Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»
Урок№68
Дата:12.12.
Класс:4
Тип урока: закрепление.
Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.
Цель:развивать умения распознавать имена существительные 3-го
склонения, писать окончания имён существительных 3-го склонения.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о падежных окончаниях имён существительных 3-ого склонения единственного числа и формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний
имен существительных 3-го склонения.
Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации
объектов, умение выделять существенные признаки, работать по
алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения
задания.
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель
урока, анализировать и сравнивать , контролировать, корректировать и
оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать
учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и
точностью, учитывать разные мнения.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности,
адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной
деятельности.
Оборудование: учебник,тетрадь,карточки,компьютер,презентация,таблицы
Ход урока
1 Организационный момент
На урок звенел звонок,
Нам пора начать урок.
2 Актуализация знаний
А)Выборочный словарный диктант
-Что такое склоняемые и не склоняемые имена существительные?
(склоняемые-изменяются по падежам; несклоняемые – не изменятся по падежам)
Выпишите:
-1 вариант- склоняемые существительные
-2 вариант- несклоняемые
Два ученика работают у доски, проверка с доски, самооценка.
Бассейн, электричество, пальто, шоссе, телефон, кафе, вокзал, пианино, рояль,
календарь, радио, метро, какао, хозяйство.(проверка)
б) Чистописание
На экране слова:
ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ
- Исключите лишнее слово (букварь).
- Почему?
- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?
(Это существительные 3-го склонения)
- Какие существительные относятся к 3-ему склонению? (Ж.р . без окончания)
- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать
на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).
- Чем особенна эта буква?
(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет
согласную от гласной)
Минутка чистописания.
- Запишите, продолжив закономерность:
На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…
3.Мотивация знаний
- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких –
вы узнаете позже.
- О каких существительных мы будем говорить на уроке?
(О существительных 3-го склонения)
На экране: Букварь – к мудрост… ступенька.
- Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).
- Как вы её понимаете?
- Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).
- Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).
- Какое окончание вставим в это слово? (проблема)
- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных.
- О каких существительных мы будем говорить на уроке?(О существительных 3-го склонения)
Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у
существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)
4.Работа по теме урока
На экране вопрос.
Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.
- Чтобы ответить на главный вопрос нашего урока , надо просклонять
существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)
5 Исследование проблемы.
- Просклоняем существительное «мудрость»
- Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ.
3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание -И
Какое окончание имеют существительные 3 скл в В. п? (нулевое),
В Т.п.? (Ю)
Проверим своё открытие с материалом учебника стр 98
- Вывод на экране Р.п. Д.п. П.п –И; В.п –нулевое; Т.п--Ю
Вернёмся к пословице.
- Какое окончание пропущено? - и –
- Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)
5.Физминутка для глаз.
Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами
6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных
окончаний у существительных 3-го склонения.
Работа с тренажером ЭОР
8 Закрепление знаний
Работа с карточками
- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном
падеже, указать падеж. (индивидуальная работа) учащиеся записывают в
тетрадь.
На карточках На экране слова:
тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.
крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п
ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п
подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п
о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п
случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п (Проверка)
Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»
9 Физминутка «Весёлая переменка».
А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным.
Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале
левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика
носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая
рука – нос. (5 раз).
10. Продолжение работы по теме урока.
Творческая работа.
- Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.
На экране слова:
ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК,
КОСМОНАВТ, ТОПОР.
- Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма –
словарные слова)
- Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту
буквы? (редактор)
- Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).
- Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).
- Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать –
исправлять ошибки в предложениях).
- Редактирование предложений по выбору. (карточки)
На экране предложения двух видов.
I.Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
II.По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.
Проверка (выборочно).
- Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?
Почему?
(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в
зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи
– 3 скл. Д.п).
11.Итог урока. Рефлексия
- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?
- Используя опорные слова, подведите итог урока.
Наш урок подходит к завершению.
Нарисуйте у себя в тетрадях лестницу из 3 ступенек. Отметьте себя на одной из ступенек.
1-плохо понял тему, не интересно
2-было не всё понятно
3-всё понял, многому научился, всё понравилось
Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.
12 Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)
Спасибо за работу на уроке.
Тема: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
Цели: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 3-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Приведите примеры сущ. 3 склонения
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте группы слов.
печь заря
брошь лопата
соль Варя
— Что общего у всех слов? (Это существительные женского рода, стоят в начальной форме.)
— Чем отличаются две группы? (Впервой группе существительные 3-го склонения, во второй — 1-го склонения.)
— Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют? (Нет, окончания будут разные.)
— Давайте проверим. Просклоняйте существительные: вариант 1 — печь, вариант 2 — заря. (Два ученика работают у доски. Проверка.)
— Подтвердились ли ваши предположения? (Да, эти существительные имеют разные падежные окончания.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения, научиться правильно их писать.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 174 (с. 98-99).
Упр. 175 (с. 99). (Коллективное выполнение по цепочке.)
2. Упражнение в склонении имён существительных 3-го склонения
— Просклоняйте самостоятельно слово мысль.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
V. Закрепление изученного материала
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных. Укажите падеж существительных 3-го склонения.
1) Каждый день прибавляет частицу мудрост... 2) Лень хуже болезн... 3) Жизнь без радост.. так что день без солнышка. 4) Хочешь есть калачи, не сиди на печ.. . 5) Не было печал.., так черти накачали. 6) Солдат из пригоршни напьётся, на ладон.. пообедает. 7) Закрылась рана - забыл о бол... 8) Труд - дело чест.., доблест.. и славы.
VI. Подведение итогов урока
- Одинаково ли пишутся окончания существительных одного
рода?
- Как пишутся ударные и безударные окончания имён существительных?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какое упражнение вам больше всего понравилось выполнять?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 99).