СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежные окончания существительных 3-го склонения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Падежные окончания существительных 3-го склонения.»

Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»

Урок№68

Дата:12.12.

Класс:4

Тип урока: закрепление.

Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.

Цель:развивать умения распознавать имена существительные 3-го

склонения, писать окончания имён существительных 3-го склонения.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о падежных окончаниях имён существительных 3-ого склонения единственного числа и формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные:  воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Планируемые результаты:

 Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний

имен существительных 3-го склонения.

 Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации

объектов, умение выделять существенные признаки, работать по

алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения

задания.

 Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель

урока, анализировать и сравнивать , контролировать, корректировать и

оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать

учебное сотрудничество.

 Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и

точностью, учитывать разные мнения.

 Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности,

адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной

деятельности.

Оборудование: учебник,тетрадь,карточки,компьютер,презентация,таблицы

Ход урока

1 Организационный момент

На урок звенел звонок,

Нам пора начать урок.

2 Актуализация знаний

А)Выборочный словарный диктант

-Что такое склоняемые и не склоняемые имена существительные?

(склоняемые-изменяются по падежам; несклоняемые – не изменятся по падежам)

Выпишите:

-1 вариант- склоняемые существительные

-2 вариант- несклоняемые

Два ученика работают у доски, проверка с доски, самооценка.

Бассейн, электричество, пальтошоссе, телефон, кафе, вокзал, пианино, рояль,

календарь, радиометрокакао, хозяйство.(проверка)

б) Чистописание

На экране слова:

ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

- Исключите лишнее слово (букварь).

- Почему?

- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

(Это существительные 3-го склонения)

- Какие существительные относятся к 3-ему склонению? (Ж.р . без окончания)

- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать

на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

- Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет

согласную от гласной)

Минутка чистописания.

- Запишите, продолжив закономерность:

На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…

3.Мотивация знаний

- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких –

вы узнаете позже.

- О каких существительных мы будем говорить на уроке?

(О существительных 3-го склонения)

На экране: Букварь – к мудрост… ступенька.

- Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).

- Как вы её понимаете?

- Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).

- Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).

- Какое окончание вставим в это слово? (проблема)

- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных.

- О каких существительных мы будем говорить на уроке?(О существительных 3-го склонения)

Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у

существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)

4.Работа по теме урока

На экране вопрос.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.

- Чтобы ответить на главный вопрос нашего урока , надо просклонять

существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)

5 Исследование проблемы.

- Просклоняем существительное «мудрость»

- Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ.

3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В. п? (нулевое),

В Т.п.? (Ю)

Проверим своё открытие с материалом учебника стр 98

- Вывод на экране Р.п. Д.п. П.п –И; В.п –нулевое; Т.п--Ю

Вернёмся к пословице.

- Какое окончание пропущено? - и –

- Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)

5.Физминутка для глаз.

Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами

6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных

окончаний у существительных 3-го склонения.

Работа с тренажером ЭОР

8 Закрепление знаний

Работа с карточками

- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном

падеже, указать падеж. (индивидуальная работа) учащиеся записывают в

тетрадь.

На карточках На экране слова:

тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.

крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п

ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п

подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п

о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п

случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п (Проверка)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

9 Физминутка «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале

левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика

носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая

рука – нос. (5 раз).

10. Продолжение работы по теме урока.

Творческая работа.

- Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.

На экране слова:

ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК,

КОСМОНАВТ, ТОПОР.

- Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма –

словарные слова)

- Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту

буквы? (редактор)

- Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).

- Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).

- Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать –

исправлять ошибки в предложениях).

- Редактирование предложений по выбору. (карточки)

На экране предложения двух видов.

I.Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

II.По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Проверка (выборочно).

- Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?

Почему?

(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в

зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи

– 3 скл. Д.п).

11.Итог урока. Рефлексия

- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

- Используя опорные слова, подведите итог урока.

Наш урок подходит к завершению.        
Нарисуйте у себя в тетрадях лестницу из 3 ступенек. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, не интересно

2-было не всё понятно        

3-всё понял, многому научился, всё понравилось

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

12 Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)

Спасибо за работу на уроке.




















































Тема: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

Цели: отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1, 2 и 3-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 3-го склонения; развивать умение прове­рять написание безударных окончаний ударными.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Приведите примеры сущ. 3 склонения

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте группы слов.

печь заря

брошь лопата

соль Варя

Что общего у всех слов? (Это существительные женского рода, стоят в начальной форме.)

Чем отличаются две группы? (Впервой группе существитель­ные 3-го склонения, во второй — 1-го склонения.)

Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют? (Нет, окончания будут разные.)

Давайте проверим. Просклоняйте существительные: вари­ант 1 — печь, вариант 2 — заря. (Два ученика работают у доски. Проверка.)

Подтвердились ли ваши предположения? (Да, эти сущест­вительные имеют разные падежные окончания.)

Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения, научиться правильно их писать.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 174 (с. 98-99).

Упр. 175 (с. 99). (Коллективное выполнение по цепочке.)

2. Упражнение в склонении имён существительных 3-го склонения

Просклоняйте самостоятельно слово мысль.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)

V. Закрепление изученного материала

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существи­тельных. Укажите падеж существительных 3-го склонения.

1) Каждый день прибавляет частицу мудрост... 2) Лень хуже болезн... 3) Жизнь без радост.. так что день без солнышка. 4) Хочешь есть кала­чи, не сиди на печ.. . 5) Не было печал.., так черти накачали. 6) Солдат из пригоршни напьётся, на ладон.. пообедает. 7) Закрылась рана - забыл о бол... 8) Труд - дело чест.., доблест.. и славы.

VI. Подведение итогов урока

- Одинаково ли пишутся окончания существительных одного

рода?

- Как пишутся ударные и безударные окончания имён суще­ствительных?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какое упражнение вам больше всего понравилось выполнять?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 99).