Оздоровительный проект «Азбука дыхания»
Проект долгосрочный - учебный год (октябрь 2020 – май 2021г)
Участники проекта:
• Дети старшей группы;
• Воспитатели;
• Инструктор по физической культуре;
Актуальность проекта
Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит.
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение.
Научив ребёнка - дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающе и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни и речевого развития.
Проблема: дети не умеют правильно дышать.
Цель: культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному здоровью; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
Задачи:
• развивать осознанный интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, пользоваться в дальнейшей жизни;
• поэтапно овладевать (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
• овладевать умением согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
• создавать благоприятные условия для формирования здоровой и физически развитой личности;
•способствовать превращению здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.
Предполагаемый результат:
• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• снижение простудных заболеваний у воспитанников;
• формирование у детей «правильных» дыхательных привычек;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье;
• обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Основные направления реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Знакомство с теоретическими основами дыхательной гимнастикой
2.Познавательная страничка: - беседы с детьми на темы: «Для чего нужна дыхательная гимнастика?», «Как правильно дышать?»
3. Подбор комплексов дыхательной гимнастики.
Основной этап.
1. Проведение профилактических упражнений для верхних дыхательных путей.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
1. Проведение дыхательных и звуковых упражнений
2. Проведение дыхательной гимнастики.
3.Мастер – класс «Дыхательная гимнастика в режиме дня» (для педагогов).
4. Создание картотеки «Дыхательная гимнастика»
5. Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз».
6. Создание информационного стенда для родителей «Дышим правильно»
7. Мастер-класс для родителей
8. Изготовление пособий для дыхательной гимнастики.
9. Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
Заключительный этап
Спортивное развлечение «Путешествие в страну Здоровейка»
Предполагаемый результат:
• Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• Снижение процента простудных заболеваний у воспитанников;
• Сформированность «правильных» дыхательных привычек у воспитанников;
• Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.
Список литературы:
Букварь здоровья / Л. В. Баль, В. В. Ветрова, 1995г.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ / Т. С. Яковлева, 2006г.
Развивающая педагогика оздоровления В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егоров – М. ,Линка – пресс, 2000г.