Ознакомление с окружающим миром в средней группе дошкольного образовательного учреждения.
Основная цель ознакомления с окружающим миром - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у ребенка понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В этом возрасте (4–5 лет) дети начинают активно исследовать мир, задавать вопросы, что требует от педагога организации соответствующей работы.
Цели ознакомления с окружающим миром в средней группе:
- развитие познавательных интересов детей, любознательности;
- расширение опыта ориентировки в окружающем;
- сенсорное развитие;
- ознакомление с природой и природными явлениями;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля и элементарных экологических представлений.
Задачи:
- учить простейшему сравнительному анализу, умению группировать и систематизировать предметы по определённому признаку;
- развивать пространственное ориентирование, обогащать словарь словами, которые обозначают положение предметов и деталей относительно друг друга;
- формировать умение устанавливать взаимосвязи между явлениями в общественной жизни и природе;
- давать первоначальные представления о малой родине, Отечестве, народе, общественных праздниках, традициях.
Методы и приёмы
Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на три основные группы:
Словесные:
беседа, рассказ, пояснение, чтение художественных произведений.
Наглядные:
демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей, рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов), наблюдение, экскурсия.
Практические:
опыты, упражнения, действия с предметами.
Также используются игровые приёмы: дидактические игры, театрализации, сюжетные игры.
Некоторые темы для занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе:
"Мой город"
Цели и задачи:
- Познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями.
- Развивать умение ориентироваться в городе, знать основные улицы и места.
- Воспитывать чувство гордости за свой город и желание его узнавать.
"Безопасность на улице"
Цели и задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения и безопасности на улице.
- Развивать умение применять правила безопасности в повседневной жизни.
- Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих.
"Времена года"
Цели и задачи:
- Познакомить детей с сезонными изменениями в природе.
- Развивать наблюдательность и умение замечать изменения в природе.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
"Домашние животные"
Цели и задачи:
- Расширить знания детей о домашних животных, их внешнем виде и повадках.
- Развивать умение различать домашних животных по внешнему виду и звукам.
- Воспитывать интерес к животным и ответственность за их содержание.
"Дикие животные"
Цели и задачи:
- Познакомить детей с дикими животными, их образом жизни и средой обитания.
- Развивать умение узнавать диких животных на картинках и в природе.
- Воспитывать интерес к природе и её обитателям.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
"Времена года"
Цели и задачи:
- Закрепить знания о временах года, их последовательности и характерных признаках.
- Развивать умение определять время года по признакам природы.
- Воспитывать наблюдательность и интерес к природным изменениям.
«Путешествие в Волшебный лес».
Цели и задачи:
- Сформировать у детей основы экологической культуры.
- Закрепить знания о природе и правилах поведения в лесу.
«Живая и неживая природа».
Цели и задачи:
- обобщить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы, обогащать активный словарь.
«Птицы нашего края».
Цели и задачи:
- познакомить детей с зимующими птицами, их особенностями, пользой для человека.
- Развивать умение узнавать птиц на картинках и в природе.
- Воспитывать интерес к природе и её обитателям.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ресурсы
Для работы по ознакомлению с окружающим миром в средней группе используются:
Наглядный иллюстративный материал: наборы картинок по темам «Животные», «Птицы», «Растения», «Грибы», «Времена года», «Праздники», «Бытовые приборы», «Профессии» и др..
Материал для проведения элементарных опытов: сосуд с водой, формочки, снег, лёд в формочке, камни, глина, песок.
Природный и бросовый материал для развития трудовых навыков (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки).
Инвентарь для ухода за объектами природы (лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки).