Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе на уроках изобразительного искусства.
Черкасова Наталья Викторовна
Учитель ИЗО высшей категории
МАОУ СОШ № 99 Краснодар
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».
Важным аспектом проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО является существующий подход к оцениванию только через конечный продукт ‑ рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству. То есть, учитель проставляет отметку в конце урока ученику только на основе анализа выполненного им рисунка, что влечет за собой необъективность всей выполняемой им деятельности на уроке. Такие расхождения в оценивании работ учащихся не позволяют отследить качество выполняемых работ и личностный рост учащегося.
Оценка достижения
планируемых результатов
ЧАСТЬ 1
- Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
- Измерительные материалы для итоговой оценки
- Общие подходы Русский язык Математика Итоговые комплексные работы на межпредметной основе
- Общие подходы
- Русский язык
- Математика
- Итоговые комплексные работы на межпредметной основе
ЧАСТЬ 2
- Литературное чтение
- Иностранный язык (английский)
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Технология
- Физическая культура
Для достижения планируемых результатов используются задания:
Базового уровня
Повышенного уровня сложности
Комплексные задания
Задания базового уровня
Целенаправленно формируются
и отрабатываются в ходе учебного процесса со всеми учащимися
Задания повышенного уровня сложности
Успешность выполнения заданий повышенного
уровня во многом опирается не только
формируемые на уроках умения,
но и на имеющийся эстетический жизненный опыт и художественный кругозор, включая
знания из других предметов.
Комплексные задания
В зависимости от сформированности художественного опыта и
способностей выпускников могут быть выполнены учащимися
как на базовом, так и
на повышенном уровне.
Использование комплексных заданий и заданий различных уровней сложности дает возможность содержательно интерпретировать уровень развития художественной культуры учащихся.
Анализ результатов выполнения предлагаемой системы заданий поможет выявить темы, вызывающие трудности в усвоении того или иного материала.
Комплексный
уровень
Задание : создать выразительный образ
домашнего животного (например,
кошки) средствами того художественного
материала, который лучше всего
передаст замысел.
Критерии достижения планируемого результата :
1. художественный материал выбран соответственно замыслу ;
2. размещение фигуры на листе правильное ( размер фигуры и ее местоположение соответствуют размеру и формату листа) – для работы, выполненной на плоскости ;
3. форма, пропорции, пластика передают характер животного – для работы, выполненной в объеме ;
4. образ достаточно выразителен.
11121
1.11
Фамилия, класс__________________________
Задания базового уровня по изобразительному искусству
учащегося (-йся) 4 «» класса
1.Пейзажист – это:
1 – художник, пишущий портрет
2 – художник-график
3 – художник, пишущий пейзаж
2.Натюрморт – это:
1 – изображение архитектуры
2 – изображение живой природы
3 – изображение группы объектов с натуры
3.Пейзаж – это:
1 – изображение природы
2 – изображение человека в полный рост
3 – изображение каменных скульптур
4.Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
1 – Эрмитаж 3 – Лувр
2 – Третьяковская галерея 4 – Русский музей
5.Назови главный художественный музей своего региона . Запиши , где он находится.
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Количество баллов Отметка
Тестовые задания базового уровня для начальных классов.
1.Назови цвета радуги.
________________________________________________________________________________________________
2.Какая группа цветов основная:
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
д) оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Красный + синий =____________
Синий + жёлтый =_______________
Красный + жёлтый =_____________
4. Перечисли: тёплые цвета ______________________________________
холодные цвета _________________________________________________
5. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
6.Как называется картина, на которой изображается природа?
____________________
7. Изображение лица человека это – _________________________
8.Найдите соответствие:
1.Изображение человека 1.Архитектура
2.Изображение природы 2.Натюрморт
3.Проекты зданий 3. Портрет
4.Изображение «неживой природы» 4.Пейзаж
5.Украшение предметов 5. Скульптура
6.Лепка человека и животных 6. Дизайн (декор)
9. Подчеркните музеи изобразительного искусства :
Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Лувр, Русский музей
Задание базового уровня.
Перед вами картинки к русским сказкам, укажите номера иллюстраций, которые принадлежат Евгению Чарушину, великому художнику-иллюстратору .
1
2
3
4
5
6
- Задание повышенного уровня.
Создай мазками кисти цветовую гамму, включающую одновременно холодные и теплые цвета, переходящие друг в друга или контрастирующие, например:
«Костер в ночи», «Закат на море», «Снегири прилетели».
- Критерии достижения планируемого результата:
Правильно использован художественный материал; соединение теплых и холодных цветов составляет контрастную гамму в соответствии с выбранной темой.
- За что ставится оценка?
- За самостоятельно выполненную работу
- За активную работу на уроке
- За теоретические знания по предмету
- За достигнутые результаты по отношению к собственной деятельности
- Выставляя оценку, учитель оценивает не столько работу ребёнка, сколько результат собственной педагогической деятельности.
В результате анализа работы учитель получает возможность выделить группы учащихся:
- достигших базовый уровень освоения изобразительного искусства;
- достигших повышенного уровня освоения изобразительного искусства;
- достигших базовый уровень освоения изобразительного искусства, но не выделяющиеся творческим и оригинальным подходом к собственной художественной деятельности.
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Спасибо за внимание!