Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9 г. Смоленск
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Оздоровительная гимнастика»
Направленность – спортивно-оздоровительная
Возраст обучающихся – 7-8 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Федюк К.Л.
учитель физической культуры
Смоленск, 2018 г
Содержание
Пояснительная записка 3
Ожидаемые результаты освоения программного материала 5
Учебно-тематический план 8
Содержание программы 8
Методическое обеспечение 9
Материально-техническое обеспечение 10
Список литературы 11
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка – интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменной двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Программа «Оздоровительная гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Рабочая программа «Оздоровительная гимнастика» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона « Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры. Составлена на основе Рабочей программы «Физическая культура» А.П. Матвеев. 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011г и Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. Москва: «Просвещение», 2011г. Программа рассчитана для обучающихся 1 классов на один учебный год, в объёме 33 ч (1 час в неделю). В программу внесены изменения по темам, часам, и результатам обучения и развития детей. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 35 минут ( соответствии с рекомендациям СанПиН).
Цель программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Расширение двигательных возможностей.
Компенсация дефицита двигательной активности детей.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Оздоровительная гимнастика» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБУ СОШ № 70.
Программа направлена на:
усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание занятий учебного материала с учетом особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенностью учебного процесса;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младшего школьного возраста, формирование их интересов к занятиям физическими упражнениями;
соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов (таблица 1).
Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Оздоровительная гимнастика»
Предмет | Интеграция с другими науками | Содержание программы |
История | История физической культуры | Олимпиада - беседа, рассказ, показ наглядного материала |
Природоведение | Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. Личная гигиена |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Правильное питание. Режим дня. |
Изобразительное искусство | Спорт и Я | Выставка рисунков. |
Физическая культура | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Жизненно важные передвижения человека сходства и различие | Комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток. Комплексы упражнений корригирующей гимнастики. Развитие физических способностей |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Выполнение упражнений, игровых заданий и подвижных игр под музыкальное сопровождение. |
Ожидаемые результаты освоения программного материала.
В результате освоения программного материала учащиеся 2 класса должны иметь
представления:
физической подготовленности человека;
о правилах ведения здорового образа жизни;
об основных гигиенических и этических нормах;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о технике безопасности и правилах бесконфликтного поведения на занятиях физической культурой;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно
воздействующие на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
выполнять комплексы дыхательных упражнений;
выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
самостоятельно проводить подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов её улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование этических признаков в движениях и передвижениях человека;
умение увидеть красоту телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
представление физической культуры как средства укрепления, физического развития и физической подготовки человека;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдением требований техники безопасности к местам проведения;
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Зачетные требования:
Тестирование теоретических знаний «Здоровый образ жизни».
Выполнение нормативов ОФП (таблица 2).
Результаты участия в итоговом празднике здоровья «Я выбираю здоровый образ жизни».
Таблица 2.
Показатели физической подготовленности
Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, кол-во раз | 12 - 11 | 10 - 9 | 8 - 7 | 10 - 9 | 8 - 7 | 6 - 5 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом коленей | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом коленей | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги прямые, кол-во раз за 30 сек | 12 | 11 - 7 | 6 | 12 | 11 - 7 | 6 |
Вис на время, сек | 60 | 59 - 30 | 29 - 0 | 60 | 59 - 30 | 29 - 0 |
Приседания, кол-во раз/мин | 38 | 36 | 34 | 36 | 34 | 32 |
Учебно-тематический план
2класс (34 ч)
| Разделы и темы программного материала | Кол-во часов |
| | теория | практика |
1. | Основы знаний о физической культуре | 2 | - |
2. | Общая физическая подготовка | 2 | 19 |
2.1. | Гимнастика с основами акробатики | 0,5 | 5 |
2.2. | Легкая атлетика | 0,5 | 4 |
2.3. | Подвижные игры | | 10 |
3. | Специальная физическая подготовка | 1 | 10 |
3.1. | Оздоровительная и корригирующая гимнастика | 1 | 10 |
| Всего: 33 часа | 5 | 29 |
Содержание программы.
1. Основы знаний о физической культуре (4 часа)
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Жизненно важные передвижения человека сходства и различие.
Гигиенические и этические нормы.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
2. Общая физическая подготовка (20 часов)
2.1. Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, в колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); имитационные упражнения (подражание передвижению животных).
2.2. Легкая атлетика: Бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений. Бег спиной; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с передвижением вперед и назад; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди.
2.3. Подвижные игры:
на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись - разойдись», «Смена мест»); Игры («У медведя во бору», «Раки», «Тройки», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»);
на материале легкой атлетики – эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»);
на материале спортивных игр: баскетбол – ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы; подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «охотники и утки»).
3. Специальная физическая подготовка (11 часов)
3.1. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые седы, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц.
Ходьба: с соблюдением правильной осанки; с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе, «гусиным шагом»); сочетание ходьбы с дыханием.
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения; на месте; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом.
Методическое обеспечение
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы):
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь», «Пропаганда ЗОЖ», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и т.п.
измерительные приборы: весы, часы.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Учебно-практическое оборудование:
стенка гимнастическая;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
палки гимнастические;
скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
маты гимнастические;
перекладина навесная;
мячи набивные (1 кг);
мячи массажные;
мячи - хопы;
мячи малые (резиновые, теннисные);
мячи средние резиновые;
мячи большие (резиновые, баскетбольные волейбольные, футбольные);
рулетка измерительная;
коврики массажные;
конусы;
секундомер;
аптечка медицинская.
Список используемой литературы для составления программы.
Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: ИЦ «Вентана-граф». 2002 г.
Адаптированная физическая культура (третий час) для учащихся образовательных учреждений. Методическое пособие. Самара, 2008 г./ Составители Антимонова М.Ю., Мальшин Ю.А. и др.
Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005 г. – № 11. – С. 75–78.
КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе. – М.: ВАКО, 2004 г.
Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. М.: ГИЦ «Владос», 2005 г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Внеурочная деятельность. Гимнастика. М.: «Просвещение», 2014 г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников, 2005 г.
Матвеев А.П. Рабочая программа «Физическая культура». 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011 г.
Матвеев А.П. Уроки физической культуры. 1-4 класс. Методические рекомендации. М.: «Просвещение», 2014 г.
Патрикеев А.Ю., Подвижные игры. М.: ВАКО, 2007 г. / Мозаика детского отдыха.
Синягина Н.Ю., И.В. Кузнецова. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2003 г.
Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), Москва: «Просвещение», 2011г.
Степанова О.А., Оздоровительные технологии в школе. // №1 – 2003 г.
Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991 г.