МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СКАЛИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Разработка урока по
математике в 6 классе по теме:
«Отрицательные целые числа»
Подготовила
учитель математики:
Абляметова Нияр Сияровна
2021—2022 уч.г.
Тема: «Отрицательные целые числа».
Цель урока: Формирование понятия положительного и отрицательного чисел с навыком работы на координатной прямой.
Задачи:
- обучающие: “открыть” множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой, ввести обозначение отрицательных чисел, научить применять их при решении задач межпредметного характера, анализировать и систематизировать знания об изученных числах
- развивающие: учить анализировать собственные умения, причины затруднений при выполнении задания, находить новые способы решения (выдвигать “гипотезы”), развивать способности к оценке продуктивности собственной деятельности
- воспитательные: развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету
Формирование УУД:
Предметные: развивать вычислительные навыки, формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы:
деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии
Необходимое техническое оборудование: компьютер , проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, наглядное пособие (термометр из картона)
Ход урока:
1. Организационный момент:
--проверить подготовленность учащихся к уроку;
--приветствие;
- Китайская мудрость гласит:
Если не видишь, взойди на гору;
если не понимаешь, спроси у старшего.
Давайте сегодня, ребята, не будем стесняться
спрашивать то, что мы не понимаем.
2. Актуализация опорных знаний и умений. Мотивация к учебной деятельности.
1. Постановка учебной проблемы.
Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Числа правят миром». Мы с вами живем в этом мире чисел и учимся работать с разными числами.
- Какие числа нам уже известны к сегодняшнему уроку (натуральные числа, обыкновенные дроби)?
- Распределите известные вам числа по группам(заранее записаны на доске):
–24; 21;
; 0; -15; 6;
;–12; 27;
; –1
- Ребята, какие числа, мы оставили? (0, и числа со знаком минус). Итак, вы догадываетесь о чем мы сегодня будем говорить? Как назовем тему урока?
-Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как узнать, насколько тепло или холодно на улице ? С помощью какого прибора? Как расположены числа на нем?
2. Работа по учебнику.
а) Какую температуру показывает термометр на рис.28? (70);
б) Если температура понизится на 40, сколько градусов покажет термометр? (30);
в) А если понизится на 70, то термометр покажет? (00);
г) Если же понизится на 80, то на термометре мы увидим…(-10).
3. Но как мы запишем с помощью натуральных чисел и нуля результат вычитания 7-8 ?
3. Изучение нового материала.
В натуральном ряду это невозможно. Поэтому возникает необходимость расширить ряд чисел.
1.Расширение понятия числа.
Итак, запишем натуральный ряд чисел: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,……..(N).
Добавим к натуральному ряду число 0 –получим ряд целых неотрицательных чисел: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,…(Z+).
Чтобы действие 7-8 стало выполнимым, расширим ряд неотрицательных целых чисел: ….,-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,6,7, … .Полученный ряд чисел называют рядом целых чисел (Z).
2. Практическая работа.
А) Начертите горизонтальную прямую, укажите направление;
Б) Отметьте на ней точку О (примерно посередине).
Будем называть эту точку начало отсчёта;
В) Выберите единичный отрезок (одну или две клетки)
и отложите вправо и влево от начала отсчета несколько единичных отрезков;
Г) Под каждой точкой подпишите соответствующее число.
Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками)
Как выйти из этого затруднения?
В математике принято правило: числа, которые идут влево от начала отсчета, записывают со знаком минус , а у чисел, идущих вправо от начала отсчета --можно плюс опустить.
3. Понятие координатной прямой.
Итак, справа от нуля расположены натуральные или целые положительные числа. Слева от нуля---целые отрицательные. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Итак, прямая, с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой (числовой осью).
Числовую ось обычно располагают горизонтально или вертикально. Если координатная прямая расположена вертикально, то направление вверх от начала отсчёта обычно считают положительным, а вниз от начала отсчёта — отрицательным. Стрелкой указывают положительное направление.
4. Примеры.
Как вы думаете, где в жизни, на практике используются отрицательные числа? Приведите примеры.
Да, отрицательные числа используют для обозначения различных величин, таких как: температура (ниже нуля), расход — то есть отрицательный доход, глубина — отрицательная высота и другие.
4. Закрепление нового материала.
1.Фронтальный опрос учащихся:
--как получить ряд целых чисел?;
--как называют числа, расположенные справа от 0?;
--как называют числа, расположенные слева от 0?;
--чем является число 0?.
2.Игра «Угадай-ка».
Учитель показывает учащимся поочередно карточки с целыми числами. Учащиеся угадывают, как они расположены (справа или слева от нуля), какие они—положительные или отрицательные.
3.Физкультминутка.
4.Математический диктант с взаимопроверкой .
Используя знаки «+» и «--« запишите:
1)30 тепла; 2)70 мороза; 3)150 выше нуля; 4) 260 тепла; 5)90ниже нуля; 6)110 выше нуля; 7)00; 8)Самое низкое место поверхности суши – побережье Мертвого моря 402 м; 9)Самый высокий действующий вулкан – Килиманджаро 5895 м; 10)Самое древнее и самое глубокое озеро – Байкал 1620 м; 11)Самая низкая отметка на территории России – Прикаспийская низменность 28 м; 12)выигрыш 10 очков; 13)расход 2354 рубля.
5.Работа по группам (раздается материал с заданиями)
1)Сколько целых чисел расположено правее числа 3, но левее числа 15?а)18;б)15;в) таких чисел нет; г) другой ответ;
2)Сколько целых чисел расположено правее числа -5, но левее числа 14?а)17;б)19;в)15;г) другой ответ;
3)Кузнечик может прыгнуть с любого целого числа на соседнее. Какое наименьшее количество прыжков ему надо совершить, чтобы с числа -5 попасть на число 17?а)23;б)22;в)21;г)другой ответ.
6. Решение задач на вычисления с помощью ряда целых чисел.
а)Вывешивается термометр из картона и предлагается задача:
Температура воздуха вечером составляла 20 тепла, а к 6 ч утра она понизилась на 50. Какой стала температура воздуха в 6 ч утра?
Ответ:-30.
б) Работа с проектором
Вычислите с помощью ряда целых чисел на координатной прямой (на экране):
а)-3+2 …,-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,…;
б)2-4 …,-4,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,…;
в)4-4 …,-3,-2,-1,0,1,2,3,4,5,…;
г)-7+5 …,-8,-7,-6,-5,-4,-3,-2,-1,0,1,2,….
7.Математическая сказка «Оценка».
На аккуратно начерченной числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и число нуль. Председателем единогласно был избран нуль. Он и стал первым держать речь: «Уважаемые числа! Мы собрались здесь для того, чтобы произвести оценку нашим действиям. Я должен отметить, хотя может это и нескромно, что от меня ведется отсчет всех чисел, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня расположены числа положительные. Ничего отрицательного о них не скажешь. Слева--- числа отрицательные. Да, в жизни плохо быть отрицательным, но нам в математике часто без них не получить положительный ответ. Всяческого одобрения заслуживает модуль, который всегда неотрицательный».
Сидят теперь числа и раздумывают: «А что стоит оценка нуля?».
5. Постановка домашнего задания.
1.Придумать свою сказку по теме;
2.Выписать с Интернета, либо из газет температуру воздуха в десяти городах России дневную и ночную из разных регионов;
3.№205, №206.
6. Подведение итогов урока :
1.Выводы,суждения;
2.Оценивание учащихся.
7. Рефлексия.
Ребята, выбирают начало фразы из экрана на доске :
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…