СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Относительные прилагательные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Относительные прилагательные»

 

Цели урока:

  • учащиеся должны знать определение относительных прилагательных,

их значения, грамматические признаки;

  • различать качественные и относительные прилагательные;
  • развивать культуру речи учащихся, критическое и логическое мышление.

1. Оргмомент.

  • -Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
  • Улыбки подарим гостям!
  • К уроку готовы? Тогда - за работу!
  • Удачи желаю всем вам!

Ребята, сегодня пройдет урок по теме из раздела «Имя прилагательное». И мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в вашу школу.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Относительные прилагательные»»

Урок по теме «Относительные прилагательные»



Цели урока:

  • учащиеся должны знать определение относительных прилагательных,

их значения, грамматические признаки;

  • различать качественные и относительные прилагательные;

  • развивать культуру речи учащихся, критическое и логическое мышление.

1. Оргмомент.

  • -Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

  • Улыбки подарим гостям!

  • К уроку готовы? Тогда - за работу!

  • Удачи желаю всем вам!

Ребята, сегодня пройдет урок по теме из раздела «Имя прилагательное». И мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в вашу школу.

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.



…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.

Как прекрасна ……… роща!



Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету.

Объявляется розыск!





  • Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте?

  • (прилагательное)

  • Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.



  • Как прекрасна берёзовая роща! Получилось!!!

Сделаем вывод. Какова роль прилагательных в речи?

  • (делает нашу речь ярче и выразительнее)

  • Значит речь у нас пойдет о прилагательных





2.Проверка д.з. Недавно вы научились определять качественные прилагательные. Что обозначают качественные прилагательные?

  • Ответы детей.

Качественные прилагательные обозначают такой признак

( качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

Образуют степени сравнения.

Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.

От качественных прилагательных образуются сложные слова путем их повтора.



3.Работа по теме. А теперь найдите качественные прилагательные, образуйте от них краткую форму и запишите в тетрадь.



Чудесный день, зимний лес, холодный ветер, февральский мороз, легкая поземка, ночная буря, высокие деревья, снежные валы.

  • Можно ли образовать краткую форму от остальных прилагательных?

Синтаксический разбор предложения (Устно)




В сильный мороз весело трещат в печи березовые дрова.

 Выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени.

  • От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения?

У нас остались слова, от которых не образуются ни краткая форма, ни степени сравнения.

Зимний лес, февральский мороз, ночная буря, снежные валы,березовые дрова.

  • Новую тему определяют.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  • 1. Нет степеней сравнения,

  • 2. Обозначает материал, из которого сделан предмет:

  • стеклянный стакан - стакан из стекла,

  • 3. Обозначает пространственные, временные признаки:

  • сельская местность, зимний день,

4. Не имеют краткой формы,

5. Не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ. Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения.

  1. Старый, дуб, высокий, могучий.

  2. Вечерний, день, зимний.

  3. Чистый, утренний, воздух, свежий.

  4. Деревянная, ложка, серебряная.

Ребята, какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания? Сформулируйте цель нашего урока.

Решение учебной задачи

Задание 1. Замените выделенные выражения прилагательными, показывающими отношение предмета ко времени, к месту, а также указывающими на назначение предмета. Запишите их вместе существительными. При помощи каких суффиксов образованы эти прилагательные?

  1. Отношение ко времени.

Киносеанс, который бывает днем- дневной сеанс. Поезд. Который отправляется ночью. Каникулы, которые бывают весной. Гимнастика, которую делают утром. Морозы, которые бывают в январе.

  1. Отношение к месту.

Цветы, которые растут в комнате – комнатные цветы. Рыба, которая водится в море. Пастбище, которое расположено высоко в горах. Ягоды, которые растут в саду. Клуб, который находится в селе

  1. Назначение предмета.

Машина для перевозки грузов – грузовая машина. Поезд для перевозки пассажиров. Костюм для занятий спортом. Учебник для школы.

Сформулируйте вывод, что обозначает эти данные прилагательные.



Относительные имена прилагательные

Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей) и др.

Признаки эти не временные, а постоянные, поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным,  относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет) и т.д.

Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

Материал для наблюдений — упражнение 312, теоретический материал.

4.Упражнения по теме.*Запишите данные прилагательные, характеризующие предмет по материалу, по месту, по времени, по действию.

Деревянный, осенний, стеклянный, меховой, московский, вечерний, школьный, сегодняшний, стиральная, нагревательный.

* Выборочный диктант.

А теперь послушайте меня внимательно. Я сейчас продиктую имена прилагательные. Вы должны записывать в тетрадь только относительные прилагательные.



Синий, красный, белый, каменный, подводный, железный, морской, водяной, занимательный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, русский, английский, французский, китайский, прямоугольный, квадратный, круглый.

*А сейчас мы выполним задание, в котором мы должны распределить относительные прилагательные по группам: прилагательные времени, прилагательные материала, прилагательные места.

Прилагательные

времени

Прилагательные

места

Прилагательные

материала






Вчерашний, сегодняшний, каменный, железный, завтрашний, подводный, воздушный, небесный, земляной, оконный, металлический, резиновый, бумажный, целлофановый, прошлогодний, осенний, настольный, зимний, летний, напольный, весенний. * Допишите слово, отгадав зашифрованное мной слово. В нем

а) приставка, обозначающая «близость»,

б) корень от слова «берег» с неполногласием, последнюю букву корня поменяйте на согласную, с которой она чередуется,

в) суффикс прилагательного,

г) окончание прилагательного м.р. им. п. ед. ч. (прибрежный).

Задания для групп

Ребята, перед вами текст. Первая группа – читает и выполняет

задания. Вторая- выписывает качественные прилагательные. Третья- относительные прилагательны, четвертая – притяжательные прилагательные.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.


- Определите тип текста.

- Озаглавьте текст.

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? Относительные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний





5. Итог урока

— На сегодняшнем уроке мы изучили такой разряд имен прилагательных, как относительные прилагательные. Давайте вспомним, какие имена прилагательные называются относительными? (Относительными называются имена прилагательные, обозначающие такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени.)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

   Н. В. Гоголь

Изучайте русский язык, и только изучив его , вы сможете гордиться тем, что вы русский человек.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!