СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание знаний и умений учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оценивание знаний и умений учащихся на уроках физики»

Особенности оценивание знаний и умений учащихся по физике

Выставление отметок в журнал.



  • Отметка за устный ответ выставляется в конце урока, за письменные работы на следующий урок после выполнения работы.



  • При неудовлетворительной отметке по письменным проверочным и лабораторным работам обучающимся даётся возможность её пересдать в течение двух недель.



  • Отметки за контрольную работу выставляются в журнал на следующий урок после контрольной работы. Отметку «2», полученную на контрольной работе, обучающийся может исправить в течение двух недель после объявления результатов контрольной работы. В течение этого времени отметка «2» в журнал не выставляется. Отметка в журнале по теме КР должна быть выставлена в течение 2-х недель по факту выполнения работы, дата которой зафиксирована в тетради для контрольных работ.



  • Ученику, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на тематический контроль, отметка выставляется в журнал по соглашению с учащимся.



  • Отметка может быть выставлена за ответ обучающемуся, который отсутствовал на предыдущем уроке, в случае если урок приходится не на первый день его пребывания в школе после отсутствия.



  • При необходимости пропущенные темы можно сдать в течение двух недель. Отметка в журнале должна быть поставлена по факту пересдачи, дата выполнения которой зафиксирована в тетрадях для проверочной, лабораторной или контрольной работ.

  • За творческие работы учащихся (презентации, проекты, доклады) выставляются только положительные отметки.



Критерии выставления отметок за четверть (полугодие, год).

  • Оценка за четверть (полугодие, год) выставляется «в пользу ученика» с учётом «веса оценки» (контрольная работа и самостоятельная работа имеют больший вес, чем устный ответ или работа у доски). Отметка за четверть (полугодие) выставляется на основе текущих отметок за устные ответы, лабораторные и письменные работы. Отметки за контрольные и самостоятельные работы учитываются при выставлении четвертных (полугодовых, годовых) отметок в первую очередь.

  • Отметка «5» не может быть выставлена в четверти (полугодии), если обучающийся имеет за контрольную работу «3» или «2»; отметка «4» не может быть выставлена, если за контрольную работу получена отметка «2» .

  • Отметка «5» может быть выставлена за полугодие (четверть), если обучающийся за устный ответ получил «3» как единичный случай при большинстве текущих отметок «5».

  • Отметка «4» может быть выставлена за полугодие (четверть), если обучающийся за устный ответ получил «2» как единичный случай при большинстве текущих отметок «4» и «5».

  • Если, при выставлении отметок в четверти (полугодии), у обучающегося поровну отметок «3» и «4», или же «5» и «4», или же «2» и «3» и нет возможности его опросить, то отметка ставится в пользу учащегося.

Формы письменных работ.

Таблица 1




п/п

Форма/цель

Время

Описание

1

Диктант 
 
·      контроль усвоения текущего материала;
·      выявление готовности к восприятию нового материала;
·      проверка домашнего задания.

10 мин

Проводится:
·      в начале урока;
·      2 варианта.
Текст вопросов:
·      простой, лаконичный;
·      легко воспринимаемый на слух;
·      требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.).
Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем).

2

Самостоятельная работа
 
·      контроль усвоения текущего материала;
·      закрепление изученного материала;
·      выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала);
·      выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации.

10–20 мин

Проводится:
·      в начале урока или в конце урока;
·      2 варианта;
·      без вариантов, общая для всех.
Задания для работы:
·      из задачника номера задач, аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения;
·      задача с развивающимся содержанием;
·      текст, составление таблиц (заготовки);
·      текст, составление кластера;
·      текст, составление графа или СЛС, ОК, ментальной карты.

3

Практическая работа
 
·      закрепление теоретических знаний;
·      отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
·      отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и т. п.);
·      отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.).

10–20 мин

Проводится:
·      на любом этапе урока, кроме начала урока;
·      возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
·      одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения;
·      разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения.

4

Лабораторная работа
 
·      закрепление знаний;
·      открытие нового знания;
·      знание правил и процедур прямых измерений физических величин;
·      знание правил и процедур косвенных измерений физических величин;
·      умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики;
·      умение применять знания в новой ситуации.

30–45 мин

Проводится:
·      на любом этапе урока, кроме начала урока;
·      возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
·      работа по готовой инструкции;
·      работа по инструкции, разработанной коллективно;
·      работа по инструкции, разработанной в группе;
·      работа по инструкции, разработанной в паре;
·      одно задание на одинаковом оборудовании;
·      одно задание на разном оборудовании.

5

Тест 
 
·      выявление знаний и умений по текущему материалу;
·      выявление остаточных знаний и умений;
·      позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
·      позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном.

10–15 мин

Проводится:
·      в любой промежуток времени на уроке;
·      по вариантам;
Задания для работы:
·      открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов;
·      на соответствие, с записью ответа в виде числового кода;
·      на установление изменения физических величин, характеризующих процесс.

 

Контрольная работа
 
·      позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения.

45 мин

Проводится:
·      с начала урока;
·      по вариантам.
Задания для работы:
·      задания базового минимума;
·      задания на связи изученного материала внутри темы;
·      задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
·      задания творческого характера.
 





Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ):

  • КИМ составляются на основе кодификатора ОГЭ и ЕГЭ;

  • КИМ составляются в соответствие с обобщённым планом;

  • количество заданий в обобщённом плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;

  • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;

  • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА (ОГЭ; ЕГЭ);

  • Для каждого КИМ в каждом классе предусмотрена пояснительная записка, шкала перевода в отметку.

Примечание: если контрольная составлена с классическим набором задач разных видов, то оценивается по классическим критериям (см. выше).



Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)

Отметка «5». Ответ содержит 90-100%элементов знаний.

Отметка «4». Ответ содержит 70-89% элементов знаний.

Отметка «3». Ответ содержит 50-69% элементов знаний.

Отметка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.



Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся по физике по критериям.

ПРЕАМБУЛА. Некоторые подходы к разработке системы критериального оценивания предметных знаний и умений обучающихся.

Успех преподавания физики зависит не только от грамотного и интересного изложения учителем учебного материала, от умело производимого эксперимента, от полноценной самостоятельной деятельности обучающихся, но и от правильно организованного учёта и проверки знаний, умений и всей работы обучающихся.
Учитель должен совершенно отчётливо представлять себе, какие предметные знания и умения должны приобрести его ученики по каждой теме. Тогда он сможет сформулировать и предъявить учащимся чёткое описание требований к их знаниям и умениям. Анализируя каждую тему, учитель устанавливает основные вопросы, по которым ученики должны иметь точные и прочные знания, и менее важные вопросы, по которым достаточно иметь только представление. Сориентироваться в этих вопросах сегодня несложно, достаточно воспользоваться кодификатором ОГЭ или ЕГЭ и программой реализуемого курса физики.
В любом случае учёту подлежат предметные знания и умения, а также метапредметные умения и общее развитие школьников.
Если иметь в виду предметные знания и умения, то учёт охватывает (в объеме программы) следующие знания и умения (табл. 2).

Таблица 2

Предметные знания и умения по физике

Знание…

Умение…

основных фактов

описать физические явления

основных физических законов

объяснять физические законы

основных понятий и физических терминов

·           давать точные определения понятий и терминов;
·           пользоваться физической терминологией

·           буквенных обозначений физических величин;
·           основных формул, определяющих физические величины и выражающих физические законы

- пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей.

названий, устройства и принципа действия основных физических приборов и другого физического оборудования

·           обращаться с физическими приборами и оборудованием;
·           проводить основные физические измерения (прямые и косвенные);
·           ставить несложные физические эксперименты.

 

·           производить несложные математические операции;
·           проводить расчеты на основе изученных формул;
·           решать физические задачи

·           применять физические закономерности для объяснения явлений природы;
·           применять физические закономерности для объяснения действия устройств и установок большой и малой техники.

применять знания в области основных физических теорий к объяснению отдельных явлений и законов

работать с учебником (учебным текстом);

оформлять все виды работ и ответов (записи, рисунки, схемы, графики и т. п.)

Основные представления…

·         о материальности мира, его познаваемости;
·         процессе развития науки;
·         историческом развитии физических знаний;
·         роли физики в общем историческом развитии человеческой цивилизации;
·         роли физики в развитии других областей человеческого знания (естественные науки, медицина, техника и пр.)





Виды и формы контроля.

Для оценки предметных учебных достижений обучающихся используется:


Формы контроля

  1. Входной, промежуточный и итоговый контроль


В виде диагностических административных срезов и КР по плану школы

  1. Тематический контроль

(в виде  контрольных и проверочных работ).


Контрольные работы по темам:



1. Магнитное поле.

2. Электромагнитная индукция.

3. Электромагнитные колебания и волны.

4. Световые волны.

5. Световые кванты.

6. Физика атома и атомного ядра.
















3. Текущий контроль(индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание)



Примечание: отметки в журнал за тестовые, диагностические и самостоятельные работы, физические диктанты, а также за все указанные виды работ во второй графе таблицы выставляются выборочно.

-УО-устные ответы учащихся

-ФД-физические диктанты



-ТТкод – тематический тест в соответствии с кодификатором

-РТ – распределительный тест (задания части В)

-ТВО – тест с выбором ответа (альтернативный)

-ТС – тест самопроверки

-ТРК – тест рубежного контроля (после изучения раздела)

-ТКомп – тест с применением комьютера

-ТИнет – тест с использованием интернет

-ДР – диагностическая работа (проверка достижений планируемых результатов на базовом уровне сложности, коррекция)



СП – самопроверка

СК – самоконтроль (самооценка)

ВП – взаимопроверка

РУ – работа с учебником

ОК – опорный конспект

СОК – свой опорный конспект (своя опора)

МК/СЛК – ментальная карта/структурно-логический конспект

СР – самостоятельная работа

ДСР – домашняя самостоятельная работа

ДПР – домашняя практическая работа (опыт, модель, прибор…)

РК – работа по карточкам

РМср – раздаточный материал для СР в классе и дома

ТекстФС –текст физического содержания





-Презетации, сообщения, доклады, проекты