СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика в подготовительной группе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика в подготовительной группе»»

«Пальчиковая, артикуляционная,

дыхательная гимнастика в

подготовительной группе»

Комплекс № 1

Тема: «Мы снова вместе!»

Пальчиковая гимнастика:

«Здравствуй, детский сад!»

Дружат в нашей группе (Соединяют пальчики рук в замок (несколько

раз).)

(Соединяют поочередно друг с другом

одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

(Разъединяют пальчики.)

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать

Артикуляционная гимнастика:

«Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот,

положить широкий язык за ниж-ние зубы (с

внутренней стороны), удерживать в таком

положении 3-5 с. Потом поднять широкий язык

за верхние зубы (с внутренней стороны) и

удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять

положение языка 4-6 раз.

«Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

передний край языка на нижнюю губу.

Удерживать его в таком положении под счёт от 1

до 5-10.

Дыхательная гимнастика:

«Воздушный шарик»

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот,

одновременно представляя, что в животе надувается

воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд.

Делает медленный выдох, живот сдувается. З

Задерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 раз подряд

«Качели»

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит

рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Комплекс № 2

Тема: «Что я знаю о себе?»

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики»

В гости к пальчику большому Вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний, Поочерёдно называемые пальцы соединяются с

Безымянный и последний – большими на обеих руках.

Сам мизинчик – малышок Вверх выставляются только мизинцы, пальцы

сжаты в кулак.

Постучался о порог. Кулачки стучат друг о дружку.

Вместе пальчики друзья, Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Друг без друга им нельзя

Артикуляционная гимнастика:

«Телёнок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем

убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз,

растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Дыхательная гимнастика:

«Ушки»

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются

неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к

плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи

выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Комплекс № 3

Тема: Тема: «Комнатные растения»

Пальчиковая гимнастика:

Комнатные растения

Наши алые цветки распускают лепестки. Сжать кулачки.

Медленно разжимать пальцы из кулачков,

покачивать кистями рук вправо – влево,

медленно сжимать пальцы в кулаки,

покачивать кулаки вперёд – назад.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались -

Хлопки

Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист Вымоем

старательно.

Прижать ладони друг к другу

Зеленей ты становись Поглаживаем кисти («моем»)

Ростом - с воспитателя! Хлопки

Ну-ка, фикус, похвались - Потянуться, руки поднять вверх

Вот какой огромный лист! Хлопки

Артикуляционная гимнастика:

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и

покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Покусать середину языка. 3. Покусывать язык,

продвигая его постепенно вперёд-назад. Во

время выполнения упражнения произносить: «тата-та». Произношение слогов («та-та-та»)

помогает ребёнку выполнять задания.

Дыхательная гимнастика:

«Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь

не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 4

Тема: «Кто заботиться о нас в детском саду?»

Пальчиковая гимнастика:

«Поварята»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают

Сдобные ватрушки, пальчики, начиная с мизинца

Булочки и калачи

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно! Обе ладошки разворачивают вверх.

Артикуляционная гимнастика:

«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится)

– и, не меняя положения языка, покусать его

края боковыми зубами 10 – 15 раз.

Дыхательная гимнастика:

«Надуй шарик»

ИП: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустили воздух.

Комплекс № 5

Тема: «Золотую осень в гости просим!»

Пальчиковая гимнастика:

«Осень, осень»

Осень, осень, приходи! трем ладошки друг о друга, зажимаем кулаки по

очереди

Осень, осень, погляди трем ладошки друг о друга ладони на щеки

Листья желтые кружатся плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой

ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь

Артикуляционная гимнастика:

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает

движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом

нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

Дыхательная гимнастика:

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое

листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно

можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Мы идем в осенний лес»

Чух-чух-чух!

Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м») на выдохе, одновременно постукивая пальцами по

крыльям носа)

Вот идет сердитый ёж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками груд ь- свернувшийся ёжик)

Где же носик? Не найдешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Комплекс № 6

Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ребятки!»

Пальчиковая гимнастика:

«Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот: (Указательным пальчиком правой руки

«мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ! (Руки вытягивают вперед ладошками

вверх и разводят в стороны.)

Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться.

Широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая языком сверху вниз,

затем втянуть язык в рот.

Следить, чтобы язык не сужался. Губы не

Натягиваются на зубы, нижняя челюсть

должна быть неподвижной.

Дыхательная гимнастика:

«Синьор – помидор»

Исходная позиция - стоя.

Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.

На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер.

Пауза.

На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.

Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо

краснеет от напряжения).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение создает сопротивление на выдохе.

Комплекс № 7

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Пальчиковая гимнастика:

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики

здороваются

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

 «Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который

несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке.

(Втянуть обе щеки.)

 «Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». (

Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)

 чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик).

Дыхательная гимнастика:

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем

ржаного.

(Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два»,

«три» выдох ртом.)

Комплекс № 8

Тема: «Лес уютный светлый дом каждому есть место в нём»

(деревья, грибы, ягоды)

Пальчиковая гимнастика:

«Ветер по лесу гулял»

Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения

ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку. (Поднимают руки вверх, а затем плавно

опускают ладошки на стол или колени.)

Артикуляционная гимнастика:



Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает

медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку

брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать

жевание.

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями

(зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей

поверхности.

«Пролезаем через бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается

между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от

зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно

высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта.

Челюсти и губы при этом неподвижны.

Упражнения для губ и щек.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным

обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в

норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке.

Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Дыхательная гимнастика:

«Прогулка в лесу»

Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох,

складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью

выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции.

«Погреем пальчики»

Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них,

длительно произнося [ш] [ф] [х].

«Дерево»

Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая

руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»).

Повторить 3 – 4 раза.

Комплекс № 9

Тема: «Кто живёт в лесу?» (дикие животные)

Пальчиковая гимнастика:

«Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединяют одноименные

пальчики правой руки с левой, начиная с

больших.)

Здесь увидеть можешь ты (Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису, (Последовательно соединяют пальчики с

Зайца и медведя, большим на одной руке, затем на другой.)

Белку и ежа,

Оленя и лося.

Прячет всех надежно (Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина. (Подносят указательный пальчик к губам.)

Артикуляционная гимнастика:

«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

«Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

(потешка):

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

«Волчок заводит моторчик»--открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке.

Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить коле-бательные движения чистым

пальчиком из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика:

«Дом большой, дом маленький»

«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.

Лисонька-лиса

след зайца взяла.

Носиком повела,

по следу пошла:

Прислушивается, принюхивается.

«Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком.

Комплекс № 10

Тема: «Домашние животные и птицы»

Пальчиковая гимнастика:

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз. Разводят

и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю: (Разводят и соединяют пальчики левой

руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и

удерживают на весу каждый пальчик

левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу

каждый пальчик правой руки, начиная с

большого.)

Помощник мой. (Большой пальчик правой руки

поднимают вверх, указательный

сгибают, остальные вытягивают вперед

и прижимают друг к другу – «собака»,

левая рука лежит на столе ладошкой

вниз.)

Артикуляционная гимнастика:

«Телёнок»--жевательные движения, рот при этом закрыт.

«Сердитый Пушок»--рот приоткрыт, язык в виде «мостика».

«Копытца»--поцокать язычком, при этом рот открыт.

Язычок ведь, как копытца,

Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет,

Лишь усердней цокать станет.

«Пушок лакает молоко»--лакательные движения языком.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

«Лошадка улыбается»--губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.

«Собачке жарко!»

Жарко нашему Дружку:

(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)

Дыхательная гимнастика:

«Кошка мяукает»

И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдо-хе произносить: «Мяумяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.

«Собака лает»

И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4

раза.

Комплекс № 11

Тема: «Животные Севера и Юга»

Пальчиковая гимнастика:

Если в жаркую страну (Сжимают и разжимают пальчики.)

Я случайно попаду,

То увижу там (Соединяют все пальчики с большим на

обеих рук, образуя «бинокль», подводят к

глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на

правой и левой руках, начиная с

большого.)

Хорошо живется им – (Хлопают в ладоши, разводят руки в

стороны.)

Не бывает снежных зим. (Указательным пальчиком двигают влевовправо.)

Артикуляционная гимнастика:

«Жираф-великан достает ветки высокого дерева». Поднять голову вверх (шея

напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).

Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. (Н. Стожков)

«Слон машет хоботом». Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом.

При возвращении в исходное положение — выдох ртом.

«Бегемот».

Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

(С. Маршак)

«Банан за щекой у обезьянки». Надувать по очереди правую и левую щеки.

«Сигнал опасности у обезьянок». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать

высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

Дыхательная гимнастика:

«Бегемот в воде» - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт

расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный

выдох через нос. Упражнение выполняется бесшумно и плавно. Повторить 5-10 раз.

«Слон пьет воду»--И.п.: о.с.

1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох.

Повторить 3-4 раза.

Комплекс № 12

Тема: «Моя малая родина» (город)

Пальчиковая гимнастика:

«Город»

Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Ходьба на месте

Поликлинники, аптеки,

Магазины, заводы и библиотеки.

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Много здесь жилых домов

И деревьев, и цветов

(Разжимать по очереди пальцы)

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

Артикуляционная гимнастика:

«Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе

звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-туктук».

«Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и

пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.

«Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем

нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних

зубов.

«Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.

«Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой

дом.

Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком

вперед-назад.

Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до

другого, водя языком вперед-назад.

Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам.

Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней

губам.

А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в

сторону.

Дыхательная гимнастика:

«Качели»

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Клумба возле дома».

Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах! » - на выдохе.

«Зажжём фонарик в доме».

Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе

сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».