Особенности оценивание знаний и умений учащихся по физике
Выставление отметок в журнал.
Отметка за устный ответ выставляется в конце урока, за письменные работы на следующий урок после выполнения работы.
При неудовлетворительной отметке по письменным проверочным и лабораторным работам обучающимся даётся возможность её пересдать в течение двух недель.
Отметки за контрольную работу выставляются в журнал на следующий урок после контрольной работы. Отметку «2», полученную на контрольной работе, обучающийся может исправить в течение двух недель после объявления результатов контрольной работы. В течение этого времени отметка «2» в журнал не выставляется. Отметка в журнале по теме КР должна быть выставлена в течение 2-х недель по факту выполнения работы, дата которой зафиксирована в тетради для контрольных работ.
Ученику, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на тематический контроль, отметка выставляется в журнал по соглашению с учащимся.
Отметка может быть выставлена за ответ обучающемуся, который отсутствовал на предыдущем уроке, в случае если урок приходится не на первый день его пребывания в школе после отсутствия.
При необходимости пропущенные темы можно сдать в течение двух недель. Отметка в журнале должна быть поставлена по факту пересдачи, дата выполнения которой зафиксирована в тетрадях для проверочной, лабораторной или контрольной работ.
За творческие работы учащихся (презентации, проекты, доклады) выставляются только положительные отметки.
Критерии выставления отметок за четверть (полугодие, год).
Оценка за четверть (полугодие, год) выставляется «в пользу ученика» с учётом «веса оценки» (контрольная работа и самостоятельная работа имеют больший вес, чем устный ответ или работа у доски). Отметка за четверть (полугодие) выставляется на основе текущих отметок за устные ответы, лабораторные и письменные работы. Отметки за контрольные и самостоятельные работы учитываются при выставлении четвертных (полугодовых, годовых) отметок в первую очередь.
Отметка «5» не может быть выставлена в четверти (полугодии), если обучающийся имеет за контрольную работу «3» или «2»; отметка «4» не может быть выставлена, если за контрольную работу получена отметка «2» .
Отметка «5» может быть выставлена за полугодие (четверть), если обучающийся за устный ответ получил «3» как единичный случай при большинстве текущих отметок «5».
Отметка «4» может быть выставлена за полугодие (четверть), если обучающийся за устный ответ получил «2» как единичный случай при большинстве текущих отметок «4» и «5».
Если, при выставлении отметок в четверти (полугодии), у обучающегося поровну отметок «3» и «4», или же «5» и «4», или же «2» и «3» и нет возможности его опросить, то отметка ставится в пользу учащегося.
Формы письменных работ.
Таблица 1
№ п/п | Форма/цель | Время | Описание |
1 | Диктант · контроль усвоения текущего материала; · выявление готовности к восприятию нового материала; · проверка домашнего задания. | 10 мин | Проводится: · в начале урока; · 2 варианта. Текст вопросов: · простой, лаконичный; · легко воспринимаемый на слух; · требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.). Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем). |
2 | Самостоятельная работа · контроль усвоения текущего материала; · закрепление изученного материала; · выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала); · выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации. | 10–20 мин | Проводится: · в начале урока или в конце урока; · 2 варианта; · без вариантов, общая для всех. Задания для работы: · из задачника номера задач, аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения; · задача с развивающимся содержанием; · текст, составление таблиц (заготовки); · текст, составление кластера; · текст, составление графа или СЛС, ОК, ментальной карты. |
3 | Практическая работа · закрепление теоретических знаний; · отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление); · отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и т. п.); · отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.). | 10–20 мин | Проводится: · на любом этапе урока, кроме начала урока; · возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа. Задания для работы: · одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения; · разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения. |
4 | Лабораторная работа · закрепление знаний; · открытие нового знания; · знание правил и процедур прямых измерений физических величин; · знание правил и процедур косвенных измерений физических величин; · умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики; · умение применять знания в новой ситуации. | 30–45 мин | Проводится: · на любом этапе урока, кроме начала урока; · возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа. Задания для работы: · работа по готовой инструкции; · работа по инструкции, разработанной коллективно; · работа по инструкции, разработанной в группе; · работа по инструкции, разработанной в паре; · одно задание на одинаковом оборудовании; · одно задание на разном оборудовании. |
5 | Тест · выявление знаний и умений по текущему материалу; · выявление остаточных знаний и умений; · позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях; · позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном. | 10–15 мин | Проводится: · в любой промежуток времени на уроке; · по вариантам; Задания для работы: · открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов; · на соответствие, с записью ответа в виде числового кода; · на установление изменения физических величин, характеризующих процесс. |
| Контрольная работа · позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения. | 45 мин | Проводится: · с начала урока; · по вариантам. Задания для работы: · задания базового минимума; · задания на связи изученного материала внутри темы; · задания на связи изученного материала с ранее изученными темами; · задания творческого характера. |
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ):
КИМ составляются на основе кодификатора ОГЭ и ЕГЭ;
КИМ составляются в соответствие с обобщённым планом;
количество заданий в обобщённом плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА (ОГЭ; ЕГЭ);
Для каждого КИМ в каждом классе предусмотрена пояснительная записка, шкала перевода в отметку.
Примечание: если контрольная составлена с классическим набором задач разных видов, то оценивается по классическим критериям (см. выше).
Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)
Отметка «5». Ответ содержит 90-100%элементов знаний.
Отметка «4». Ответ содержит 70-89% элементов знаний.
Отметка «3». Ответ содержит 50-69% элементов знаний.
Отметка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся по физике по критериям.
ПРЕАМБУЛА. Некоторые подходы к разработке системы критериального оценивания предметных знаний и умений обучающихся.
Успех преподавания физики зависит не только от грамотного и интересного изложения учителем учебного материала, от умело производимого эксперимента, от полноценной самостоятельной деятельности обучающихся, но и от правильно организованного учёта и проверки знаний, умений и всей работы обучающихся.
Учитель должен совершенно отчётливо представлять себе, какие предметные знания и умения должны приобрести его ученики по каждой теме. Тогда он сможет сформулировать и предъявить учащимся чёткое описание требований к их знаниям и умениям. Анализируя каждую тему, учитель устанавливает основные вопросы, по которым ученики должны иметь точные и прочные знания, и менее важные вопросы, по которым достаточно иметь только представление. Сориентироваться в этих вопросах сегодня несложно, достаточно воспользоваться кодификатором ОГЭ или ЕГЭ и программой реализуемого курса физики.
В любом случае учёту подлежат предметные знания и умения, а также метапредметные умения и общее развитие школьников.
Если иметь в виду предметные знания и умения, то учёт охватывает (в объеме программы) следующие знания и умения (табл. 2).
Таблица 2
Предметные знания и умения по физике
Знание… | Умение… |
основных фактов | описать физические явления |
основных физических законов | объяснять физические законы |
основных понятий и физических терминов | · давать точные определения понятий и терминов; · пользоваться физической терминологией |
· буквенных обозначений физических величин; · основных формул, определяющих физические величины и выражающих физические законы | - пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей. |
названий, устройства и принципа действия основных физических приборов и другого физического оборудования | · обращаться с физическими приборами и оборудованием; · проводить основные физические измерения (прямые и косвенные); · ставить несложные физические эксперименты. |
| · производить несложные математические операции; · проводить расчеты на основе изученных формул; · решать физические задачи |
· применять физические закономерности для объяснения явлений природы; · применять физические закономерности для объяснения действия устройств и установок большой и малой техники. |
применять знания в области основных физических теорий к объяснению отдельных явлений и законов |
работать с учебником (учебным текстом); |
оформлять все виды работ и ответов (записи, рисунки, схемы, графики и т. п.) |
Основные представления… |
· о материальности мира, его познаваемости; · процессе развития науки; · историческом развитии физических знаний; · роли физики в общем историческом развитии человеческой цивилизации; · роли физики в развитии других областей человеческого знания (естественные науки, медицина, техника и пр.) |
Виды и формы контроля.
Для оценки предметных учебных достижений обучающихся используется:
| Формы контроля |
Входной, промежуточный и итоговый контроль | В виде диагностических административных срезов и КР по плану школы |
Тематический контроль (в виде контрольных и проверочных работ). | Контрольные работы по темам: 1. Магнитное поле. 2. Электромагнитная индукция. 3. Электромагнитные колебания и волны. 4. Световые волны. 5. Световые кванты. 6. Физика атома и атомного ядра. |
3. Текущий контроль(индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание) Примечание: отметки в журнал за тестовые, диагностические и самостоятельные работы, физические диктанты, а также за все указанные виды работ во второй графе таблицы выставляются выборочно. | -УО-устные ответы учащихся -ФД-физические диктанты -ТТкод – тематический тест в соответствии с кодификатором -РТ – распределительный тест (задания части В) -ТВО – тест с выбором ответа (альтернативный) -ТС – тест самопроверки -ТРК – тест рубежного контроля (после изучения раздела) -ТКомп – тест с применением комьютера -ТИнет – тест с использованием интернет -ДР – диагностическая работа (проверка достижений планируемых результатов на базовом уровне сложности, коррекция) СП – самопроверка СК – самоконтроль (самооценка) ВП – взаимопроверка РУ – работа с учебником ОК – опорный конспект СОК – свой опорный конспект (своя опора) МК/СЛК – ментальная карта/структурно-логический конспект СР – самостоятельная работа ДСР – домашняя самостоятельная работа ДПР – домашняя практическая работа (опыт, модель, прибор…) РК – работа по карточкам РМср – раздаточный материал для СР в классе и дома ТекстФС –текст физического содержания -Презетации, сообщения, доклады, проекты |