СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память и её развитие у учащихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко о том, как развивать память у детей с ОВЗ. В частности - у детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Память и её развитие у учащихся с умственной отсталостью»

Память, её развитие и особенности у детей с умственной отсталостью

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта.

В соответствии с характером запоминаемого материала выделяют память вербальную (словесную), образную (представления), двигательную и эмоциональную.

Вербальная память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на :

— зрительную (образ родного человека, родной дом),

— слуховую (любимая песня, голос матери),

— осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого),

— обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов),

— вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона).

Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…).

С учетом длительности хранения информации память разделяют на мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную.

Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Для запоминания какой-то информации человек предпринимает волевые усилия.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей деятельности.

Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

По характеру целей запоминания память делят на произвольную и непроизвольную.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить.

Существуют 2 основные функции памяти: отражательная (память отражает опыт субъекта ил прошлых поколений) и регулятивная (память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики).

Основные мнемические процессы:

1. Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций.

2. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.

3. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.

4. Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Развитие памяти в онтогенезе

Новорожденный

появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”

3-4 месяца

четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц

8-10 месяцев

ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали)

1 год

появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком первых слов (и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми)

1-3 года

в этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тому подобное.

4-6 лет

начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре

7-11 лет

младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше.

11-15 лет

из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение

15-19 лет

характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития

20-25 лет

и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться

40-45 лет

выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений, затем начинают ухудшаться


Особенности памяти детей с умственной отсталостью

Память обучающихся с нарушением интеллекта характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность).

Объем кратковременной памяти умственно отсталых учеников, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у учащихся массовой общеобразовательной школы. Если у школьников-олигофренов младших классов он обычно составляет 3 единицы (это могут быть слова, предметы или их изображения), у старшеклассников — 5 единиц, то у младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием 7±2 единицы.

Нарушение процесса сохранения информации у обучающихся с нарушениями интеллекта выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций.

Обучающиеся с нормальным интеллектуальным развитием при чтении вслух текста в 156 слов точно запоминают и используют в своих пересказах в среднем около 73 слов. Обучающиеся с нарушениями интеллекта средних классов в аналогичных условиях могут репродуцировать всего около 33 слов. Их воспроизведение в целом значительно хуже. Продуктивность запоминания вербального материала: оно выше в тех случаях, когда причинные связи в тексте выражаются союзом «потому что» или словом «поэтому». В тех случаях когда такие слова-связки отсутствуют, текст запоминается с меньшей точностью.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью (они могут добавить что-то от себя).

Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Поэтому в процессе обучения школьников большая роль принадлежит повторению, как одному из основных факторов закрепления знаний.


Игры, направленные на коррекцию памяти обучающихся с умственной отсталостью.

Игра «Повтори слово»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дефектолог бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, дефектолог не ловит мяч.

Слуховую память развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: развитие двигательной кратковременной памяти.

Ход игры:

1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые дефектологом: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;

2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Можно через полчаса попросить ребенка повторить последнюю последовательность ещё раз (развитие долговременной двигательной памяти).

Игра «Волшебные руки»

Цель: развитие кинестетической чувствительности.

Оборудование: ткани разной фактуры (шелк, бархат, искусственный мех), деревянная, металлическая пластинки.

Ход игры: ребенок совместно со взрослым трогают разные материалы и определяют качество поверхности (теплое – холодное, гладкое – шершавое). Затем ребенку завязывают глаза и дают потрогать какой-нибудь материал, когда глаза развязывают он должен показать на тот, который по его мнению ему предлагали.

Игра «Всё ли верно?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: перед обучающимся в ряд ставят 7 фигур сначала одного цвета и просят запомнить их порядок. Затем после перестановки местами просят вернуть их к исходному положению. Затем задание усложняют появлением одной цветной фигуры, затем всех.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!