СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Относительные прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные»

Цель урока: повторить и закрепить имеющиеся сведения о разрядах имен прилагательных.

Планируемые результаты:

предметные:  научиться отличать относительные прилагательные от других разрядов;                                                                                               метапредметные: развитие умения применять знания на практике; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности;                                                                         личностные:  воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.                                                                           

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, РМ.

Просмотр содержимого документа
«Относительные прилагательные»

Урок № 55

Класс: 6А, 6Г-10.12. 6Б – 13.12. 6В – 14.12.2021

Тема: «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные»

Цель урока: повторить и закрепить имеющиеся сведения о разрядах имен прилагательных.

Планируемые результаты:

предметные: научиться отличать относительные прилагательные от других разрядов; метапредметные: развитие умения применять знания на практике; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; личностные: воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, РМ.

ХОД УРОКА


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Словарный диктант.

Пол-ананаса, полбанана, полвосьмого, полгода, пол-Греции, полдень, полдороги, пол-игры, пол-лавки, пол-листа, пол-литра, поллитровка, пол-Минска, полночный, полночь, пол-Нью-Йорка, пол-оборота, пол-одиннадцатого, полпорции, полсапожки, полслова, полсотни, полстолицы, полстолька, полча­са, пол-Одессы, полшага, пол-юрты, пол-ягодника.

Самостоятельная работа в взаимопроверкой.

  1. Проверка усвоения материал прошлого урока

Расскажите об имени прилагательном, о разрядах прилагательных.

Анализируют, отвечают

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради.

  1. Физминутка

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три! 

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

  1. Актуализация опорных знаний и умений

Графический разбор предложения, схема, части речи

С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

Морфемный разбор слов:

Пришкольный, писатель, обработка.

Двое работают у доски.

Класс – в тетради.

Двое работают у доски.

  1. Мотивация

Относительные имена прилагательные – Особы весьма очаровательные. Материя, количество, место нахождения, Вес, длина и мера – вот их значения. Краткой формы у них не отыскать, Степеней сравнения к ним не подобрать, Антонимов никогда к ним нельзя подыскать, И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.

Выписывают признаки относительных прилагательных в тетрадь.

  1. Работа над темой.

Работа с учебником (§42, стр. 8-11).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета по:

1. Материалу (медный таз)

2. Количеству (двухэтажный дом)

3. Место нахождения (речной порт, степной ветер)

4. Времени (январские морозы)

5. Назначению (стиральная машина)

6. Весу, длине, мере (метровая палка)

Читают вслух материал параграфа.


Кратко конспектируют в тетрадь.


Преобразуют в другое словосочетание.

ЗАПИСЫВАЕМ:

Железная дверь – дверь из железа,

литровая банка – банка, вмещающая 1 литр,

домашнее животное – животное, которое находится дома,

большой дом - ???

Словосочетания сущ.+ относ. прил. МОЖНО заменить другим словосочетанием, качественное – нельзя!

  1. Система закрепительных упражнений .

Упр 314, 313

  1. Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание, оценивание

Изучить §42, выполнить упражнение 312

Запись в дневник.




































Определить разряд прилагательного.

Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Работа по цепочке с объяснением.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание. Записываем прилагательные, определяем разряд, доказываем свое мнение.

Деревянный, ситцевый (платок), зимние (игры), дневное (обучение), привокзальная (площадь), двойная (ошибка), точильный (станок), швейная (машинка), медный, золотое (кольцо).

Задание. Списать только относительные прилагательные.

Теплый, заячий, каменный (мост), мамин, алый, спортивная (обувь), вечерний (концерт), соломенная (кукла), большое (облако), сладкий чай, красивая кошка, собачий вой.

Коллективная работа с объяснением.

Задание. По ряду прилагательных нужно определить предмет.

Что это?

Большая или маленькая, алюминиевая, серебряная, чайная, столовая (ложка).

Кирпичный, каменный, высокий, двухэтажный, загородный (дом).

Зимний, теплый, радостный, праздничный, летний, воскресный (день).

Кленовый, березовый, желтый, зеленый, осенний (лист).

Ситцевое, льняное, легкое, летнее, мамино (платье).

Большое, домашнее, пушистое, красивое, ласковое (животное).

- А сами, ребята, можете привести примеры?

Задание. Описать предмет, используя только относительные прилагательные.

Пирамиды, ложка, листья, платье, берег.

Задание. Конкурс «Кто больше?» Делим класс на три команды. Задание: кто больше придумает и назовет относительных прилагательных по определенному признаку:

1) материал (деревянный, железный, ситцевый, льняной, пшеничный, стальной и т.д.)

2) место (речной, морской, степной, подвальный, городской и т.д.)

3) время (зимний, летний, осенний, вчерашний, июньский и т.д.)

Вывод


Относительные прилагательные:

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Составляют самостоятельно.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!