Инстинкты – набор тот же, но «раскрываются» по-другому Инстинктов много, и они ОЧЕНЬ сложны. Их набор – «звериный». НО: хотя набор инстинктов одинаков , их у людей они «раскрываются» по иному (инстинкты находятся под контролем среды, культуры, общества) – а социумы людей уникальны, и не похожи на обезьяньи ). Поэтому итоговый продукт социального или полового инстинкта – другой .

Инстинкты – набор тот же, но «раскрываются» по-другому

Инстинктов много, и они ОЧЕНЬ сложны.

Их набор – «звериный».

НО: хотя набор инстинктов одинаков , их у людей они «раскрываются» по иному (инстинкты находятся под контролем среды, культуры, общества) – а социумы людей уникальны, и не похожи на обезьяньи ).

Поэтому итоговый продукт социального или полового инстинкта – другой .

Разница инстинктов и их проявлений Шипанзеныш (2-4 года) Не способны делиться своим Не может играть с животными, мучает и убивает их. Только разрушительные игры . В играх не признает старшинства , хочет доминировать. Только прямые линии , кругов нет. Звуки – могут обслуживать 1-ю сигнальную систему. Витальные инстинкты очень сильны  Ребенок (2-4) С трудом, но отделяет малый кусочек Способен играть с животными. С возрастом все больше и больше созидательных  игр , ребенок организует пространство, игрушки, людей в сложные группы. Признает  старшинство , может выступать в разных  ролях . Сначала линии , потом круги , потом фигуры . Звуки – могут обслуживать 1-ю и 2-ю сигнальную систему. Все витальные инстинкты слабее .

Разница инстинктов и их проявлений

Шипанзеныш (2-4 года)

Не способны делиться своим

Не может играть с животными, мучает и убивает их.

Только разрушительные игры .

В играх не признает старшинства , хочет доминировать.

Только прямые линии , кругов нет.

Звуки – могут обслуживать 1-ю сигнальную систему.

Витальные инстинкты очень сильны

Ребенок (2-4)

С трудом, но отделяет малый кусочек

Способен играть с животными.

С возрастом все больше и больше созидательных игр , ребенок организует пространство, игрушки, людей в сложные группы.

Признает старшинство , может выступать в разных ролях .

Сначала линии , потом круги , потом фигуры .

Звуки – могут обслуживать 1-ю и 2-ю сигнальную систему.

Все витальные инстинкты слабее .

Созидательные и ролевые игры детей. Ребенок создает сложные группы , выступает в разных ролях

Созидательные и ролевые игры детей. Ребенок создает сложные группы , выступает в разных ролях

Особенности интеллекта шимпанзе  Интеллект  –  количество рождает новое качество? Собака Шимпанзе Очень умна Однако попав в новую ситуацию ( еда оказалась в закрытой комнате ) - беспокойно мечется, лает, пытается «наобум» открыть дверь – иногда это «срабатывает». Собака запоминает это – и в следующий раз применяет случайную «находку». То же что у собаки, НО: В новой ситуации (но все же в старом «поле») может спокойно «сесть», «подумать» и неожиданно «догадаться» что нужно сделать (инсайт)! Впрочем, в совершенно новых условиях интеллект обезьян не работает .

Особенности интеллекта шимпанзе Интеллект количество рождает новое качество?

Собака

Шимпанзе

Очень умна

Однако попав в новую ситуацию ( еда оказалась в закрытой комнате ) - беспокойно мечется, лает, пытается «наобум» открыть дверь – иногда это «срабатывает».

Собака запоминает это – и в следующий раз применяет случайную «находку».

То же что у собаки, НО:

В новой ситуации (но все же в старом «поле») может спокойно «сесть», «подумать» и неожиданно «догадаться» что нужно сделать (инсайт)!

Впрочем, в совершенно новых условиях интеллект обезьян не работает .

Опыты Келера

Опыты Келера

Типы интеллекта В XX в Америке заговорили о аспектах интеллекта. 1. Практический И. – умение оперировать орудиями, складывать конструктор и т.д. 2. Эмоциональный И. – умение «считывать» состояние других. 3. Социальный И. – умение устраиваться в обществе. Первые 3 типа интеллекта у обезьян, видимо, есть. Вербальный И. – умение понимать мысли других и выражать свои – наша исключительная особенность.

Типы интеллекта

  • В XX в Америке заговорили о аспектах интеллекта.
  • 1. Практический И. – умение оперировать орудиями, складывать конструктор и т.д.
  • 2. Эмоциональный И. – умение «считывать» состояние других.
  • 3. Социальный И. – умение устраиваться в обществе.

Первые 3 типа интеллекта у обезьян, видимо, есть.

  • Вербальный И. – умение понимать мысли других и выражать свои – наша исключительная особенность.
Орудия Шимпанзе используют орудия: камни, травинки, тряпки, веревки и особенно палки. С их помощью они достают до фруктов, трогают «гадость», достают из дупла спрятанное, могут ударить! (впрочем, к настоящему оружию никакие обезьяны не пришли.) Более того, они могут «обработать» ветку, составить шест из 2 или 3 лежащих палок, составить из ящиков пирамиду… Оперирование предметами – наше общее свойство .

Орудия

Шимпанзе используют орудия: камни, травинки, тряпки, веревки и особенно палки.

С их помощью они достают до фруктов, трогают «гадость», достают из дупла спрятанное, могут ударить!

(впрочем, к настоящему оружию никакие обезьяны не пришли.)

Более того, они могут «обработать» ветку, составить шест из 2 или 3 лежащих палок, составить из ящиков пирамиду…

Оперирование предметами – наше общее свойство .

Что отличает нас в области орудий?

Орудия для обезьян – временное средство , они их обычно не берегут.

Обезьяны обычно делают орудия только из того, что они видят перед глазами.

Обезьянам трудно заниматься мелкой, кропотливой работой , особенно собиранием, конструированием, обработкой орудий…

Орудия не расширили нишу обезьян.

Труда нет – планирования отдаленных последствий, нет созидательной деятельности. Не думают о будущем, о других.

Люди собирают и копят свои орудия, они для людей – имущество . Имуществу может быть сотни лет. История людей – история их имущества…

Человек продумывает свои действия, орудия заранее, делает их по определенному плану (воображение↑, мистическое отношение ↑), заранее заготавливает материал…

Ремесло – это долгая и трудная работа с материалом, свособность к мелкому труду (шитью, кройке, свинчиванию).

Люди любит созидательную деятельность.

Орудия оказались одним из главных факторов , ведущих антропогенез. Расширение ниши, ареала, пищевых предпочтений, охоты, защиты и нападения…

Человек способен к труду – совместной, сознательной, запланированной работе с отдаленным результатом, важным всем.

Роль интеллекта Шимпанзе (+горилла) НАМНОГО умнее всех остальных животных, в том числе и обезьян. Они способны в непривычных (но все же не совсем новых) условиях «изобретать» решать жизненные задачи, использовать орудия и даже делать их. В этом они сходны к человеком. Однако, человек (в отличие от шимпанзе) способен приспосабливаться к «неестественным» для себя условиям . Он стал способен идти против инстинктов (смог плавать, нырять, заплывать в подводные пещеры!).  Человек «пошел против» своей сухопутности; южности; типа питания, кочевой жизни… Так были изобретены лодки и плоты, загонная охота, приручена собака (коза, овца...), освоен огонь, гончарное дело, строительство, земледелие, катание на коньках и лыжах…

Роль интеллекта

Шимпанзе (+горилла) НАМНОГО умнее всех остальных животных, в том числе и обезьян.

Они способны в непривычных (но все же не совсем новых) условиях «изобретать» решать жизненные задачи, использовать орудия и даже делать их.

В этом они сходны к человеком.

Однако, человек (в отличие от шимпанзе) способен приспосабливаться к «неестественным» для себя условиям . Он стал способен идти против инстинктов (смог плавать, нырять, заплывать в подводные пещеры!). Человек «пошел против» своей сухопутности; южности; типа питания, кочевой жизни…

Так были изобретены лодки и плоты, загонная охота, приручена собака (коза, овца...), освоен огонь, гончарное дело, строительство, земледелие, катание на коньках и лыжах…

Инстинкты и интеллект У обезьян интеллект обслуживает инстинкт . Она думает (грубо говоря) , «как своровать банан» У нас ум приучается двигаться свободно , как вместе с инстинктом, так и против него Это происходит из за наличия «воли» – возможности владеть собой. Все культуры во все времена «работали» на то, чтобы укрепить волю. Воля – духовная категория.

Инстинкты и интеллект

  • У обезьян интеллект обслуживает инстинкт . Она думает (грубо говоря) , «как своровать банан»
  • У нас ум приучается двигаться свободно , как вместе с инстинктом, так и против него

Это происходит из за наличия «воли» – возможности владеть собой.

Все культуры во все времена «работали» на то, чтобы укрепить волю.

Воля – духовная категория.

Воля и ее направленность , а не само наличие интеллекта – настоящее отличие людей от зверей У обезьян  интеллект полностью обслуживает их инстинктивную природу . Он «ищет» как лучше достать банан и не попасться. Все без исключения мотивы обезьян – инстинктивны. Человек : интеллект может как обслуживать инстинкты , так и идти против них в зависимости от мотивов и воли человека. Сами мотивы могут быть связаны не с инстинктами, а, например, идеями , ценностями , общим настроем общества  или выбором личности .

Воля и ее направленность , а не само наличие интеллекта – настоящее отличие людей от зверей

У обезьян интеллект полностью обслуживает их инстинктивную природу . Он «ищет» как лучше достать банан и не попасться.

Все без исключения мотивы обезьян – инстинктивны.

Человек : интеллект может как обслуживать инстинкты , так и идти против них в зависимости от мотивов и воли человека.

Сами мотивы могут быть связаны не с инстинктами, а, например, идеями , ценностями , общим настроем общества или выбором личности .

Соотношение инстинкта , интеллекта , воли и культуры Все культуры всегда во все времена ковали» из природных способностей человека новое, сверхприродное существо. Все стороны, в т.ч. и интеллект должны были поменяться, преобразиться. В итоге человек соединялся, принимал свою культуру и становился ее проводником.

Соотношение инстинкта , интеллекта , воли и культуры

  • Все культуры всегда во все времена ковали» из природных способностей человека новое, сверхприродное существо.

Все стороны, в т.ч. и интеллект должны были поменяться, преобразиться.

В итоге человек соединялся, принимал свою культуру и становился ее проводником.

Наша «внутренняя» обезьяна Внутренней обезьяной будем называть «сумму» звериной природы в нас, чтобы яснее увидеть нашу двойственность. «Обезьяна» в нас хочет того, к чему призывают инстинкты. Они не плохи – они естественны. И это не только «грубая физиология» - есть, спать, размножаться, нежиться, получать удовольствие … Сюда входят и более «тонкие», но все еще биологические потребности : общаться, самовыражаться и добиваться высокого статуса в группе, распространять свои гены, свое «Я». На уровне группы – выживать, бороться с чужаками, захватывать территорию и т.д. Всего этого ( естественного! ) требует наша животная природа, наша «внутренняя обезьяна» .

Наша «внутренняя» обезьяна

Внутренней обезьяной будем называть «сумму» звериной природы в нас, чтобы яснее увидеть нашу двойственность.

«Обезьяна» в нас хочет того, к чему призывают инстинкты. Они не плохи – они естественны.

И это не только «грубая физиология» - есть, спать, размножаться, нежиться, получать удовольствие

Сюда входят и более «тонкие», но все еще биологические потребности : общаться, самовыражаться и добиваться высокого статуса в группе, распространять свои гены, свое «Я».

На уровне группы – выживать, бороться с чужаками, захватывать территорию и т.д.

Всего этого ( естественного! ) требует наша животная природа, наша «внутренняя обезьяна» .

«Биологический» и « культурный»  человек в нас неразрывно соединены .  Но в чем-то культура «одобряет» природу , в чем-то прямо противостоит ей 2. Культурный человек в нас думает, как дитя своего семьи и языка, времени и народа. Культура «сеет» в человека сложные, труднодостижимые вещи (трудолюбие, достоинство, скромность, честность…). Но главное – она должна «посеять» в нас желание работать над собой, возрастать в своих чисто человеческих качествах ( человечности ) . Люди становятся личностями только по мере вхождения в глубину своей культуры, в ее духовное «ядро». 1. «Природа» в нас думает по-звериному , испытывает физиологические потребности ( еда, сон ), эмоции ( возбуждение, гнев, радость, страх ), старается доминировать над другими, захватывать ресурсы, распространять свои гены… Природно – все люди сходны. Природа не плоха – хотя и эгоистична, труслива, ленива, не склонна «планировать», «напрягаться», ставить себя на место других. Дети – во-многом « зверьки ». Но взрослый « зверь » – ужасен. Нашу звериность нужно изживать! Особь – индивид, не личность.

«Биологический» и « культурный» человек в нас неразрывно соединены . Но в чем-то культура «одобряет» природу , в чем-то прямо противостоит ей

2. Культурный человек в нас думает, как дитя своего семьи и языка, времени и народа.

Культура «сеет» в человека сложные, труднодостижимые вещи (трудолюбие, достоинство, скромность, честность…).

Но главное – она должна «посеять» в нас желание работать над собой, возрастать в своих чисто человеческих качествах ( человечности ) .

Люди становятся личностями только по мере вхождения в глубину своей культуры, в ее духовное «ядро».

1. «Природа» в нас думает по-звериному , испытывает физиологические потребности ( еда, сон ), эмоции ( возбуждение, гнев, радость, страх ), старается доминировать над другими, захватывать ресурсы, распространять свои гены…

Природно – все люди сходны. Природа не плоха – хотя и эгоистична, труслива, ленива, не склонна «планировать», «напрягаться», ставить себя на место других.

Дети – во-многом « зверьки ». Но взрослый « зверь » – ужасен. Нашу звериность нужно изживать!

Особь – индивид, не личность.

Феномен ВОЛИ – чисто человеческий!  Он связан с пробуждением личности, её работой со своей «внутренней обезьяной» В 19 веке считалось что у человека есть свободная воля. В 20 веке укоренилась мысль, что воля человека – то же, что «желания» кошек и обезьян. То есть наша так называемая «воля» - завуалированное инстинктивное поведение . Однако это не так, и мы проследим это на любом уровне поведения людей.

Феномен ВОЛИ – чисто человеческий! Он связан с пробуждением личности, её работой со своей «внутренней обезьяной»

В 19 веке считалось что у человека есть свободная воля.

В 20 веке укоренилась мысль, что воля человека – то же, что «желания» кошек и обезьян.

То есть наша так называемая «воля» - завуалированное инстинктивное поведение .

Однако это не так, и мы проследим это на любом уровне поведения людей.

Негомологические формы поведения

Путаница возникает из-за антропоморфизма людей – мы склонны наделять своими чувствами и мыслями животных. Однако не все формы поведения человека и животных гомологичны!

«Терпение» кошки у норы – один из инстинктивных «инструментов» на охоте.

«Терпение» обезьяны (или мальчика), ожидающего пока дрессировщик (или учитель) отвернется, чтобы схватить банан (схулиганить) – гомологичны.

Терпение хорошего часового на посту – совершенно иной природы. Это сознательно «взгреваемая» добродетель! Ее вырабатывают, ради нее человек преодолевает себя. Никакой инстинкт ему в этом не помогает!

Терпение – одно из множества чувств, свойств или добродетелей , над которым все члены традиционного общества трудятся с детства!

Эти свойства «пронизывают» человека, создают и его «Лицо», и «лицо цивилизации»: трудолюбие, работоспособность, точность трудовой деятельности, правильный настрой на работе, охоте, войне, в семейной жизни, послушание и стойкость, мягкость и умение сочувствовать, умение планировать и т.д.

Человек без этих качеств в любом обществе обречен к маргинализации и гибели.

Мы видим нечто общее – во всех этих случаях человек должен трудиться над собой внешне и внутренне.

Дрессировка или воспитание? «Кнутом» или «пряником» можно заставить и медведя танцевать. Но эти рефлексы хотя и становятся навыками, они не интериоризированы – медведь «вынужден» подчиняться внешней силе. Это дрессировка. Но если дрессировщик уйдет , медведь с удовольствием вернется к своей «старой» инстинктивной жизни . Воспитание культурой – это совсем другое по своим механизмам, сути и цели . Дело не в образовании навыков – а в том, чтобы человек стал соработником своей культуры . Человек принимает принципы, законы, обычаи. Он соглашается с ними «всей душой», хотя они и трудны для исполнения. Так индивид становится личностью – проводником своей культуры. «Воспитание – это формирование совести», а не шлифовка поведения.

Дрессировка или воспитание?

«Кнутом» или «пряником» можно заставить и медведя танцевать.

Но эти рефлексы хотя и становятся навыками, они не интериоризированы – медведь «вынужден» подчиняться внешней силе.

Это дрессировка.

Но если дрессировщик уйдет , медведь с удовольствием вернется к своей «старой» инстинктивной жизни .

Воспитание культурой – это совсем другое по своим механизмам, сути и цели .

Дело не в образовании навыков – а в том, чтобы человек стал соработником своей культуры .

Человек принимает принципы, законы, обычаи. Он соглашается с ними «всей душой», хотя они и трудны для исполнения. Так индивид становится личностью – проводником своей культуры.

«Воспитание – это формирование совести», а не шлифовка поведения.

Мышление и речь Звуки у обезьян есть – а смысла в них они не вкладывают! Их система передачи информации - 1-ая сигнальная система (мимика, жесты, поза). У нас поток звуков связан с потоком речи – и формируется 2-ая сигнальная система (речь, письмо) . Это происходит у 11-месячного младенца – отныне звуки идут вместе с мышлением. Этот интеллект – вербальный – наша особенность.

Мышление и речь

  • Звуки у обезьян есть – а смысла в них они не вкладывают! Их система передачи информации - 1-ая сигнальная система (мимика, жесты, поза).
  • У нас поток звуков связан с потоком речи – и формируется 2-ая сигнальная система (речь, письмо) .
  • Это происходит у 11-месячного младенца – отныне звуки идут вместе с мышлением.

Этот интеллект – вербальный – наша особенность.

У человека «просыпается» неинстинктивный тип поведения!

Шимпанзе

Мышление без речи→ « воли » нет

Человек

Мышление + Речь → воля, сознание, самоконтроль

Поведение полностью определено инстинктами

Инстинкты, эмоции оказывают влияние на Поведение , уходят в « тень » в виде подсознания, в пределе – перестают его контролировать.

Поведение – связано с наиболее сильным инстинктом в данный момент.

Поведение – результат взаимодействия инстинктов и сознания (его « структур » , его содержания).

Деятельности нет, хотя есть Активность . Шимпанзе никогда не будет делать то, что не хочет .

Правда ее можно заставить дрессировкой .

Кроме Активности , есть Деятельность – результат одного сознания. Человек «заставляет» себя вставать рано, трудиться, думать о будущем, делать трудное, неприятное, скучное, непривычное…

Движение тела – связано с активностью

Есть свободные волевые движения – выработка умений и навыков – овладение « неестественными » движениями (прыгать с парашутом) – овладение телом, окружающим миром, методами воздействия на него (трудовые движения).

Внимание – только непроизвольное

Восприятие только биологически значимых явлений.

Любопытство – обращено только к интересному и привлекательному, нет интереса к причинам явлений

Научение только биологически значимым вещам

Нет сознания, рефлексии, самосознания, «самокритики»

У зверей нет зачатков внутреннего конфликта

Внимание – у младенца непроизвольное , а затем развивается произвольное

Восприятие мелких, малозначащих, « скучных » событий, их связей, причин и следствий.

Любознательность – познавательная деятельность, рано проявляется интерес к причинам явлений.

Научение любым вещам

Самопонимание, самоконтроль, рефлексия , анализ ошибок, поиск выхода из проблемы

Феномен человека тесно связан с внутренним конфликтом , «хочу» и «надо» и т.д.

Было и стало Природная память Мимика и жесты Природная смышленость Желания Культурная память Речь Человеческий разум, ум, понимание Воля

Было и стало

  • Природная память
  • Мимика и жесты
  • Природная смышленость
  • Желания
  • Культурная память
  • Речь
  • Человеческий разум, ум, понимание
  • Воля
Ни одна из сторон нашей психики не осталась нетронутой в ходе исторического развития! «Наивные» свойства Культурные, опосредованные свойства Опосредованная память , использующая культурные знаки и выработанные механизмы запоминания. Счет  с помощью знаков , пальцев, узелков, чисел (опосредованный счет)… Восприятие, опосредованное культурой – образов, цвета, знаков, элементов… Наивная память   Наивное восприятие количества  Наивное восприятие  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн  проследили, как в истории проявляется общая закономерность: в человеке не остается «наивных» черт психики – она вся опосредуется «феноменом человека» - опосредуется знаками, подчиняется сознанию и воле, входит в новые психологические комплексы . Поведение человека и зверей обычно негомологично : познание, игра, терпение, этика, пищевое и половое поведение, социальный инстинкт наши не могут быть без оговорок уравнены с обезьяньими аналогами!

Ни одна из сторон нашей психики не осталась нетронутой в ходе исторического развития!

«Наивные» свойства

Культурные, опосредованные свойства

Опосредованная память , использующая культурные знаки и выработанные механизмы запоминания.

Счет с помощью знаков , пальцев, узелков, чисел (опосредованный счет)…

Восприятие, опосредованное культурой – образов, цвета, знаков, элементов…

  • Наивная память
  • Наивное восприятие количества
  • Наивное восприятие

  • Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн проследили, как в истории проявляется общая закономерность: в человеке не остается «наивных» черт психики – она вся опосредуется «феноменом человека» - опосредуется знаками, подчиняется сознанию и воле, входит в новые психологические комплексы .
  • Поведение человека и зверей обычно негомологично : познание, игра, терпение, этика, пищевое и половое поведение, социальный инстинкт наши не могут быть без оговорок уравнены с обезьяньими аналогами!
Можно ли «одичать» и стать обезьяной? Традиционный аргумент: «Культура – «надстройка». Если одичаешь – станешь обезьяной. Но, видимо, нет. Обезьяны – веселые, беззаботные, наглые, общительные, ленивые, дружелюбные существа. Одичавший или опустившийся человек становится похож отнюдь не на обезьяну…

Можно ли «одичать» и стать обезьяной?

  • Традиционный аргумент: «Культура – «надстройка».
  • Если одичаешь – станешь обезьяной.
  • Но, видимо, нет. Обезьяны – веселые, беззаботные, наглые, общительные, ленивые, дружелюбные существа.
  • Одичавший или опустившийся человек становится похож отнюдь не на обезьяну…
«Надстройка» и «прошивка» - «как кофе с молоком»:  ни одна из структур нашей психики не сохранила животный характер – у человека все психические структуры вошли в новые комплексы! Культура = «прошивка»: человек не в силах вернуться к животному состоянию, отказаться от приобретений в области памяти, восприятия, языка, мышления, мелкой моторики и т.д. Культура = «надстройка» (К. Маркс): Она не обязательна, факультативна, от нее можно отказаться.

«Надстройка» и «прошивка» - «как кофе с молоком»: ни одна из структур нашей психики не сохранила животный характер – у человека все психические структуры вошли в новые комплексы!

Культура = «прошивка»: человек не в силах вернуться к животному состоянию, отказаться от приобретений в области памяти, восприятия, языка, мышления, мелкой моторики и т.д.

Культура = «надстройка» (К. Маркс):

Она не обязательна, факультативна, от нее можно отказаться.

«Труд создал человека из обезьяны» Ф. Энгельс Труд – это не активность, а целевая сознательная деятельность. Труд во все времена был и способом деятельности, и методом учебы, и формообразователем человека. Единственная ремарка: труд – это не создание орудий и запасов (материальная культура) – труд касается каждой стороны личности, всех его уровней.  Труд Ценности Цели и мотивы Соотношение психологических структур Строение мозга Навыки Тело

«Труд создал человека из обезьяны» Ф. Энгельс

Труд – это не активность, а целевая сознательная деятельность.

Труд во все времена был и способом деятельности, и методом учебы, и формообразователем человека.

Единственная ремарка: труд – это не создание орудий и запасов (материальная культура) – труд касается каждой стороны личности, всех его уровней.

Труд

Ценности

Цели и мотивы

Соотношение психологических структур

Строение мозга

Навыки

Тело

Чего не хочет наша «внутренняя обезьяна»? Прежде всего – ограничений . Хотя и в поведении животных много ограничений – но они существуют из-за конфликта инстинктов: хочется есть – но опасно вылезать из норы... Это внешние ограничения . Но у человека это не так – мы знаем, что любое, самое примитивное общество буквально наполнено запретами другого рода (заповедями) . Они противостоят инстинктам, и исполнять их – непросто. Но это важнейшая тема любой культуры, особенно ее духовного «ядра». Проблема нарушения запрета, тема греха и наказания – вечная тема человеческих сказаний. Но что еще важнее – культура передает человеку эти запреты , и он их «интериоризирует», принимает не внешним, а внутренним образом, делает своими внутренним императивами. « Аристократ – это тот, кому ничего нельзя». Н.А. Бердяев

Чего не хочет наша «внутренняя обезьяна»?

Прежде всего – ограничений . Хотя и в поведении животных много ограничений – но они существуют из-за конфликта инстинктов: хочется есть – но опасно вылезать из норы...

Это внешние ограничения .

Но у человека это не так – мы знаем, что любое, самое примитивное общество буквально наполнено запретами другого рода (заповедями) . Они противостоят инстинктам, и исполнять их – непросто. Но это важнейшая тема любой культуры, особенно ее духовного «ядра». Проблема нарушения запрета, тема греха и наказания – вечная тема человеческих сказаний.

Но что еще важнее – культура передает человеку эти запреты , и он их «интериоризирует», принимает не внешним, а внутренним образом, делает своими внутренним императивами.

« Аристократ – это тот, кому ничего нельзя».

Н.А. Бердяев

Ни одна строна жизни «внутренней обезьяны» не остается без пристального «ока» культуры! Нет и, видимо, никогда не было культур, где люди в группе «просто существуют»: едят, спят, спариваются, отнимают друг у друга имущество по праву сильного, не трудятся, не служат своим богам, выбросают останки своих мертвых и т.д. В действительности, как описывают этнографы, жизнь «дикарей» очень сложна , насквозь ритуализирована, заполнена переживанием «священного», церемониями, праздниками, воспитанием молодежи, передачи им трудового, религиозного, охотничьего и иного опыта…

Ни одна строна жизни «внутренней обезьяны» не остается без пристального «ока» культуры!

Нет и, видимо, никогда не было культур, где люди в группе «просто существуют»: едят, спят, спариваются, отнимают друг у друга имущество по праву сильного, не трудятся, не служат своим богам, выбросают останки своих мертвых и т.д.

В действительности, как описывают этнографы, жизнь «дикарей» очень сложна , насквозь ритуализирована, заполнена переживанием «священного», церемониями, праздниками, воспитанием молодежи, передачи им трудового, религиозного, охотничьего и иного опыта…

Культура не отвергает «внутренней обезьяны» - но напряженно работает над ней

Когда этнографы-материалисты XIX стали изучать «примитивные» племена, они были уверены , что в их лице они найдут «промежуточное звено» между обезьяной и англичанином .

Каково было их удивление, когда мир даже самых «диких» племен открылся перед ними: оказалось, что у них имеются сложные общечеловеческие мифы ( мировое древо, 3 мира, единобожие, богочеловеческие интуиции, борьбу за бессмертие ), развитые религиозные, свадебные, похоронные, охотничьи ритуалы, ритуалы обмена между племенами, песни, танцы, сложнейшие языки, высокую внутреннюю культуру (самоограничение, табу, заповеди) и т.д.

В этой области культура не подчиняется эволюционным законам.

Законы культур оказались очень сложны, не объясняются прогрессом.

Единственная сторона жизни, развивающаяся эволюционно – это технический прогресс (цивилизация).

Важно, что при всей своей разнице все культуры на планете всегда ( или по-крайней мере очень давно ) характеризуются общим свойством: они всерьез «работают» над «внутренней обезьяной».

Жизнь шимпанзе и жизнь человека Религиоведение и Этнология: Жизнь человека, ее личностный успех связан не с биологическим «успехом» , а духовными выборами . В традиционной культуре эти выборы, рост и развитие человека были связаны с преодолением «переходов», «инициаций», которые ( неавтоматически !) помогали молодому человеку войти в новый опыт, прийти к новому уровню «человечности». Прошедший инициацию становился полноценным «человеком», охотником, воином, новым центром и проводником своей культуры. Даже и сейчас это отчасти так. Это и детский сад, и первая охота, и предложение руки и сердца, обручение, свадьба, роды, армия, война. Также – когда мужчина участвует в религиозных церемониях, становится главой рода, возглавляет праздник и пир, становится начальником, отцом, дедом, защищает диссертацию, хоронит своих родителей… Последней инициацией всегда виделась Смерть . У шимпанзе, конечно, этих переходов как общественно-значимых событий нет. Обезьяны «не падают», но и не «поднимаются»…

Жизнь шимпанзе и жизнь человека

Религиоведение и Этнология: Жизнь человека, ее личностный успех связан не с биологическим «успехом» , а духовными выборами .

В традиционной культуре эти выборы, рост и развитие человека были связаны с преодолением «переходов», «инициаций», которые ( неавтоматически !) помогали молодому человеку войти в новый опыт, прийти к новому уровню «человечности».

Прошедший инициацию становился полноценным «человеком», охотником, воином, новым центром и проводником своей культуры.

Даже и сейчас это отчасти так.

Это и детский сад, и первая охота, и предложение руки и сердца, обручение, свадьба, роды, армия, война.

Также – когда мужчина участвует в религиозных церемониях, становится главой рода, возглавляет праздник и пир, становится начальником, отцом, дедом, защищает диссертацию, хоронит своих родителей…

Последней инициацией всегда виделась Смерть .

У шимпанзе, конечно, этих переходов как общественно-значимых событий нет. Обезьяны «не падают», но и не «поднимаются»…

Умнейшая из обезьян? Обезьяны умны? – Да. А может ли быть обезьяна супер-умна? – Да, может. Станет ли она человеком от этого автоматически? - Нет, не станет. После сказанного ясно, что роль «голого интеллекта» в истории переоценена. Совершенно не факт, что это умное существо должно идти против своих инстинктов, бороться с собой, поступать неадаптивно, заниматься непрагматическими видами деятельности. Однако именно такого рода деятельность – наиболее «престижна» в человеческом опыте, вызывает наибольшее уважение у современников, такие личности запоминаются и становятся героями и святыми. О них во все времена сочиняли песни, их пример поддерживал самоидентификацию целых народов. В этом смысле жизнь человеческого рода – глубоко исторична, драматична, даже трагична .

Умнейшая из обезьян?

Обезьяны умны? – Да.

А может ли быть обезьяна супер-умна? – Да, может.

Станет ли она человеком от этого автоматически? - Нет, не станет.

После сказанного ясно, что роль «голого интеллекта» в истории переоценена.

Совершенно не факт, что это умное существо должно идти против своих инстинктов, бороться с собой, поступать неадаптивно, заниматься непрагматическими видами деятельности.

Однако именно такого рода деятельность – наиболее «престижна» в человеческом опыте, вызывает наибольшее уважение у современников, такие личности запоминаются и становятся героями и святыми.

О них во все времена сочиняли песни, их пример поддерживал самоидентификацию целых народов.

В этом смысле жизнь человеческого рода – глубоко исторична, драматична, даже трагична .

История человечества - сплав «естественного» и «противоестественного» И в личной, и в общественной жизни несмотря на уровень цивилизации, религию и язык легко увидеть отражение этого драмы (а подчас и трагедии). Традиционные культуры поддерживают доступный им уровень человечности благодаря тому, что успешно транслируют своё ядро , могут «вводить» молодого человека в свой опыт, передавать ему святыню для хранения, служения и распространения. Но теперь это не так! Наиболее развитые общества , сохраняя все достижения цивилизации, отвергают свое культурное ядро, борются за свободу своей «внутренней обезьяньей» сущности…

История человечества - сплав «естественного» и «противоестественного»

И в личной, и в общественной жизни несмотря на уровень цивилизации, религию и язык легко увидеть отражение этого драмы (а подчас и трагедии).

Традиционные культуры поддерживают доступный им уровень человечности благодаря тому, что успешно транслируют своё ядро , могут «вводить» молодого человека в свой опыт, передавать ему святыню для хранения, служения и распространения.

Но теперь это не так! Наиболее развитые общества , сохраняя все достижения цивилизации, отвергают свое культурное ядро, борются за свободу своей «внутренней обезьяньей» сущности…

Спасибо за внимание!   Кувшинский Борис Эдуардович  kuvshins@mail.ru

Спасибо за внимание! Кувшинский Борис Эдуардович kuvshins@mail.ru

Ссылки на фотоматериалы http://d.120-bal.ru/voennoe/10728/index.html?page=3 http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs02.html http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs06.html http://www.ownlib.ru/read-155418/zorina-3-a/zoopsikhologiia-elementarnoe-myshlenie-zhivotnykh-uchebnoe-posobie/page-33.html http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./rppeo/html/ch03s03.html http://proyectogransimio.blogspot.ru/2011_03_01_archive.html http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs07.html

Ссылки на фотоматериалы

  • http://d.120-bal.ru/voennoe/10728/index.html?page=3
  • http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs02.html
  • http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs06.html
  • http://www.ownlib.ru/read-155418/zorina-3-a/zoopsikhologiia-elementarnoe-myshlenie-zhivotnykh-uchebnoe-posobie/page-33.html
  • http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./rppeo/html/ch03s03.html
  • http://proyectogransimio.blogspot.ru/2011_03_01_archive.html
  • http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./ichc/html/apbs07.html
Дополнительные материалы

Дополнительные материалы

Внутренняя обезьяна и личность Биологическое поведение естественно для нас, как для общественных животных В природе человека биологически обусловленного поведения – немало.  Однако, ядро культуры говорит о других формах поведения. Согласно эволюции, цель жизни : Увеличить свои шансы на размножение, увеличить шансы группы в борьбе с природой, конкурентами и, прежде всего, другими группами. Часть членов групп (обычно более «продвинутые») могут отказываться от размножения, воспитывать совершенно чужих детей, жертвовать собой (в т.ч. не надеясь на воздаяние, на известность, на повышение успеха своей группы против других) Групповой отбор: Борьба групп, вытеснение слабых групп, уничтожение слабых групп, их детей, захват их самок и ресурсов. Взаимопомощь групп, помощь ослабевшим группам (гуманитарная помощь, усыновление, примирение сторон, милосердие, Красный крест, больницы, школы, благотворительные общества и миссии т.д.)

Внутренняя обезьяна и личность

Биологическое поведение естественно для нас, как для общественных животных

В природе человека биологически обусловленного поведения – немало. Однако, ядро культуры говорит о других формах поведения.

Согласно эволюции, цель жизни : Увеличить свои шансы на размножение, увеличить шансы группы в борьбе с природой, конкурентами и, прежде всего, другими группами.

Часть членов групп (обычно более «продвинутые») могут отказываться от размножения, воспитывать совершенно чужих детей, жертвовать собой (в т.ч. не надеясь на воздаяние, на известность, на повышение успеха своей группы против других)

Групповой отбор: Борьба групп, вытеснение слабых групп, уничтожение слабых групп, их детей, захват их самок и ресурсов.

Взаимопомощь групп, помощь ослабевшим группам (гуманитарная помощь, усыновление, примирение сторон, милосердие, Красный крест, больницы, школы, благотворительные общества и миссии т.д.)

« Альтруизм » - либо ошибка индивидуума, либо скрытый эгоизм (кин-отбор=отбор своих) Альтруизм, бескорыстие, непрагматизм –  важная сторона человечности , связана с ядром человеческой личности и культуры Наиболее уважаемые члены групп  – сильные, здоровые, « опасные » члены , имеющие опыт, деньги, имущество, власть … Наиболее приобщенные к духовному опыту группы, Божеству. Наиболее человечные личности превосходят биологические законы. Семейная жизнь  –  борьба полов и поколений , скрытое или открытое манипулирование. Семейная жизнь может преодолеть эти затруднения и выйти на новый уровень … Естественный отбор  – должен приводить к экономии усилий для достижения целей , эффективной коммуникации, взаимовыгодным и бессовестным формам взаимодействий. Экономия усилий « в направлении человечности »  приводят к опустошению человека , потере его идентичности, самоуважения, уважения в обществе, депрессии и личностной гибели. Коммуникация – всегда избыточна!

« Альтруизм » - либо ошибка индивидуума, либо скрытый эгоизм (кин-отбор=отбор своих)

Альтруизм, бескорыстие, непрагматизм – важная сторона человечности , связана с ядром человеческой личности и культуры

Наиболее уважаемые члены групп – сильные, здоровые, « опасные » члены , имеющие опыт, деньги, имущество, власть …

Наиболее приобщенные к духовному опыту группы, Божеству.

Наиболее человечные личности превосходят биологические законы.

Семейная жизньборьба полов и поколений , скрытое или открытое манипулирование.

Семейная жизнь может преодолеть эти затруднения и выйти на новый уровень …

Естественный отбор – должен приводить к экономии усилий для достижения целей , эффективной коммуникации, взаимовыгодным и бессовестным формам взаимодействий.

Экономия усилий « в направлении человечности » приводят к опустошению человека , потере его идентичности, самоуважения, уважения в обществе, депрессии и личностной гибели.

Коммуникация – всегда избыточна!

Борьба за внешне понятую свободу поведения, борьба с «запретами и ограничениями» – «бунт внутренней обезьяны» против ядра собственной культуры Было: Культурно-духовная норма Стало: Биологическая норма Мужественность = храбрость, смелость, сила, твердость Мужественность = Сила, агрессивность, наглость Женская красота = женственность, изящество, тонкость, нежность, даже духовная красота. Сексуальность = агрессивная биологическая (физиологическая) привлекательность Служение Богу, Родине Зарабатывание денег Семья для рождения детей Традиционные формы близости людей: Род, община, братство по крови, дружба Сожительство для эмоционального и телесного комфорта. Исчезновение понятия о народе, роде, общине, тесных связях – атомизация человека: 536 « друзей » Вконтакте

Борьба за внешне понятую свободу поведения, борьба с «запретами и ограничениями» – «бунт внутренней обезьяны» против ядра собственной культуры

Было: Культурно-духовная норма

Стало: Биологическая норма

Мужественность = храбрость, смелость, сила, твердость

Мужественность = Сила, агрессивность, наглость

Женская красота = женственность, изящество, тонкость, нежность, даже духовная красота.

Сексуальность = агрессивная биологическая (физиологическая) привлекательность

Служение Богу, Родине

Зарабатывание денег

Семья для рождения детей

Традиционные формы близости людей: Род, община, братство по крови, дружба

Сожительство для эмоционального и телесного комфорта. Исчезновение понятия о народе, роде, общине, тесных связях атомизация человека: 536 « друзей » Вконтакте

Труд , планирование будущего исходя из представлений о должном и правильном, отложенный эффект Поиск удовольствия , покоя, комфорта, безопасности, развлечений, «эффекта здесь и сейчас» Духовные инициации приводят человека к зрелости ( точки «Акме» по Аристотелю ), общению с духовными сущностями, почтенной мудрой старости , долголетию Культ беззаботной молодости , короткая старость, попытка обойти инициации, заменив их «новым опытом», ощущениями , экстазом, алкоголем и наркотиками… Смерть – в центре жизни : жизнь у погребений, религиозные церемонии, поминание мертвых. Смерть – выносена за скобки , о ней не говорят и не вспоминают до ее прихода. Направленность жизни – долг , жизнь «как жили отцы», приближение к предкам , разделение их жизни Инфантильность и эгоцентризм, атомизм, потребленчество

Труд , планирование будущего исходя из представлений о должном и правильном, отложенный эффект

Поиск удовольствия , покоя, комфорта, безопасности, развлечений, «эффекта здесь и сейчас»

Духовные инициации приводят человека к зрелости ( точки «Акме» по Аристотелю ), общению с духовными сущностями, почтенной мудрой старости , долголетию

Культ беззаботной молодости , короткая старость, попытка обойти инициации, заменив их «новым опытом», ощущениями , экстазом, алкоголем и наркотиками…

Смерть – в центре жизни : жизнь у погребений, религиозные церемонии, поминание мертвых.

Смерть – выносена за скобки , о ней не говорят и не вспоминают до ее прихода.

Направленность жизни – долг , жизнь «как жили отцы», приближение к предкам , разделение их жизни

Инфантильность и эгоцентризм, атомизм, потребленчество

Чувства ( связаны с ценностями, убеждениями, опытом личности ) Эмоции ( чистая физиология: количественная мера возбуждения и удовольствия ) В образовании – акцент на воспитании  – передаче молодому человеку ценностей и норм, чтобы он интериоризировал их, воспринял их « как свои » , а дальше – сам учил себя и других... Образование и воспитание становятся дрессировкой : логарифмы, английский, ЕГЭ. Воспитание –  воспринимается как навязывание внешних искусственных норм , внешней вежливости, лицедейства. Общество полно запретов  –  воспринимаемых не внешним, а внутренним образом ( человек понимает, что и почему нельзя ) . Они оберегают человека от разрушения. « Аристократ – это тот, кому ничего нельзя » . Н.А. Бердяев Запреты воспринимаются внешним образом –  все они – плохи, это – условность. Их надо преодолеть ради самовыражения, «поиска себя», « свободы выбора » , для приобретения « нового опыта » , Итог –  мещанство и пошлость жизни .

Чувства ( связаны с ценностями, убеждениями, опытом личности )

Эмоции ( чистая физиология: количественная мера возбуждения и удовольствия )

В образовании – акцент на воспитании – передаче молодому человеку ценностей и норм, чтобы он интериоризировал их, воспринял их « как свои » , а дальше – сам учил себя и других...

Образование и воспитание становятся дрессировкой : логарифмы, английский, ЕГЭ. Воспитание – воспринимается как навязывание внешних искусственных норм , внешней вежливости, лицедейства.

Общество полно запретоввоспринимаемых не внешним, а внутренним образом ( человек понимает, что и почему нельзя ) . Они оберегают человека от разрушения.

« Аристократ это тот, кому ничего нельзя » . Н.А. Бердяев

Запреты воспринимаются внешним образом – все они плохи, это – условность. Их надо преодолеть ради самовыражения, «поиска себя», « свободы выбора » , для приобретения « нового опыта » ,

Итог – мещанство и пошлость жизни .

Тенденция «идти по легкому пути» приводит со временем и к разрушению биологического ядра… Поразительно, что эта тенденция приводит в конце концов к постепенному разрушению даже «внутренней обезьяны» в нас: внешней активности и жизнерадостности, желания общаться и играть, заботиться о детях и о членах своего рода, вести групповую борьбу и т.д. Оберегается только «последнее убежище» - свое «Я», его телесный и душевный комфорт… Человеку не удается вернуться к своему прежнему обезьяньему естеству…

Тенденция «идти по легкому пути» приводит со временем и к разрушению биологического ядра…

Поразительно, что эта тенденция приводит в конце концов к постепенному разрушению даже «внутренней обезьяны» в нас: внешней активности и жизнерадостности, желания общаться и играть, заботиться о детях и о членах своего рода, вести групповую борьбу и т.д.

Оберегается только «последнее убежище» - свое «Я», его телесный и душевный комфорт…

Человеку не удается вернуться к своему прежнему обезьяньему естеству…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс