Теоретический семинар №1 « Роль учителя в формировании самооценки»
Тема:
«Оценивание и самооценивание
на уроках биологии»
Автор:
Данилова А.М.
Учитель биологии
Гимназия им. П.Казмалы
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников »
М.Барбер
Улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
- способности учеников к самооцениванию.
Цели обучения биологии
- формирование научной картины мира
- овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся
- подготовка их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы.
Проверка знаний….
- воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе
- позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении
- дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке
- позволяет учителю управлять процессом обучения.
- способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Оценка может выполнять несколько функций:
(для ученика, родителей и учителей)
- Управления обучением
- Воспитательное значение
- Терапевтическую деятельность
- Может выполнять и болезненную
Формы оценивания (критерии)
Сроки обучения
- Начальное оценивание
- Формативное оценивание
- Текущее оценивание
- Итоговое оценивание
Формы оценивания (критерии)
Способы обучения
- Устное оценивание
- Письменное оценивание
- Оценивание практики
- Оценивание в форме экзамена
- Конкурсы
Формы оценивания (критерии)
Оптимизации
оценивания
- Тесты
- В виде дискуссии
- С помощью ИКТ
Формы оценивания (критерии)
Агенты оценивания
- Внутреннее оценивание
- Внешнее оценивание
Формы оценивания (критерии)
Количество
проверяемой
информации
- Оценивание частями
- Суммативное/итоговое
Начальное оценивание реализуется через проверочные письменные работы – единственный метод оценки уровня начальной подготовки каждого ученика.
Формативное оценивание включает процесс формирования компетенций через обратную связь – конструктивную, позитивную и прогрессивную.
Например:
Цель: Ученик будет способен анализировать циклы развития у животных ( 9 кл. Модуль «Воспроизводство в живом мире)
Итем: На основании текста разбери цикл развития бабочки. Представь цикл соответствующими изображениями
Формы оценивания
-
Традиционные техники оценивания
Типы итемов
Итемы
ОБЪЕКТИВНЫЕ
Итемы
СУБЪЕКТИВНЫЕ
Итемы
ПОЛУОБЪЕКТИВНЫЕ
ТИПЫ ИТЕМОВ
Итемы
ОБЪЕКТИВНЫЕ
- С множественными ответами
- С двойным ответом
- Итемы пары
Итемы ОБЪЕКТИВНЫЕ
- Обведи кружком правильный ответ.
- Подземный видоизмененный побег картофеля:
- а) луковица
- б) клубень
- в) корневище
- Обведи В, если высказывание верно и Л – если оно ложно, если обвел Л – напиши правильный вариант на линии ниже.
- С помощью стрелок установи связь между понятиями колонки А с понятиями из колонки Б
ТИПЫ ИТЕМОВ
Итемы
ПОЛУОБЪЕКТИВНЫЕ
- С коротким ответом
- Дополнение
- Сложные вопросы
Итемы ПОЛУЮБЪЕКТИВНЫЕ
- Каковы способы размножения растений?
( половой и бесполый)
- Заполни пропущенные слова по смыслу.
Цветковые растения размножаются двумя способами:……………………….и……………………….
- Опиши половое поведение императорской стрекозы. Какие этапы включает? Каковы отличительные черты первой фазы? А второй? Каково значение третьей фазы?
ТИПЫ ИТЕМОВ
Итемы
СУБЪЕКТИВНЫЕ
- С короткими ответами несколькими фразами
- Тип решения проблемы
- Итемы в виде эссе
Итемы СУБЪЕКТИВНЫЕ
- Определите преимущества полового размножения.
- Один фермер решил выращивать клубнику.
Какие первые шаги он должен предпринять?
- Работы по уходу за картофелем
Размножение луковиц желтых нарциссов
Половое поведение домашней курицы
Формы оценивания
Оценивание с помощью компьютера предполагает использование тестов с двойным ответом, с множественными ответами или с коротким ответом.
Преимущества компьютера – быстрое оценивание правильности ответа, перспектива создания электронных портфолио уч-ся.
Используется на любых типах уроков и этапе урока.
-
Принцип индивидуальной направленности
- Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности.
- Школьник в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.
Лабораторная работа – оцениваются способности ученика применять определенные знания, владение умениями и практическими навыками.
Практическая работа – традиционная техника оценивания, в которой преобладает операцианальная реальная деятельность на основании последовательных действий, ведущих к определенному результату.
Формы оценивания
-
Нетрадиционные техники оценивания
Методы
ОЦЕНОЧНЫЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЛИСТЫ
РЕФЕРАТ
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОРТФОЛИО
САМООЦЕНИВАНИЕ
Главные характеристики оценивания, направленного на успех:
- Инициатива оценивания принадлежит ученику и направляется или нет учителем
- Анализ учеником собственных результатов изменений, учения, собственного прогресса
- Ученик обладает внутренней мотивацией для оценивания
- Оказывает положительное влияние на отношения ученик-учитель.
-
Спасибо за внимание !