СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П. П. Бажов. Сказка «Медной горы Хозяйка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал очень интересный

Просмотр содержимого документа
«П. П. Бажов. Сказка «Медной горы Хозяйка».»

П. П. Бажов. Сказка «Медной горы Хозяйка».

Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.

Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа. Постановка цели урока

Просмотр отрывка мультфильма «Медной горы хозяйка».

О чем мы будем сегодня говорить? Каковы наши цели?

3. Историческая справка (рассказ учителя)

Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы – сокровищница России, там хранится и золото, и самоцветы, и медь, и мрамор, и малахит. Здесь при Петре I построили первые заводы и рудники. В семье одного из мастеров завода родился будущий собиратель фольклора Павел Петрович Бажов. С детства он видел и узнавал нравы и обычаи уральских рабочих, слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжёлом труде на рудниках. Уральская земля рождала их. Старатели, рудобои, камнерезы искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь к родной земле. Называются эти истории сказами.

4. Знакомство с жанром сказа

Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно?

Сказ

Сказка

Общее: сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы), происходят необыкновенные события.

1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ.

1. Устное народное творчество.

2. События реальны (происходили когда-то давно).

2. События вымышлены.

3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика – человека из народа, со свойственной ему народной устной речью.

3. Рассказчик – народ.

4. Герои – обыкновенные люди.

4. Вымышленные, сказочные герои.

5. Место действия реальное.

5. Место действия неопределенное.

6. Печальный финал.

6. Счастливый финал.

Значит, отличие сказа от сказки в том, что в события, описываемые в сказах, люди верили; в сказах, как в сказках, есть чудеса и фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи; в сказе всегда слышится голос рассказчика, причастного к событиям, ободряющий или осуждающий героев, он говорит народным языком, полным местных словечек и выражений; сказ – устная форма речи, перенесённая в книгу.

Что же называется сказом? В чём сказ не похож на сказку? Откроем учебники и узнаем точный ответ на вопрос (стр. 68).

5. Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» и его герои

А) Ономастический комментарий.

Сказ, о котором пойдёт речь на сегодняшнем уроке, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка». Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор К. Молчанов – оперу «Каменный цветок». Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.

В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Как выглядит этот горный минерал? Малахит – камень, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.

Б) Словарная работа.

Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны, поэтому наши ребята записали их в словарик. Сейчас они дадут разъяснения:

Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель владельца на заводе, главное лицо. Наигрыш – пустые разговоры. Душной козёл – злой, жестокий,

подлый человек. Приискаться – придраться. Изробленный – измученный. Артуть-девка – очень живая. Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть. Забой – место, где вырубают руду. Пониток – одежда из домотканого сукна. Роблю – работаю. Коли – если.

В) Сопоставление словесных портретов героев сказа с художественными иллюстрациями.

В сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» несколько героев. Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)

Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике? (стр. 58 «Глядит… рукой погладить»).

Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П. Караченцова, И. Пчелко и Н. Кочергина. Какой из них вам нравится больше и почему?

Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.

Хозяйка в изображении Н. Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.

6. Судьба мастера Степана

Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной. Как он объясняет, что не боится малахитницу? («Кого мне бояться, коли я в горе роблю?», стр. 60)

Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)

Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был – гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать – тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать»).

Чем закончилось это событие? (Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое).

Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? («Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку». Подарила шкатулку, помогла получить вольную).

Как сложилась судьба Степана? (Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел»).

Почему сказ закончился печально? (В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю)

Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса).

7. Самостоятельная работа. Поэтичность сказа П. П. Бажова

Итак, мы рассмотрели с вами героев сказа, поговорили о влиянии Хозяйки на судьбу Степана. Продумайте и запишите письменный ответ на вопрос «Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?», используя опорные вопросы (записаны на доске).

1) Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы?

2) Почему многие ее боятся?

3) Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра?

4) Почему встреча с ней не делает человека счастливым?

Примерный ответ

Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремится превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.

Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.

8. Рефлексия

Чему я научился на уроке? Достигли ли мы поставленных целей урока?

9. Домашние задание

В. 1-3, стр. 69-71 (устно).


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!