Дата: 16.01.2025
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.
Тип урока: изучение нового материала
Цели: научиться правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
- образовательная: учить правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
- развивающая: развивать умение изменять существительные множественного числа по падежам; развивать речь учащихся, мышление, внимание, память; навык правильного каллиграфического письма;
- воспитательная: воспитывать коллективизм, прививать любовь к русскому языку.
Формируемые УУД:
Предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, тетрадь, наглядный материал, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Уровень повышенной сложности
— Поставьте имена существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.
Около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (вишни), герои (басни), девять (скатерти), килограмм (яблоки), ведро (сливы), вдоль (деревни), клубок из (нити).
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
лазить по деревьям любоваться помнить
радоваться звёздами о родителях
подаркам рисовать красками участвовать
ответить читателям общаться в соревнованиях
с друзьями распустились на ветках
— Чем похожи все словосочетания? (Во всех словосочетаниях имена существительные употреблены во множественном числе.)
— По какому признаку они разделены на три группы? (В первой группе записаны словосочетания с именами существительными в дательном падеже, во второй — в творительном, в третьей — в предложном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Примерный ответ. Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 269 (с. 139).
- Расшифруйте схему. (Имена существительные множественного числа в дательном падеже имеют окончания -ам, -ям, в творительном падеже —ами, -ями, в предложном падеже —ах, -ях.)
- Проверьте, так ли это. Выполните задание. (Учащиеся по цепочке склоняют имена существительные, указанные в упражнении.)
Упр. 270 (с. 139).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Определите его главную мысль.
- Выполните письменные задания к упражнению.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 272 (с. 140).
На карточке:
Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел….
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Давайте повторим, о каких падежах мы сегодня говорили? (Д.п., Т.п., П.п.)
- На какие вопросы отвечают данные падежи? (Д.п. кому? чему? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?)
- Какие окончания имеют данные падежи?
(Д.п. –ам, -ям
Т.п. –ами, -ями
П.п. –ах, ях)
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы…
Я запомнила…
- Как думаете мы достигли своей поставленной цели?