СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальцы помогают говорить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятие включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами.

Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка? Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение!

Упражнения с детьми могут и должны проводить не только воспитатели, но и родители. Развитие мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Тонкую мускулатуру рук помогут развить: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Вода.

Игры с мозаикой и  пластилином. 

Что мы делаем с пластилином? Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. Лепим картинки.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами, скатывание бумаги в шарик.

Игры с чётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице).

 Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

 Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

 Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

 Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

 Рисование на бумаге пальчиками. Показ сказок пальчиками.

 

 

• Предложите девочкам превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

• С мальчиками можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

• Покажите детям, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложат лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

• Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

• Предложить краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводя подобные упражнения регулярно  увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения.

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)

Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,

Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

Помоем руки

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Шарик

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» — придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» — вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

Лодочка и пароход

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол — ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх — это «труба»)

Цветок

Руками делаем «бутон» — основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается — цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны — «цветок распукается»)

Солнышко садится — цветочек спать ложится.

Проведенное исследование и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развитию развития речи у детей. Если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся.

Цель: развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятие включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами.

Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка? Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение!

Упражнения с детьми могут и должны проводить не только воспитатели, но и родители. Развитие мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Тонкую мускулатуру рук помогут развить: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Вода.

Игры с мозаикой и  пластилином. 

Что мы делаем с пластилином? Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. Лепим картинки.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами, скатывание бумаги в шарик.

Игры с чётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице).

 Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

 Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

 Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

 Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

 Рисование на бумаге пальчиками. Показ сказок пальчиками.

 

 

• Предложите девочкам превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

• С мальчиками можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

• Покажите детям, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложат лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

• Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

• Предложить краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводя подобные упражнения регулярно  увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения.

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)

Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,

Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

Помоем руки

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Шарик

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» — придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» — вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

Лодочка и пароход

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол — ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх — это «труба»)

Цветок

Руками делаем «бутон» — основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается — цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны — «цветок распукается»)

Солнышко садится — цветочек спать ложится.

Проведенное исследование и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развитию развития речи у детей. Если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся.

Цель: развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятие включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами.

Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка? Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение!

Упражнения с детьми могут и должны проводить не только воспитатели, но и родители. Развитие мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Тонкую мускулатуру рук помогут развить: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Вода.

Игры с мозаикой и  пластилином. 

Что мы делаем с пластилином? Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. Лепим картинки.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами, скатывание бумаги в шарик.

Игры с чётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице).

 Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

 Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

 Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

 Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

 Рисование на бумаге пальчиками. Показ сказок пальчиками.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Пальцы помогают говорить.»

Пальцы помогают говорить. Подготовила воспитатель Грабина Галина Владимировна.

Цель: развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятие включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами.

Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка? Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение!

Упражнения с детьми могут и должны проводить не только воспитатели, но и родители. Развитие мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Тонкую мускулатуру рук помогут развить: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Вода.

Игры с мозаикой и пластилином.

Что мы делаем с пластилином? Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. Лепим картинки.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами, скатывание бумаги в шарик.

Игры с чётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице).

 Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

 Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

 Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

 Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

 Рисование на бумаге пальчиками. Показ сказок пальчиками.

 



• Предложите девочкам превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

• С мальчиками можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

• Покажите детям, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложат лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

• Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

• Предложить краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводя подобные упражнения регулярно увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения.

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)

Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,

Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

Помоем руки

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Шарик

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» — придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» — вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

Лодочка и пароход

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол — ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх — это «труба»)

Цветок

Руками делаем «бутон» — основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается — цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны — «цветок распукается»)

Солнышко садится — цветочек спать ложится.

Проведенное исследование и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развитию развития речи у детей. Если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся.