СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление с двойной ролью букв

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, которые в зависимости от фонетической позиции могут обозначать один и два звука.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с двойной ролью букв»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Двойная роль букв е, ё,ю,я.

Номер урока в тематическом планировании 67

Класс 5 а класс

Вид АООП (3.2)

Тип урока урок изучения новых знаний

Цель урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, которые в зависимости от фонетической позиции могут обозначать один и два звука.

Задачи урока и планируемые результаты:

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

- формировать ответственное отношение к учению

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


-воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать развитию фонематического слуха;

-формировать навыки грамотного письма;

(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

сформировать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

повторить изученное на предыдущем уроке;

научиться «видеть»  двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

продолжить формировать навык транскрибирования.


-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- формировать умение правильно использовать дидактический материал при фонетическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения;

- формировать социальный опыт.


Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

 воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности на уроке, умения обобщать и делать выводы.


Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

обучающиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки;

продолжают формировать навык транскрибирования;

научились «видеть»  двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

могут доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;


- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- умеют правильно использовать дидактический материал при фонетическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);

- совершенствуют навык транскрибирования слов;

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения;

- формируют социальный опыт.


Познавательные УУД: умение работать с учебником, со справочной литературой, постановка и решение проблемы; - умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- умеют строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и технологии обучения:

Словесные методы

Практические методы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Образовательные ресурсы (оборудование)


Учебник , рабочие тетради учащихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.


Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

ХОД УРОКА


1) Организационный этап.

 - Встали ровненько, улыбнулись. Здравствуйте, садитесь. Ребята, какой праздник зимой вы больше всего ждёте?

- Новый год – это волшебный праздник, полный чудес и подарков. Давайте создадим волшебную атмосферу своим делом, своей речью и приблизим Новый год, докажем, что вы достойны исполнения желаний, подарков, которых ждёте. Для этого мы должны исправить ошибки в данных нам предложениях, ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, и тогда наши новогодние пожелания исполнятся.
Откройте тетради и запишите число

2) Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. (В скобках даны ключи к этому заданию).
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)


- Давайте сделаем вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать фонетику.

2. Блиц-опрос.
• Что такое фонетика? (наука, изучающая звуки речи)
• Из чего состоят слова, которые мы слышим? (звуки)
• Звуки делятся на … (гласные и согласные)
• Гласные бывают … (ударные и безударные)
• На какие звуки делятся согласные? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
• Из чего состоят слова, которые мы пишем? (букв)
• Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, Ъ и Ь знак)
• Сколько гласных звуков в русском языке? (6 – а, и, о, у, э, ы)
• А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? ( учащиеся должны сказать, что есть гласные буквы е, ё, ю, я , которые в звуки не входят)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Формулирование проблемы.

- А теперь послушайте загадки и определите, о каких буквах идет в них речь,

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)

– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают? Давайте попробуем разгадать её. Произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Формулирование темы урока, постановка задач урока.

- Итак, так почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? Какой вопрос у вас возник?

(Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука). Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают 2 звука)

- Какова будет тема нашего урока?

- Чему мы должны сегодня научиться?

(Ученики должны сформулировать вопрос: «В каких случаях буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают одни звук, а в каких два звука?»)

(Делают вывод: .....)

Тема урока… (коллективное формулирование темы урока). «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

( тема записывается в тетради)

– Итак, буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают два звука. Запишите себе их в тетрадь.

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]

- Но всегда ли? Итак, наша задача: узнать, в каких позициях буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук, а в каких – два звука.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Объяснение нового материала. 

-Прочитайте слова. Работаем с первым столбиком.

лес- [лэс]

нёс- [нос]

люк- [лук]

ряд- [ рад]

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я? После каких букв?( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-Что еще обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?(мягкость предыдущего согласного)

-Подведём итог: когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после согласных)

Итак, какова роль у букв Е, Ё, Ю, Я? (После согласных звуков эти буквы обозначают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного). 

Делаем вывод: первая роль у букв Е, Ё, Ю, Я -после согласных звуков эти буквы обозначают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного). 

-Работаем со следующим столбиком:

ель- э]ль

ёрш-о]рш

юла-у]ла

яма-а]ма

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Работаем со следующим столбиком:

боец -бо[й`э]ц

приём -при[й`о ]м

союз- со [йу`]з

маяк -м [й`а ]к

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Работаем со следующим столбиком:

съезд -съ[й`э ]зд

подъём -подъ[й`о ]м

вьюга -вь[`й`у ]га

бурьян- бурь[й`а ]н

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог : если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ьили Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

- Итак,  есть еще вторая роль у букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Умение обозначать два звука)

Делаем вывод: вторая роль у букв Е, Е, Ю, Я -умение обозначать два звука.

-Сколько ролей у букв е.ё,ю,я?

Ученики формулируют правило, вырабатывают алгоритм работы, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебниках (стр. 141, параграф 61)

- Совпадают ли наши выводы с правилом учебника? А теперь давайте обобщим полученные знания.

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)






5) Первичная проверка понимания

– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили правило.

Обратимся к учебнику. Откройте стр. 142, упр.310

(Ребята работают по алгоритму, проговаривая изученный материал, продумывают, то, что делают, обдумывают и выясняют все ли понятно)

- Молодцы, выполнили правильно. Теперь вы можете применить свои знания на практике.

Найдите и запишите в 2 столбика слова:
1 вариант :1) в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначает один звук и мягкость согласного;
2 вариант: 2) в которых эти буквы обозначают 2 звука.

Физкультминутка.

Обучающиеся выполняют физкультминутку стоя.

Учитель произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то топают ногой.


6) Первичное закрепление.

1.Работа по учебнику. Упр 311

- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет).

- Почему?

Учитель:  Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

.Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: кабина, баян, юг, еда, ёлка.

Проверка:

кабина – 6 б., 6 зв честный-7 б.,6 зв

баян- 4 б.,5зв праздник-8 б.,7зв

юг-2 б.,3зв малина -6 б.,6зв

еда-3 б.,4зв ручьи-5 б.,5зв

ёлка-4 б.,5зв

2. Фонетический разбор слов «ёж» и «юла» (по выбору).

Отгадайте загадки.

1.Под соснами , под ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)

2. Быстро, быстро завожусь,но не еду, а кружусь. (юла)

1 вариант : Делает транскрипцию слова «ёж»

2 вариант: Делает транскрипцию слова «юла»

Проверяем:

ёж – 1слог

[й’ ] - согл., зв., мяг.

ё /

\ [ о ] - гласн., ударн.

ж - [ш ] - согл., глух., тв.

_____________________

2 буквы, 3 звука



юла – 2слога

[й’ ] - согл., зв., мяг.

ю /

\ [ у ] - гласн., ударн.

л - [л ] - согл., зв., тв.

а - [а ] - гласн., безударн.

_____________________

3 буквы, 4 звука



3.Игра “Дай сигнал
Описание: учащиеся хлопком в ладоши “сигналят”, если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука.

Снегурочка, яркость, вьюги, декабрь, метель, веселье, санки, лед, юрта, снегирь, знания, намело, январь, гирлянда, ёлочка, чудо.


4.Запишите транскрипцию слов.

( раздаются карточки со словами).

Проверяем:

клюв [кл’уф ] юмор [й’умар ] юбка [й’упка ]

мёд [м’от ] швея [шв’эй’а]

ягода [й’а гада ] лев [ л’э́в ]



5. «Третье лишнее»

1. Яблоко, мяч, наряд.

2. Поле, поезд, тема.

3. Юра, вьюн, салют.

-Почему это слово лишнее?



7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



1.Выучить теоретический материал п.61.

2. Выполнить упр 312.

3. Выписать из словаря 5 слов с буквами е ,ё, ю, я.(по желанию).

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)



Какую тему мы сегодня изучали? (Двойная роль букв е, ё. ю, я)

- Когда буквы Е,Ё,Ю, Я обозначаю 2 звука? Когда один?

-Какие затруднения вы испытали?

-Что нам помогло их преодолеть? (умение различать позиции, в которых эти буквы обозначают 2 звука)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя незаконченное предложение:

Сегодня на уроке я.......

- Молодцы, ребята, Вы очень хорошо работали, справились со всеми заданиями. и доказали, что ваши желания достойны исполнения. Я думаю, что Новый год принесет вам много приятных сюрпризов.

Благодарю за урок!